Работа по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Шучалина Наталия Николаевна

Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 51»  г. Сыктывкар,  воспитатель Шучалина Н. Н.

Работа по познавательно –  исследовательской деятельности

 в старшей группе.

“Расскажи – и я забуду,

 покажи – и я запомню, 

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Знания лучше усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и имеет возможность сделать что-то сам. Дети по своей природе исследователи, они открывают мир через опыт личных ощущений и действий. Именно технология исследования позволяет повысить познавательную активность, любознательность и интерес к окружающему миру.

Календарно – тематическое планирование по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

Месяц

Опыты, эксперименты

НОД, беседы

Сентябрь

  1. «Может ли растение дышать?» Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
  2. «Где лучше расти?»  Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

1.«Растения – легкие земли» (занятие-исследование).

Цель: подвести к пониманию значения растений в жизни человека, закрепить представления о растениях.

2.Беседа «Наши коллекции».

Подвести к коллекционированию семян.

Октябрь

  1. «Где живет эхо» Цель: подвести к пониманию возникновения звука.
  2. «Самый важный орган чувств» Цель: подвести  к пониманию важности всех органов.

1.«Наши помощники» (занятие-исследование) Цель: познакомить с органами чувств человека.

2.Пополнение коллекции семян, использование на занятиях.

Ноябрь

  1. «Вот так камень» Цель: познакомить со свойствами камня.
  2. «Бумага» Цель: познакомить со свойствами бумаги, картона.

1.«Чудо бумага» (занятие-исследование) Цель: дать представление о том,  чем раньше заменяли бумагу с помощью поисково-исследовательской деятельности.

2.Беседа «Что можно еще коллекционировать?». Выбор новой коллекции.

Декабрь

  1. «Помоги фермеру» Цель: закрепить свойства воды и поролона.
  2. «Почему не мерзнет медведь» Цель: закрепить свойства снега.

1.«Жизнь животных зимой» (занятие-исследование)

Цель: Закрепить знания детей через поисково-исследовательскую деятельность.

2.Пополнение коллекции пуговиц.

В течение года  использование пуговиц для индивидуальной работы по ФЭМП.

Январь

  1. «Почему айсберги не тонут?» Цель: дать представление о взаимосвязях в природе.
  2. «Почему не мерзнут животные в холодной воде?» Цель: Показать свойства жира.

1.«Знакомство с самыми холодными материками Земли» Цель: познакомить с северным и южным полюсом через поисково-исследовательскую деятельность.

2.Дидактическая игра «Нарисуй картину» Цель: формировать умение создавать образы с помощью пуговиц.

Февраль

  1. «Чудо прическа» Цель: дать представление о статическом электричестве.
  2. «Почему горит фонарик?» Цель: познакомить с батарейкой и способом использования лимона в качестве батарейки.

1.«Путешествие в прошлое лампочки» (Путешествие по реке времени)

2. Рисование на свободную тему с использованием пуговиц.

Март

  1. «Чей дом прочней» Цель: закрепить представления о свойствах дерева, камня, льда.

2. «Магнит-фокусник» Цель: познакомить со свойствами магнита, взаимодействием с другими материалами и веществами.

1.«История нашего города» (Путешествие по реке времени)

2.Рисование «Цветы для мамы» с использованием пуговиц.

Апрель

1. «Почему на планетах разная температура?» Цель: показать зависимость от солнца.

2. .«Смена дня и ночи» Цель: показать вращение земли с помощью лампы и глобуса.

1.«Этот загадочный космос» (занятие-исследование) Цель: закрепить знания о космосе, познакомить с разными планетами с помощью поисково-исследовательской деятельности.

2. Ручной труд «Изготовление ракеты с использованием пуговиц».

Май

  1. «Радуга в небе»  Цель: Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.
  2. «Извержение вулкана» Цель: дать представление о движении земной коры.

1.«Кругосветное путешествие» (занятие-исследование). Цель: познакомить с разными странами, развивать умение  пользоваться глобусом, картами, энциклопедиями, интернетом.

2.Аппликация «Аквариум» с использованием пуговиц

Используемая литература:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология».
  2. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников». – М., 2005
  3.  Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ   -2014. -№ 4.
  4. 2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2014.
  5. 4.  Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.- Волгоград: Учитель, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Работа по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Занятие представлено в технологии исследовательской деятельности "река времени"Используется ИКТ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) и познавательный видеоматериал (просмотр мультфильма)...

Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками

Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к са...