«Предметные игры детей раннего возраста, направленные на развитие восприятия и мышления в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Балыкина Юлия Михайловна

организация игровых действий с предметами на развитие восприятия и мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balykina_yum_vyst.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 ИМ. В.Ф.ГРУШИНА ГОРОДА

НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ 2ДЕТСКИЙ САД «ВАСИЛЕК»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выступление на методическом

объединении для педагогов,  работающих               с детьми раннего дошкольного возраста № 3

Тема: «Предметные игры детей раннего возраста, направленные на развитие восприятия и мышления

в соответствии с ФГОС ДО»

                                                       Воспитатель:

Балыкина Юлия Михайловна

воспитатель 1 кв. категории

г.о. Новокуйбышевск

2020 г.

1 слайд 

Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вам тему своей работы: «Предметные игры детей раннего возраста, направленные на развитие восприятия и мышления в соответствии с ФГОС ДО».

2 слайд

«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

А. Макаренко

3 слайд 

Организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, мы должны, не подавляя инициативу ребенка, направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно.

Для детей второго и третьего года жизни игра и действия с предметами являются основными видами деятельности. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу и  творчество.


4 слайд 

Развитие ребенка раннего возраста происходит в различных видах игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые воспитатели организуют в совместной либо самостоятельной деятельности малышей.

5 слайд 

Предлагаю рассмотреть игры, направленные на развитие восприятия и мышления. Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием: он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в нужном порядке. Например,

6 слайд

Уголок сенсорного развития

Игровой материал (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами) используется для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов.

В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета: один — для показа и образца, другой — для воспроизведения действия с ним.

7 слайд

Кнопки, застежки, замочки 

Игры с разнообразными кнопками и выключателями, креплениями, застежками, шнурками и пр. необходимы для развития ручных действий. При восприятии развивается координация движений глаз и руки, точность движений и результативность действий.

«Застегиваем — расстегиваем» 

На силуэты разных предметов (гриб, ежик, цветок) сшитых из разной по текстуре, но плотной ткани нашиты пуговицы, к которым крепятся мелкие детали (лепесток, яблоко и т.д.) Силуэты достаточно крупные, чтобы ребенок мог легко их застегнуть и расстегнуть.

Эта игра развивает и восприятие, и мышление: ветерок унес лепестки от чего (цветка), что нес ёжик на спинке? (яблоко, гриб)

«Открываем — закрываем» 

Подобраны наборы бытовых предметов с разными видами застежек и запоров (кошельки, сумочки, пластмассовые баночки и др.). В них можно положить маленькие игрушки и предложить детям достать их. Путем проб и ошибок ребенок находит наиболее удобный способ открывания и закрывания разных предметов (потянуть замочек вверх, в сторону или  нажать на него).

При затруднениях показать детям, как открывается запор, помочь им выполнить сложное действие.

8 слайд

Игра с прищепками Ребенку дается картинка-образец, разноцветные прищепки и 3-4 шаблона (это могут быть круг, квадрат, силуэты животных и т.д.),  по которой он должен увидеть, понять, выбрать и выполнить по образцу такой же предмет. Например, солнышко. Прищепки располагаются по кругу.  Игра направлена на развитие восприятия и мышления.

Ленты, нитки, веревочки, «Шнуровка» Занятия с этими предметами способствуют овладению такими действиями, как наматывание — разматывание, плетение, нанизывание и др. Такие действия очень важны для развития согласованности и точности движений рук. Для данной цели подходят: катушки разноцветных ниток, большие и маленькие клубки, мотки веревки, ленты разной ширины, шнурки, тесьма и т.д. Желательно, чтобы все эти материалы были разложены в коробки. Такие коробки можно предлагать детям для свободной деятельности.

Игры с кубиками 

В группе имеются разнообразные наборы кубиков из дерева, пластмасса, поролона и др. Желательно, чтобы были кубики с предметными и сюжетными картинками. Прежде, чем организовывать игры-занятия с кубиками, даём малышам возможность свободно поиграть с ними. Дети берут их в руки, передвигают, бросают, постукивают, ставят друг на друга и т.д. Малыши часто стремятся разрушить постройки. Совершая их, ребенок получает возможность легко преобразовывать объекты, видеть результат своего действия. Мы стараемся обыграть эти действия, сооружаем башню вновь и позволяем ее опять разрушить. Со временем переходим к целенаправленным играм с кубиками.

9 слайд

Игры с пирамидкой

Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Разбирая и собирая пирамидку, ребенок не только овладевает определенными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать ее элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания или возрастания величины. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости.

Игры с вкладышами

Существует множество разнообразных наборов-вкладышей:

  • наборы вкладышей, которые представляют собой несколько – от 3 до 12 – полых предметов одинаковой формы и разного размера (кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара), убывающие по величине, плоские вкладыши со штампованными углублениями или вырезанными отверстиями разной формы и соответствующими им фигурами, абстрактными и предметными;
  • объемные вкладыши (большие и маленькие кубы, домики, коробки) с прорезями разной формы и соответствующими деталями.

 С такими наборами наши малыши могут заниматься как самостоятельно, так и вместе с нами. В процессе игры со вкладышами дети учатся соотносить предметы по форме, размеру и цвету. Эти игры мы проводим сначала индивидуально с каждым ребенком, затем с небольшой группой детей.

10 слайд

Игры по картинкам на развитие внимания и памяти

«Назови профессию», «Найди отличия» (5 отличий), «Назови предметы на картинке», «Соедини по цвету», «Найди такой же предмет», «Что исчезло?», «Назови героев по порядку».

11 слайд

При правильной организации предметная игра создает условия для развития  восприятия и мышления, а также личностных, физических качеств ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.

Спасибо за внимание!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2015;
  2. Смирнова Е. Ранний возраст: игры. Развивающие мышление // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 4. — с.22;
  3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — Мозаика-Синтез, 2017;
  4. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие. - М.: Форум, 2017. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом раз...

Презентация "« Организация предметно-развивающей среды как средства развития сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста»

laquo; Организация предметно-развивающей среды  как средства развития  сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста»...

Предметно-развивающая среда по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в МДОУ «Детский сад п. Коминтерн» в соответствии с ФГОС «ВЕСЁЛЫЙ СЧЕТОВОЗИК»

В группе старшего дошкольного возраста, с учетом  возрастных особенностей детей, предметно-развивающая среда должна быть, безусловно, особенно насыщенной, разнообразной, многофункциональной. В св...

«Организация предметно-пространственной развивающей среды по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Задачи:Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми...

Предметные игры детей раннего возраста

В воспитании детей раннего возраста очень важным является развитие восприятий, обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные предста...

картотека дидактических игр для детей раннего возраста, направленных на восприятие цвета

картотека дидактических игр для детей раннего возраста, направленных на восприятие цвета...