Экологическая природоохранная акция «Добрые дела Эколят –дошколят»
материал по окружающему миру
Творческий отчет о проведении в детском саду экологической природоохранной акции "Добрые дела Эколят дошколят"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otche_aktsii_my-_zashchitniki_prirody.docx | 744.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая природоохранная акция МБДОУ д/с № 32
«Добрые дела Эколят –дошколят»
в рамках краевой акции «Экологический мониторинг»
Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе
вечный источник детского разума
В. Сухомлинский
Введение
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Великий русский писатель Пришвин Михаил Михайлович однажды написал, «Природу защищать – значит Родину защищать». Для того, чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Следовательно, экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей. Эколого-ориентированное направление работы дошкольного учреждения можно выделить отдельно, так как оно имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Один из наиболее эффективных способов реализации задач экологического образования - это организация природоохранных акций. Активное участие в них – это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе. Опираясь на эти знания, педагоги МБДОУ д/с № 32 совместно с воспитанниками старшего дошкольного возраста решили принять участие в краевой природоохранной акции «Экологический мониторинг», назвав свою акцию иначе «Добрые дела Эколят-дошколят» и определив цель
Цель создавать на территории детского сада предметно-пространственную-развивающую среду для проведения деятельности экологической направленности, формировать систему осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста и привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Для достижение нашей цели, были определены следующие задачи:
- Формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
- Развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней;
- Воспитание у детей природоохранной культуры;
- Привлечь внимание дошкольников и взрослых к проблеме загрязнения окружающей среды;
- Организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой;
- Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, барометром, дождемером, снегомером, солнечными часами, флюгером.
7.Формировать такие нравственные качества личности дошкольников как
доброта, сострадание, внимательность.
Объект исследования
Отряд нашего ДОУ– «Юные Эколята- дошколята», созданный в 2017 году, является активным участником различных экологических мероприятий. Юные защитники природы очень старательные, трудолюбивые и любознательные. Познакомившись поближе с природой Краснодарского края, и узнав, что она значительно отличается от других уголков нашей необъятной России, Эколята решили создать на территории детского сада лабораторию погоды- метеостанцию для более близкого знакомства с особенностями природных условий Кубани и самостоятельного наблюдения за погодными изменениями. Обследовали территорию ДОУ, юные защитники природы совместно с педагогами определили благоприятный участок для создания метеостанции. Выбранный объект, был удобен для подхода, представлял большую территорию по площади и прекрасно прогревался солнцем, но сильно порос сорной травой, выглядел неблагоустроенно и не вписывался
в гармонично- созданную природой и людьми эко
систему окружающей среды ДОУ.
Методы проведения акции
В рамках природоохранной акции «Добрые дела Эколят -дошколят», направленную на создания метеостанции в ДОУ педагоги умело использовали различные методы и формы работы с Юными Эколятами.
Используемые методы:
Наглядные методы
К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой помогли нам в проведении акции и послужили развитию возможностей познавательной деятельности детей, позволили сформировать у них яркие, конкретные представления об исследуемом объекте, построении и реализации запланированного. Эколята – дошколята очень любознательные и пытливые друзья природы и благодаря наглядным методам, при создании различных презентаций, моделей будущей метеостанции, её оборудования, юные участники акции принимали активное участие.
Практические методы
При реализации целей и задач нашей акции широко использовались практические методы. Это различные игры (дидактические, настольно-печатные, словесные, подвижные игры природоведческого характера, экспериментальные игры ) элементарные опыты и моделирование. Применение этих методов позволило руководителям акции уточнить представления детей об окружающем мире, углубить их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении полученных знаний при проведении акции «Добрые дела «Эколят -дошколят».
Словесные методы
Очень помогли всем участникам акции при её реализации и словесные методы. Это разнообразные рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе и , конечно- же, различные беседы. Словесные методы помогли расширить знаний детей о природе, систематизировать и обобщить их. Эти методы, используемые при проведении нашего экологического мероприятия, помогли сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к этапам акции, к объекту преображения, к результату нашего экологического мероприятия и к природе во общем.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию, используемые в проведении нашей акции являлись
уроки доброты,
выставки,
экскурсии,
прогулки,
экологические занятия
творческие мастерские,
тематические занятия,
Эти формы в работе с дошколятами по облагораживанию нашей территории и созданию лаборатории погоды - метеостанции позволили педагогам создать для ребят возможность непосредственного контакта с природой. Только в этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности подчинённых целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к природе, что является основой нашей природоохранной акции.
Результаты мониторинга
Воодушевившись тем, что благодаря нашему отряду Юных Эколят неблагоустроенный участок на территорию ДОУ может преобразится и пополнится значимым объектом – метеостанцией, для полноценного экологического развития и воспитания всех дошколят нашего учреждения. Дошколят очень радовало, что в следствии плодотворной и результативной работы отряда Юных- Эколят в детском саду появится организованная зоны природы.
Таблица результатов мониторинга облагораживаемой территории
и настроя участников акции
Необходимые условия для создания метеостанции | Исходные условия | Созданные условия в рамках акции |
Ровная площадь размером 30 м². | нет | да |
Свободный и просторный подход | нет | да |
Солнечная сторона | да | да |
Удаленность от построек и деревьев | да | да |
Удобный доступ к водопроводу | нет | да |
Наличие травяного покрытие | нет | да |
Отсутствие сорняков и ненужных предметов | нет | да |
Желание и активная деятельность дошколят | да | да |
Профессиональная подготовленность педагогов | да | да |
Посильная помощь родителей | да | да |
Описание действий
Оценив свои возможности и систематизировав результаты проведенного мониторинга облагораживаемой территории ДОУ, Эколята-дошколята совместно с педагогами и родителями перешли к практическим действиям:
Вся работа была разбита на три этапа
Первый этап- организационный
- Проведен анализ результатов мониторинга выбранной территории
- Был собран методический, научно-популярный материал по изучаемой теме.
- Педагоги выяснили основные требования к организации метеостанции в детском саду.
- Был составлен перспективный план работы над созданием метеостанции.
- К разработке оборудования метеостанции были привлечены воспитатели и родители.
Второй этап –практический
- Организовали трудовой десант «Вместе сделаем больше» по расчистке и благоустройству территории для метеостанции
- Создали макет будущего эко объекта
- Провели анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми.
- Установили 30 см забор по всей благоустроенной территории
- Распределили обязанности между участниками акции по изготовлению оборудования для метеостанции.
- Приступили к изготовлению приборов-помощников.
(Метеоприборов- метеобудки, гигрометра, осадкомера, аненометра, флюгера, ветрянова рукава, стенда для характеристики облаков, стола для экспериментирования.
- Изготовили различные дидактические и методические пособия (конспекты познавательных занятий, методические пособия «Ловец облаков», «Теремок для насекомых», « Полезные советы по экспериментированию в домашних условиях», « Лаборатория природы», «Метеочувствительные цветы» и т. д.; дидактические игры: «Знакомьтесь, компас», «Календарь погоды», «Какие облака», «Найди нужный цветочек», «Ветер, ветер, ветерок», «Путешествие капельки» и т .д.
- Провели субботник по установке метео –оборудования, стенда «Погода сегодня» и дальнейшему созданию эко объекта
- Сбор информации для оформления альбомов, журналов и дневников наблюдений
- Приобрели необходимое оборудование для метеостанции (компас, барометр, термометры, приборы для экспериментов, стенд « Погода сегодня»
- Провели различные опыты, наблюдения за состоянием погоды, сезонными изменениями, благоустроенной территорией
- Познакомились с художественными произведениями, «умными» книгами
- Оформили и поработали в уголках природы, изготовили модели «Времена года», «Термометр», «Изучаем стороны света»
- Подвели итоги благоустройства выбранной территории
- И ОТКРЫЛИ чудо метеостанцию «В гостях у пчелки Аси»
Третий этап- аналитический
- Запланированные мероприятия были выполнены.
- Проведенный мониторинг показал- целостность эко системы территории ДОУ не пострадала, а только преобразились и обогатилась познавательным и полезным объектом, который гармонично влился в окружающий мир природы детского сада и стал любимым эко объектом не только детей , но и взрослых.
- Диагностические исследования показали, что за время реализации акции « Мы –защитники природы» у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, экологической культуры; обогатился внутренний мир и системы ценностных отношений к природе, успешно произошло развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
- Для всестороннего развития и для привития дошколятам эко культуры, из неблагоустроенной территории детского у нас появилась метеостанция « В гостях у пчелки Аси».
Выводы:
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под
угрозой будущее всего человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений — одна из актуальных задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека.
- Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный периоды детства. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
- В работе с дошкольниками следует использовать разнообразные формы воспитания и обучения , формирующие экологическое сознание и активизирующие познавательную и природоохранную потребность дошкольников: экскурсии, разнообразные целевые прогулки, экологические акции, праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.
- Участок детского сада может являться не только местом для прогулки детей, но и объектом для овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, что способствует становление мировидения ребенка, его личностный рост.
- Участие в эко- социальных акциях, субботниках, озеленении - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Труд нашего экологического отряда «Эколята-дошколята - Юные защитники природы» был высоко оценен и руководством нашего сада и руководством природоохранных социально- образовательных проектов и акций Тимашевского района и краевых экологических организаций. В результате акции у детей сформировались экологические знания, экологическая природоохранная культура; навыки правильного поведения в природной среде; чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе. У родителей: повысился интерес к совместной деятельности по защите охране природы.
Заключительные слова автора
В заключение хотела сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования у детей и взрослых активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из эффективных форм работы по экологическому воспитанию
С уверенностью могу сказать, что участвуя в таких экологических мероприятиях как наша долгосрочная акция «Добрые дела Эколят-дошколят», дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей. Любите природу! Берегите, природу! Ведь такой другой на свете нет! Помните это и обязательно донесите эту простую истину вашим детям, внукам, воспитанникам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по проекту «Маленькие эколята» в старшей группе группе «Добрые дела Эколят-дошколят». »
Итоговое занятие по проекту «Маленькие эколята»в старшей группе группе «Добрые дела Эколят-дошколят».»...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми "Добрые дела Эколят-дошколят" (для детей старшей группы)
Задачи:Формировать у детей основы экологической культуры.Расширять представление детей о природе, лесных обитателях, правилах поведения в лесу.Закреплять знания детей о количественном и порядковом сче...
Конспект занятия по познавательному развитию по экологическому воспитанию на тему: «Добрые дела Эколят-дошколят»
Конспект занятия по познавательному развитию...
Интегрированная образовательная деятельность в средней группе по теме:Квест-игра "Добрые дела Эколят-дошколят".
Организованная образовательная деятельность в средней группе Квест-игра "Добрые дела эколят-дошколят"....
"Добрые дела Эколят-дошколят"
Ознакомление детей с основами экологической культуры...
Конспект -занятие «Добрые дела Эколят-дошколят». Методическая разработка НОД по экологии в старшей группе
Конспект -занятие «Добрые дела Эколят-дошколят».Методическая разработка НОД по экологии в старшей группе Пояснительная записка.Представленная методическая разработка – конспект ...
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Добрые дела Эколят - дошколят»
Ознакомление с основами экологической культуры....