Проект: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
проект (старшая группа) на тему
В проекте применяется новый методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности, используется творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В проекте взрослые и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охранять ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту дети гармонично развиваются и получают возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира». | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
Тип проекта: информационный, практико–ориентированный. Вид проекта: групповой, долгосрочный. Цель проекта: Создание условий для развития у дошкольников элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.
Задачи проекта:
Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Актуальность проекта.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Выбор темы «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы, взрослые, должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Методы обеспечения: поисково- исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы. Проведение опытов (практических). Беседы (конструктивные).
Перспективный план работы по организации экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста:
Сентябрь – тема «Воздух»
Октябрь – тема «Воздух»
Ноябрь – тема «Вода»
Декабрь – тема «Вода»
Январь – тема «Снег и лед»
Февраль – тема «Снег и лед»
Март – тема «Песок и глина»
Апрель – тема «Жизнь растений»
Этапы осуществления проекта:
1) Подготовительный этап:
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
Диагностика.
Отображение цели и задач проекта.
2) Реализация проекта:
Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
Практическая часть: а) занятия по экологическому воспитанию ( в рамках программы «Из детства – в отрочество»);
б) Связь с другими видами деятельности:
игровая;
продуктивная;
познавательно-исследовательская (опыты);
коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);
релаксация.
3) Заключительный этап:
Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Презентация проекта на педсовете и родительском собрании.
Механизм выполнения проекта:
Создание технической базы для детского экспериментирования.
Познавательные занятия.
Занятия художественно-эстетического направления: рисование, лепка, конструирование, музыкальная и театрализованная деятельность.
Занятия по развитию речи.
Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.
Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.
Экскурсии в парк.
Экологические праздники: «Осенины», «День Земли», «Покормите птиц зимой», «Спасем нашу планету».
Конструктивные беседы.
Выставки семейных поделок из природного материала, выставки детских рисунков, фотовыставки «Домашние животные», «В саду ли, в огороде..», «Таинственный космос».
Инновационность проекта:
В проекте применялся новый методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности, использовался творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В проекте взрослые и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охранять ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту дети гармонично развиваются и получают возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Предполагаемые результаты:
Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. У дошкольников проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Они пытаются оценивать их состояние с позиций «хорошо – плохо», с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Дети эмоционально реагируют, встречаясь с прекрасным в мире природы, и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.). Они проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям, пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Список литературы, используемой при разработке проекта:
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».
Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»
Иванова А.И. «Живая экология»
Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей.
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»
Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»
Газета «Дошкольное образование».
Журнал «Дошкольное воспитание».
Журнал «Обруч».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".
создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....
Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...
Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёно...
ПРОЕКТ «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»
ПРОЕКТ«Детское экспериментирование-путь кпознанию окружающего мира»...