ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ХРАНИТЕЛИ ЗЕМЛИ»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ХРАНИТЕЛИ ЗЕМЛИ» разработана для старших дошкольников и направлена на формирование экологической культуры детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ek.docx | 73.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрен: на заседании педагогического совета от «___» ___________ г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №30 «Зоренька» Нуждина О.А. _________________________ (подпись) |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 «Зоренька»
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
«ХРАНИТЕЛИ ЗЕМЛИ»
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №30 «Зоренька»
Д.А. Асташина
г. Нижний Новгород
2020 г.
Пояснительная записка
«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность».
В. Сухомлинский.
Направления и актуальность:
Кружок «Хранители Земли» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Мы живём во время проблем нового уровня, где особое место занимают экологические: глобальные, региональные и локальные. Путь к их устранению лежит через сердца, умы и труды каждого человека. Поэтому XXI век – эпоха перехода на качественно новую ступень взаимоотношений человека и природы, эпоха экологической культуры.
Для создания условий решения экологических проблем необходима определённая база знаний и умений, способствующая формированию культуры бережного отношения к окружающей среде, а значит и экологической культуры, которая направлена на достижение устойчивого развития. Экологическая культура - это способ и результат сосуществования человека в окружающем мире, основанный на понимании и принятии происходящих природных процессов. Создание такой базы – одна из главных задач современного образования. Общая тенденция экологизации образования на основе идей экологической культуры должна пронизывать все возможные направления развития человека и особенно близка она в дошкольном возрасте к познанию окружающего мира.
Формирование основ экологической культуры и экологического мышления дошкольников при изучении окружающей природной среды является весьма актуальным направлением работы педагога.
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять её. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Причинами создания рабочей программы « Юный эколог» на 2020-20216 уч.год стали:
- требования современного Федерального государственного образовательного стандарта;
- актуальность выбранной проблемы;
- желание родителей.
При построении системы работы экологического кружка особое внимание уделяется следующим основным направлениям:
1. познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;
2. практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами;
3. исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов;
4. направление духовного становления, направленное на формирование положительного эмоционального состояния дошкольников, вызывающего сочувствие и желание помочь.
Основной целью программы является:
формирование основ экологической культуры дошкольников.
Задачи:
программа реализует следующие задачи:
1) обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе;
2) развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам;
3) воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
5-6 лет (старшая и подготовительная группы)
Сроки реализации программы – 1 год.
Режим работы кружка 1 раз в неделю
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
- занимательные чтения;
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
- творческие занятия (рисование, лепка, чтение);
- рассматривание картин;
- труд в природе;
- коллективный труд;
- индивидуальные поручения.
Наглядные методы:
- наблюдения (кратковременные и длительные);
- определение предмета по определённым признакам;
- восстановление картины целого по отдельным признакам.
Словесные методы:
- рассказывание;
- беседа;
- чтение.
Практические занятия:
- игра;
- эксперименты;
Игры:
- дидактические (настольно-печатные, словесные), игры-занятия;
- подвижные;
- творческие.
Время проведения: Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут, каждая пятница с 16.00 до 16.25.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим природным объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения программы:
результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми.
Итоговое мероприятие: экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом»
Возрастные особенности детей:
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми данного возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, М. Пришвина, Н.А. Рыжовой, Н.И. Асташиной, Т.А Шорыгина, познавательные сказки которых отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
Таким образом, эколого-педагогическая работа, с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней
Содержание и методическое обеспечение программы
Список литературы
1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.
2. Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
3. О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
4 .А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.
5. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
7. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005.
11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
12. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
13. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
14. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - программа экологического кружка "Капелька" подгот. гр.
Разработанный план позволяет педагогу осуществить дополнительную работу по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста....
План - программа экологического кружка "капелька" старш. гр.
В экологическом кружке расширяются знания детей о взаимосвязях в природе. Продолжается работа предшествующего периода средней группы....
Программа экологического кружка "Мир природы и ребёнок"
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного в...
План - программа экологического кружка "Муравьишка"
План - программа экологического кружка включает в себя пояснительную записку, цели и задачи кружка, учебный план на два года обучения....
Программа экологического кружка для средней группы "В мире природы"
Программа экологического кружка "В мире природы" расчитана для детей средней группы. Цель кружка : Привить любовь и бережное отношение к окружающему миру, природе вокруг нас....
Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог" по программе С.Н. Николаевой для разновозрастной группы на 2018-2019 гг
Работа по программе расчитана на дошкольников 3-7 лет разновозрастной группы....
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ХРАНИТЕЛИ ЗЕМЛИ»
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ХРАНИТЕЛИ ЗЕМЛИ» разработана для старших дошкольников и направлена на формирование экологической культуры детей....