Конспект непосредственно образовательной деятельности «Тайны космоса».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Дашкина Татьяна Васильевна

Автором представлен конспект для детей подготовительной группы "Тайны космоса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_tayny_kosmosa.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Тайны космоса».

Группа: подготовительная группа.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи:

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (социально-коммуникативное развитие)

- развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале) о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках ( познавательное развитие).

- развитие речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы ( речевое развитие).

- развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;  восприятие музыки, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) (художественно-эстетическое развитие).

- развитие опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами (физическое развитие).

 

Методы и приемы:

Практические: упражнение для язычка, подвижная игра: «Ждут нас быстрые ракеты», словесно – дидактическую игру: «Подбери словечко», игра: «Составь слово», физминутка «Чтобы в космос полететь, надо многое уметь», дидактическая игра «Какой знак?», «Графический диктант - ракета», подвижная игра: «Солнце – чемпион», рисование «Космос», заучить стихотворение В.Степанова «Космонавт», пальчиковая гимнастика: «Ракета», конструирование «космическая ракета в технике оригами»(коллективная работа), гимнастика для глаз,  лепка «Космонавт».

Наглядные: рассматривание планет солнечной системы, рассматривание иллюстрация на тему «Наша земля», показ презентации, рассматривание портрета «Первый космонавт», развивающий Мультфильм «Космос для детей. Увлекательное путешествие в Космос»

Словесные: космические загадки, рассказ «Наша планета Земля», рассказ о планетах солнечной истемы, беседа: «Первый космонавт», чтение Ю.Нагибин «Рассказы о Гагарине», чтение стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин».

Материалы и оборудование: предметные картинки на тему «Космос», пластилин, карандаши, бумага, краски.

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы

организации совместной деятельности

Двигательная

 упражнение для язычка, подвижная игра: «Ждут нас быстрые ракеты»», физминутка «Чтобы в космос полететь, надо многое уметь», подвижная игра: «Солнце – чемпион», пальчиковая гимнастика: «Ракета», 

Игровая

упражнение для язычка, словесно – дидактическую игру: «Подбери словечко», игра: «Составь слово», «Графический диктант - ракета»,  гимнастика для глаз, подвижная игра: «Ждут нас быстрые ракеты», подвижная игра: «Солнце – чемпион». 

Продуктивная

Рисование «Космос», конструирование «космическая ракета в технике оригами»(коллективная работа), ,  лепка «Космонавт».

Познавательно-исследовательская

Словесно – дидактическую игру: «Подбери словечко», игра: «Составь слово», конструирование из бумаги, развивающий Мультфильм «Космос для детей. Увлекательное путешествие в Космос»

Коммуникативная

Космические загадки, беседа: «Первый космонавт», рассматривание планет солнечной системы, рассматривание иллюстрация на тему «Наша земля», показ презентации, рассматривание портрета «Первый космонавт».

Чтение художественной литературы

чтение Ю.Нагибин «Рассказы о Гагарине», чтение стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин», заучить стихотворение В.Степанова «Космонавт».

Трудовая

Поручения и задания.

Логика образовательной деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

1.

Воспитатель сообщает детям, что их пригласили совершить путешествие в космос. 

Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета)

Дети внимательно слушают, отгадывают загадку.

Сформировать интерес к предстоящей деятельности.

2.

Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Дети выполняют упражнение.

Создать положительный настрой, желание взаимодействовать с воспитателем. Заинтересовать детей образовательной деятельностью.

3.

Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее, закрыть глаза и начинать обратный отсчет:

10,9,…Пуск!

Дети выполняют задание.

Вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских богатырей.

4.

Воспитатель предлагает поиграть

П/и:«Ждут нас быстрые ракеты»

П/и:«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

Обеспечить детей двигательной активностью.

5.

Воспитатель показывает иллюстрации, как выглядит наша планета в космическом пространстве. Рассказ «Наша планета Земля»

Рассказ: «Планета Земля»

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

Расширить знания детей о планете Земля.

6.

Воспитатель предлагает словесно – дидактическую игру: «Подбери словечко»

Словесно – дидактическую игру: «Подбери словечко»

(подобрать к слову «звезда» родственное слово.

-человек, который считает звезды – звездочет,

-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,

-скопление звезд на небе- созвездие,

-момент, когда звезды «падают» - звездопад,

-небо, на котором много звезд – звездное,

-небо, на котором нет звезд – беззвездное,

-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка)

Активизировать и расширить словать по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.

7.

Воспитатель предлагает с помощью кругов Луллия  игру: «Составь слово»

Игра: «Составь слово»

(при запуске ракеты слова раскололись надвое. Нужно  соединить половинки вместе, чтобы получилось слово.

(спут  - ник, телес - коп, зем - ля, лу - на, солн - це, звез – да)

Закрепить знание букв, умение складывать слова из слогов, читать слова. Развивать мышление, внимание, речь детей.

8.

Воспитатель предлагает поиграть: Физминутка «Чтобы в космос полететь, надо многое уметь»

Физминутка

«Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять»

Обеспечить детей двигательной активностью.

9.

Воспитатель предлагает игру: «Какой знак?»

Д/и «Какой знак?»

(детям предлагаются карточки с группой предметов по теме космос, карточки со знаками <;, >, =.)

Правила: Игрок получает карточку с изображением групп предметов. Определяет количество в каждой группе и в центре на поле выставляет правильный знак, объясняя своё действие. Выигрывает игрок, который правильно расставил знаки у большинства карточек.

Закрепить умение сравнивать группы предметов и пользоваться знаками <;, >, =.

10.

Воспитатель предлагает выполнить «Графический диктант - ракета».

Дети слушают воспитателя и выполняют задания на листе бумаге.

Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги.

11.

Воспитатель сообщает детям. что звезды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют группы. Называются   Созвездием.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Уточнять и  расширять знания детей дошкольного возраста о космосе.

12.

Воспитатель рассказывает детям. что самая большая звезда – это Солнце. И  вокруг нее движутся 9 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. 

Дети рассматриваю иллюстрации планет.

Развивать речь, память.

13.

Воспитатель предлагает отгадать космические загадки.

Загадки:

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый –

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу - серпом. (Луна)

Ночью посмотри в оконце –

В небе высоко Зажигаемся,

как солнца, Очень далеко. (Звезды)

В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет. (Юпитер)

 Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один,

Очень важный господин. (Сатурн)

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара (Венера)

Это красная планета

По соседству с нами.

Он зимой и даже летом

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори, -

Лед не сверху, а внутри. (Марс)

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (Меркурий)

В космосе с хвостом летаю,

Пыль вселенной подметаю.

Как метла, мой длинный хвост

Проведет уборку звезд. (Комета)

Эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник. (Метеориты)

Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.

14.

Рассказ и показ презентации о планетах солнечной системы.

1. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная.                               2. Венера – вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки.   3. А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.                  4. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.                            5. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы.                        6. Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна своими великолепными кольцами.                                        7. Уран — единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».                                           8. Нептун — холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют самые сильные ветры.                                9. Плутон — самая удаленная планета от Солнца. Нам очень мало известно о ней.

Закреплять представления детей о планетах Солнечной системы.

15.

Воспитатель предлагает

 П/и:«Солнце – чемпион».

П/и: «Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Развивать память, внимание. 

16.

Воспитатель побуждает детей к продуктивной деятельности.  

Рисование «Космос»

Развивать навыки работы с кистью и гуашью. Развивать внимание, память, художественно-творческие способности, свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции, мелкую моторику рук.

17.

Беседа: «Первый космонавт»

Дети рассматривают иллюстрации о первом русском космонавте.

Воспитывать чувство гордости за успехи страны. 

18.

Чтение Ю.Нагибин «Рассказы о Гагарине»

Дети слушают воспитателя, рассматривают иллюстрации.

Закреплять умение лепить человека и животного, передавать характерные черты образа.

Упражнять в применении разнообразных технических приемов: лепить из целого куска, сглаживать, оттягивать и т. д. 

19.

Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин».

Стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин».

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться в космос смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

На веки будут вместе

Гагарин и апрель.

Развивать интерес к космонавтам, чувство гордости за них.

20.

Воспитатель предлагает заучить стихотворение В.Степанова «Космонавт»

Стихотворение В.Степанова «Космонавт»

В темном небе  -звезды -светят,

Космонавт  летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной  наш дом родной.

Совершенствовать умение внимательно слушать и запоминать стихи.

21.

Воспитатель проводит с детьми  пальчиковую гимнастику «Ракета» Пристегнуть ремни! (Соединить кулачки)             Завести моторы (Вращательные движения руками).                                     Соединить контакты (Частые касания кончиков пальцев).   Приготовиться к запуску ракеты                                             Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1…                           Пуск! ( Руки тянутся вверх)          10 секунд- полет нормальный, 20 секунд- полет нормальный

Пальчиковая гимнастика: «Ракета»

Пристегнуть ремни! (Соединить кулачки)

Завести моторы (Вращательные движения руками).

Соединить контакты (Частые касания кончиков пальцев).

Приготовиться к запуску ракеты

Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1…

Пуск! ( Руки тянутся вверх)

10 секунд- полет нормальный, 20 секунд- полет нормальный

Продолжать развивать моторику рук.

22.

Воспитатель предлагает выполнить работу «космическая ракета в технике оригами»(коллективная работа)

Дети внимательно следую устным инструкциям воспитателя.

Закреплять приёмы сгибания и складывания бумаги, умение работать в технике оригами.

23.

Воспитатель предлагает детям упражнение для глаз.

Гимнастика для глаз: (упражнения выполняем с произносимым текстом)

"Весёлая неделька"

Всю неделю по порядку,

глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту

(Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна; снимает глазное напряжение)

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи, что вдали

глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. укрепляем мышцы глаз)

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх )

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко относа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!        

Формировать у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

24

Педагог побуждает детей к продуктивной деятельности.  

Лепка «Космонавт»

Развивать фантазию и творческое мышление. Умение работать с пластилином.

25.

Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм.

Развивающий Мультфильм. Космос для детей. Увлекательное путешествие в Космос.

Формировать у детей представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Итоговое мероприятие: коллективная работа «Космические просторы».

Конспект составил: воспитатель Дашкина Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектнепосредственно-образовательной детельности по физической культуре на тему: "Весёлые воробушки"

Цель: Учить детей прыжкам через предметы (шириной 15-20 сантиметров).  Закреплять ходьбу между предметами; ходьбу по кругу;  ходьбу по гимнастической скамейке. Продолжать развивать интерес к...

Интегрированная музыкально-экологическая образовательная деятельность "Тайны моря"

Конспект  НОД с интеграцией образовательных областей: 1 часть заняти - музыкальная, во второй части дети знакомятся с морским камнем-кораллом....

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Тайна моего имени»

Формирование положительного отношения к именам, осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфор...

Конспект непрерывной интегрированной образовательной деятельности «Тайны многолетних великанов» (подготовительный возраст детей). Методическая разработка.

Данное занятие с использованием моделирования и поисковой деятельности, позволяет детям систематизировать знания о строении, росте, развитии и использовании деревьев, самостоятельно находить ответы на...

Конспект организованной образовательной деятельности "Тайна воздуха"

Конспект занятии по познавательному развитию окружающий мир для детей старшей группы "Тайна воздуха"...

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...

Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности :«Тайна камней»

ФИО педагога:Вестникова Мария Владимировна.Возрастная группа воспитанников:подготовительная группа компенсирующей направленностиНаименование образовательной организации:МБДОУ «д/с № 11 «Зв...