Проект: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
проект (старшая группа) на тему

Тимошенко Елена Юрьевна

           В  проекте  применяется новый  методический подход к организации  поисково – исследовательской деятельности,  используется творческий  метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В проекте взрослые и дети выполняют  общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охранять ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту дети гармонично развиваются и получают возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  проекта: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».

                                                                                                                                   Тип проекта: информационный, практико–ориентированный.                     Вид проекта: групповой, долгосрочный.                                                                      Цель проекта:         Создание условий для развития у дошкольников элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.

Задачи проекта:

Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.                                                                                                              Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.                                                                                       Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.                                                                    Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.                         Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.                                                                          Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

Актуальность проекта.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

Выбор темы «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы, взрослые, должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Методы обеспечения: поисково- исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые  эксперименты, как ответы на детские вопросы.       Проведение опытов (практических).                                                                        Беседы (конструктивные).

Перспективный план работы по организации экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста:

Сентябрь – тема «Воздух»

Октябрь – тема «Воздух»

Ноябрь – тема «Вода»

Декабрь – тема «Вода»

Январь – тема «Снег и лед»

Февраль – тема «Снег и лед»

Март – тема «Песок и глина»

Апрель – тема «Жизнь растений»

Этапы осуществления проекта:

1) Подготовительный этап:

 Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

 Диагностика.

 Отображение цели и задач проекта.

2) Реализация проекта:

Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

Практическая  часть:                                                                                                  а) занятия по экологическому воспитанию ( в рамках программы «Из детства – в отрочество»);

б) Связь с другими видами деятельности:

игровая;

продуктивная;

познавательно-исследовательская (опыты);

коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);

релаксация.

3) Заключительный этап:  

Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Презентация проекта на педсовете и родительском собрании.

Механизм выполнения проекта:

Создание технической базы для детского экспериментирования.

Познавательные занятия.

Занятия художественно-эстетического направления: рисование, лепка, конструирование, музыкальная и театрализованная деятельность.

Занятия по развитию речи.

Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.

Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.

Экскурсии в парк.

Экологические праздники: «Осенины», «День Земли», «Покормите птиц зимой», «Спасем нашу планету».

Конструктивные беседы.

Выставки семейных поделок из природного материала, выставки детских рисунков, фотовыставки «Домашние животные», «В саду ли, в огороде..», «Таинственный космос».

Инновационность проекта:

В  проекте  применялся новый  методический подход к организации  поисково – исследовательской деятельности,  использовался творческий  метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В проекте взрослые и дети выполняют  общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охранять ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту дети гармонично развиваются и получают возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Предполагаемые результаты:

Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. У дошкольников проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Они пытаются оценивать их состояние с позиций  «хорошо – плохо», с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности.  Дети эмоционально реагируют, встречаясь с прекрасным в мире природы, и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.). Они проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям, пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. 

Список литературы, используемой при разработке проекта:

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».

Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»

Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»

Иванова А.И. «Живая экология»  

Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»

Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  

Газета «Дошкольное образование».

Журнал «Дошкольное воспитание».

Журнал «Обруч».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёно...

ПРОЕКТ «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»

ПРОЕКТ«Детское экспериментирование-путь кпознанию окружающего мира»...