Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_ftskm_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЦКМ
в подготовительной к школе группе
«Здравствуй, Зимушка-Зима»
Задачи:
Образовательная. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Развивающая. Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; три белых коня - декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»); вьюга, пурга, метель, буран; снежинки, сосульки, сугробы; поземка, иней, изморозь; ледяные узоры на стеклах.
Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть; белый наряд у деревьев - деревья надели белые шубы.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ
♦ Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей
♦ Фотоиллюстрации размером примерно 15 х 20 см, разрезанные на фрагменты
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ 1
Введение Игра «Разрезные картинки»
Воспитатель: Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На этом столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» желтая, - подойдите к «желтому столу»; и т.д.
Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Картинки могут быть разрезаны по-разному, например:
Количество фрагментов должно быть равным количеству детей, присутствующих на занятии.
ЧАСТЬ 2 Основные приметы зимы
Воспитатель: Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другим столам. Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о зиме, о том времени года, которое наступило совсем недавно. А как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима? Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?
Дети с помощью воспитателя обобщают основные приметы зимы:
• День становится короче, а ночь - длиннее
• Понижается температура воздуха
• Идет снег
• Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом
ЧАСТЬ 3 Почему наступает зима?
Почему наступает зима? Дети еще не знакомы с понятием полушарий Земли, а также с тем фактом, что земная ось наклонена под определенным углом по отношению к Солнцу.
Именно это вызывает смену времен года: в том полушарии, которое наклонено к Солнцу, стоит лето, а в противоположном - зима. В зависимости от уровня развития детей можно наглядно продемонстрировать им эту модель и объяснить причину смены времен года или предложить им несколько упрощенную трактовку этих фактов: Земля, наша планета, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а следовательно, тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
ЧАСТЬ 4 Почему зимой идет снег?
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами уже говорили, что одна из основных примет зимы - с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им послушать рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки», но перед этим превратиться в снежинки и полетать
Физминутка «Снежинки»
«ЛЕТЯТ СНЕЖНЫЕ ПУШИНКИ» В. Архангельский
Пришла зима.
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко - высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
А тут еще пригревает солнце, ни па минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.
В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени, козы с трудом выкапывают из-под наста мох и листья, острой коркой снега режут ноги. Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу летит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
Беседа с детьми о содержании прочитанного рассказа
• О каких же снежных пушинках идет речь в рассказе?
• Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор для описания снежинок? («цветок с шестью лепестками», «звездочка с шестью лучами»)
• Как же образуются снежинки? Откуда они берутся?
• Почему хрустит снег под ногами?
• Почему образуется наст?
• Как образно говорит автор о беге зайца по насту? («бежит, как по паркету», «летит, как в валенках»)
• А кому трудно передвигаться по насту? Почему?
ЧАСТЬ 5 Придумывание сказки
Воспитатель: Ребята, на прогулке вы не раз видели, как падает снег. Снежинки долго кружатся в воздухе, прежде чем упасть на землю. Снежинки танцуют то быстрее, то медленнее. Кажется, что ветер забавляется с ними, играет. Давайте придумаем сказку «Танец снежинок». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная.
Воспитатель помогает детям, задавая вопросы, следя за тем, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии. Лучшие детские сказки воспитатель записывает в специальный альбом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...
Конспект проведения ОД по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "Терем Зимушки - Зимы".
Формировать у детей умение изображать сказочный терем нетрадиционной техникой рисования - граттаж....
Конспект - сценарий открытого физкультурного досуга для детей подготовительной к школе группы «Забавы Зимушки - зимы»
Спортивные соревнования на зимнюю и новогоднюю тематику...
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жиз...
Беседа в подготовительной к школе группе "Здравствуй, зимушка зима"
Беседа в подготовительной к школе группе "Здравствуй, зимушка зима"...
Открытое занятие по познавательному развитию В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: « ЗИМУШКА – ЗИМА, в гости к нам пришла»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложени...