Формирование представлений об окружающем мире дошкольников
статья по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Смирнова Елена Геннадьевна

Методки ознакомления дошкольников с окружающей средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavleniy_ob_okr.mire_.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Е.Г., воспитатель

ГБДОУ детский  сад № 29 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Формирование представлений об окружающем мире дошкольников

               Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир

природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость,

научить любить и беречь природу – задача и долг педагога.

               Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

             В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность.

Природа окружает ребенка с ранних лет.

Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

В педагогическом процессе по опыту работы нашего детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин,

демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные

методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Наблюдение - это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют

восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя

наблюдение, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно чаще всего познакомить лишь через картины.

Практические методы– это игра, элементарные опыты и моделирование.

Использование этих методов в процессе ознакомления с окружающим миром

позволяет педагогу уточнять представления детей, углублять их путем

установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений о доступных

явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры:

дидактические, подвижные и творческие. В них накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

К практическим методам относится и труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. А также является одним из способов развития наблюдательности.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты.

Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразования в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

Словесные методы– это рассказы, чтение художественных произведений

о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний

детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Решая определенные задачи, педагог строит рассказ с учетом опыта и интересов дошкольников. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным.

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительная и итоговая. Предварительная беседа используется педагогом перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для дошкольников должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность. В работе по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать

ребенок, также требует использования разнообразных методов. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Окружающий мир в дидактических играх

Для развития познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста

важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и

формирование игровой деятельности, а также специальное умственное

воспитание.

Умственное воспитание ребенка осуществляется в процессе различных

видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим миром,

путем специального формирования у него математических представлений и

понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для

развития мышления имеют дидактические игры.

По собственному опыту работы можно с уверенностью сказать, что дидактическая игра по праву считается одним из эффективных средств обучения. Она используются и на занятиях и вне них.

Если во время занятий педагог осуществляет прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадай, выполни роль и др.), что делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растений и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей играть вместе.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и

индивидуально, усложняя их с учетом особенностей каждого ребенка.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на:

1. предметные;

2. настольно-печатные;

3. словесные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром является средством формирования представлений и знаний о мире. Эти представления основаны на эмоциональном опыте, на правильном отноше...

"Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольников старшего возраста при формировании представлений об окружающем мире"

В данной статье говорится о том, что экспериментирование предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", позволяет почувствовать себя учёным, и...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования представления об окружающем мире через знакомство с художником и его работами»

В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем является проблема снижения нравственных ценностей.Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества...