ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ РОССИЯ!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 248.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7»
(МБОУ «ЦО «Школа-сад № 7»)
ПРОЕКТ
«МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ РОССИЯ!»
Руководители
Киреева Е.М., Воеводина О.С.
г. Ханты-Мансийск 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Актуальность проблемы
- Аннотация проекта
2. Этапы реализации проекта
3. Перспективное планирование работы с детьми
4. Список литературы
5. Приложения
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность проблемы
Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. История семьи, ее изучение – это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье. Во все времена семье отводилась особая социальная роль – сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья – источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья. Семейные отношения – любовь близких, определенные обязанности, привязанность к дому, соблюдение традиций – питают более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины, патриотизм. Целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у детей начинается с дошкольного возраста, когда происходит фактическое становление личности, развитие нравственной её основы. Дошкольный возраст - это сензитивный период развития любви к родным местам, воспитания начал патриотизма.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Проблема. Дети должны знать ответы на вопросы: «Кто я? Кто мои предки? Кто мой дед и прадед? Имена своих прабабушек и прадедушек? А почему надо знать свои корни? О чем может рассказать генеалогическое древо?»
Наша задача показать неразрывную связь жизни близких их деятельностью с судьбой нашей страны, сегодняшним днем.
1.2. Целевая группа
Данный проект предназначен для воспитанников дошкольного возраста от 5 до 7 лет, который позволит показать ценность семьи и уважение ко всем членам семьи, а также сплотить коллектив детей, педагогов и родителей.
Вид проекта: творческий, информационно - исследовательский
Тип проекта:
По составу участников: групповой
По срокам реализации: долгосрочный
Участники проекта:
- сотрудники организации
- дети старшего дошкольного возраста
- родители воспитанников
- воспитатели группы
- музыкальный руководитель
Цель: развитие интереса к истории своей семьи, создание генеалогического древа семьи, воспитание чувства любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнёрские отношения с семьёй
Образовательные задачи:
- Формировать представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- Способствовать развитию речевых навыков детей, обогащать и активировать словарь по теме посредством чтения художественной литературы, заучивания стихов, песен, прослушивания аудиозаписей, просмотра презентаций.
- Приобщать детей к поисковой деятельности — поисков ответов на поставленные в ходе проекта вопросы и представление их в группе: краткие сообщения, рисунки, генеалогическое древо.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей мышление, память, внимание и речь детей;
- Совершенствовать познавательные и конструктивные умения: наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемый результат:
- Сформировано у детей представление о семье, родственных отношениях; Развито чувство любви и уважения к членам своей семьи, гордость за свою семью;
- Знают историю своей семьи, семейные традиции и праздники;
- Повысилась педагогическая культура родителей и установились с ними доверительные и партнерские отношения
Форма и методы реализации проекта:
С детьми:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми;
- ООД и беседы;
- Сюжетно – ролевые игры;
- Самостоятельная деятельность детей;
- чтение художественной литературы;
- слушание музыкальных произведений;
- выставки творческих работ.
С родителями:
- Выставки семейных рисунков, фотовыставки;
- Мастер-классы;
- Консультации;
- Родительские собрания;
- Анкетирование родителей.
- Приглашение родителей к сотрудничеству.
Ресурсное обеспечение:
1. Уголок для родителей.
2. Наглядный материал:
- иллюстрации, сюжетные картинки, фотографии, художественная литература, энциклопедии.
- Выставки книг, поделок, рисунков;
- картотека сюжетно – ролевых игр;
3. Методический инструментарий.
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать.
4. Техническое оснащение:
- Подбор изобразительного материала для продуктитвной деятельности;
- Создание условий для провидения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала);
- Подбор дидактических игр.
2. Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание работы | Срок | Ответственный |
I. Подготовительный Цель: определить основные направления работы. Задачи: разработать концептуальные подходы по значимости семьи для ребенка. | - Изучение нормативно-правовой базы - Анкетирование родителей по проблеме - Изучение и подбор литературы, материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями. | Август сентябрь | Воспитатель |
II. Организационный Цель: составить программу проекта взаимодействия дошкольного отделения и семьи. Задачи: оценить возможности субъектов проекта; подготовить материально-техническую базу; создать необходимые условия (мотивационные, организационные, нормативно-правовые, программно-методические, информационные, материально-технические) по нравственному воспитанию. | Разработка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, и её происхождении. - Выявление уровня знаний у детей о семье и её происхождении. - Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности. - Обеспечение условий для реализации проекта. - Налаживание взаимодействия с родителями. | сентябрь В ходе реализации проекта сентябрь | воспитатель воспитатель воспитатель |
III. Основной (практический) Цель: Организация работы по реализации проекта Задачи: подбор инновационных методов работы по нравственному воспитанию; повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей; использование активных форм организации детей. | - Внедрение в образовательный процесс эффективных инновационных технологий; - Совершенствование предметно - развивающей среды в ДО; - «Родительский просвещение» (педагогическая культура родителей, установление с ними доверительные и партнерские отношения); - Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьями воспитанников | Сентябрь -май В ходе реализации проекта | воспитатель Старший воспитатель |
IV. Аналитический Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта. Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных результатов и итогов работы. | Анализ и обработка промежуточных результатов по реализации проекта Анализ и обработка результатов по реализации проекта.
Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем. | январь Май Май | воспитатель Старший воспитатель |
V. Заключительный Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи по нравственному воспитанию. Задачи: представить опыт педагогическому коллективу. | - Организация работы семинара для педагогов учреждения, презентация проекта. - Обобщение и распространение педагогического опыта по данной теме. | сентябрь | Заместитель директора по УВР ДО |
- Перспективное планирование работы с детьми
Образовательная область | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа. Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу». Литературная викторина «В какой сказке встречаются семьи». Образовательная деятельность: «Состав семьи», «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья - моя Россия», «С кем я живу», «Мои предки». Заучивание пословиц семье. Отгадывание загадок о семье. |
Социально - коммуникативное | Тематические занятия: «На кого я похож?», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя семья». Беседы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие - родные, друзья, соседи». Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Чем я люблю заниматься в саду и дома», «Каким я хочу быть». Составление рассказов из личного опыта на тему: «Семейные праздники», «Как мы отдыхаем всей семьей», «Много у бабушек с нами хлопот», «Чем можно порадовать свою семью», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома» Совместное творчество детей и родителей по темам проекта. Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения», «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы». Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы». Создание альбомов: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в саду» |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из сада», «Генеалогическое древо семьи», «Моя семья». Аппликация: «Украсим фартук для мамы», «Цветы в подарок». Лепка :«Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Моим любимым: мамочке и бабушке цветы». Оформление выставок: «Моя семья», «Открытка моей родным». Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в саду», «Мы любим трудиться», «Наши занятия». Продуктивная деятельность: «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы». |
Речевое развитие | Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи» Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». |
Физическое развитие | Физкультминутка «Семья». Подвижная игра «Кувшин доброты». Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево». |
Чтение художественной литературы | Чтение произведений: С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», С.Баруздин «Мамина работа», а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала. Заучивание стихотворений Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня» и другие. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад». Заучивание пословиц и поговорок о семье. |
- Список литературы
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
2. «Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик), Москва, 2005
3. «Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова, Москва ОНИКС 2008
4. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
6. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
Терминология родства
Бабушка - мать отца или матери, жена деда.
Брат - каждый из сыновей одних родителей.
Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка, внука - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.
Деверь - брат мужа.
Дед - отец матери или отца.
Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дядя - брат отца или матери.
Жена - замужняя женщина по отношению к мужу.
Золовка - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
Зять - муж дочери, сестры, золовки.
Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.
Мачеха - другая жена отца, неродная мать.
Муж - женатый мужчина по отношению к жене.
Невестка - жена сына.
Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.
Отчим - другой муж матери, неродной отец.
Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.
Пасынок - сын неродной одному из супругов.
Племянник - сын брата или сестры.
Племянница - дочь брата или сестры.
Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.
Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.
Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.
Свекор - отец мужа.
Свекровь - мать мужа.
Свояки - лица, женатые на двух сестрах.
Сестра - дочь одних родителей.
Сноха - жена сына, невестка.
Супруг - муж.
Супруга - жена.
Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
Тесть - отец жены.
Тетя - сестра отца или матери.
Теща - мать жены.
Шурин - родной брат жены.
Ко многим из этих терминов могут прилагаться прилагательные:
Внучатный, внучатый - о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.
Двоюродный - о родстве, происходящем из второго колена.
Пра - приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.
Сводный - о происхождении от разных родителей.
Усыновленный - лицо мужского пола по отношению к усыновителям.
Удочеренная - лицо женского пола по отношению к приемным род
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Крепка семья – крепка Россия!»
Проект "Крепка семья - крепка Россия!"...
Социально – творческий проект "Моя семья как часть России"
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедуш...
Проект "Крепкая семья – крепкая Россия"
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следуе...
Проект "Читающая семья - читающая Россия"
Детско-родительский проект "Читающая семья - читающая Россия"...
Проект «Здоровая семья – будущее России»
Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье?» поспорили Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.Они обратились ...
Проект: «Здоровая семья — будущее России»
Цель проекта : пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников и их родителейЗадачи проекта :• создание условий для формирования осознанного отношения к зд...
Сценарий мероприятия с родителями и детьми подготовительной к школе группы, посвящённому году Семьи в России «Крепкая семья – сильная Россия!»
Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2024 год в России годом Семьи, и это связано с признанием традиционных семейных ценностей для страны. Крепкая семья и её ценности – осн...