ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ РОССИЯ!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Киреева Елена Михайловна

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx248.7 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7»

(МБОУ «ЦО «Школа-сад № 7»)

http://admhmansy.ru/upload/iblock/64b/zimnie-zabavy1_1.jpg

ПРОЕКТ

«МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ РОССИЯ!»

Руководители

Киреева Е.М., Воеводина О.С.

г. Ханты-Мансийск 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность проблемы
  2. Аннотация проекта

 2. Этапы реализации проекта

 3. Перспективное планирование работы с детьми

 4. Список литературы

 5. Приложения

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность проблемы

 Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. История семьи, ее изучение – это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье. Во все времена семье отводилась особая социальная роль – сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья – источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья. Семейные отношения – любовь близких, определенные обязанности, привязанность к дому, соблюдение традиций – питают более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины, патриотизм. Целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у детей начинается с дошкольного возраста, когда происходит фактическое становление личности, развитие нравственной её основы. Дошкольный возраст - это сензитивный период развития любви к родным местам, воспитания начал патриотизма.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Проблема. Дети должны знать ответы на вопросы: «Кто я? Кто мои предки? Кто мой дед и прадедИмена своих прабабушек и прадедушек?  А почему надо знать свои корни? О чем может рассказать генеалогическое древо?»

Наша задача показать неразрывную связь жизни близких их деятельностью с судьбой нашей страны, сегодняшним днем. 

1.2. Целевая группа

Данный проект предназначен для воспитанников дошкольного возраста от 5 до 7 лет, который позволит показать ценность семьи и уважение ко всем членам семьи, а также сплотить  коллектив  детей, педагогов и родителей.

Вид проекта: творческий, информационно - исследовательский

Тип проекта:

По составу участников: групповой

По срокам реализации: долгосрочный

Участники проекта:

- сотрудники организации

- дети старшего дошкольного возраста

- родители воспитанников

- воспитатели группы

- музыкальный руководитель

Цель: развитие интереса к истории своей  семьи, создание генеалогического древа семьи, воспитание чувства любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнёрские отношения с семьёй

Образовательные задачи:

- Формировать представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

- Способствовать развитию речевых навыков детей, обогащать и активировать словарь по теме посредством чтения художественной литературы, заучивания стихов, песен, прослушивания аудиозаписей, просмотра презентаций.

- Приобщать детей к поисковой деятельности — поисков ответов на поставленные в ходе проекта вопросы и представление их в группе: краткие сообщения, рисунки, генеалогическое древо.

Развивающие задачи:

- Развивать у детей  мышление, память, внимание и речь детей;     

- Совершенствовать познавательные и конструктивные умения: наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Ожидаемый результат:

- Сформировано у детей представление о семье, родственных отношениях; Развито чувство любви и уважения к членам своей семьи, гордость за свою семью;

- Знают историю своей семьи, семейные традиции и праздники;

- Повысилась педагогическая культура родителей и установились с ними доверительные и партнерские отношения 

Форма и методы реализации проекта:

С детьми:

- Групповая и индивидуальная работа с детьми;

- ООД и беседы;

- Сюжетно – ролевые игры;

- Самостоятельная деятельность детей;

-  чтение художественной литературы;

- слушание музыкальных произведений;

- выставки творческих работ.

С родителями:

- Выставки  семейных рисунков, фотовыставки;

- Мастер-классы;

- Консультации;

- Родительские собрания;

- Анкетирование родителей.

- Приглашение родителей к сотрудничеству.

Ресурсное обеспечение: 

1. Уголок для родителей.

2. Наглядный материал:

- иллюстрации, сюжетные картинки, фотографии, художественная литература, энциклопедии.

- Выставки книг, поделок, рисунков;

 - картотека сюжетно – ролевых игр;

3. Методический инструментарий.

- теоретическая и методическая литература,

- периодическая печать.

4. Техническое оснащение:

- Подбор изобразительного материала для продуктитвной деятельности;

- Создание условий для провидения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала);

- Подбор дидактических игр.

2. Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственный

I. Подготовительный
(сбор информации по проблеме)

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: разработать концептуальные подходы  по значимости  семьи для ребенка.

- Изучение нормативно-правовой базы

- Анкетирование родителей по проблеме

- Изучение и подбор литературы, материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.

Август

сентябрь

Воспитатель

II. Организационный

Цель: составить программу проекта взаимодействия дошкольного отделения и семьи.

Задачи: оценить возможности субъектов проекта; подготовить материально-техническую базу; создать необходимые условия (мотивационные, организационные, нормативно-правовые, программно-методические, информационные, материально-технические) по нравственному  воспитанию.

Разработка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, и её происхождении.

- Выявление уровня знаний у детей о семье и её происхождении.  

- Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности.

- Обеспечение условий для реализации проекта.

- Налаживание взаимодействия с родителями.

сентябрь

В ходе    реализации проекта

сентябрь

воспитатель

воспитатель

воспитатель

III.  Основной  (практический)

Цель: Организация работы по реализации проекта

Задачи: подбор инновационных методов работы по нравственному воспитанию; повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей; использование активных форм организации детей.

- Внедрение в образовательный процесс эффективных инновационных технологий;

 - Совершенствование предметно - развивающей среды в ДО;

- «Родительский просвещение» (педагогическая культура  родителей, установление с ними доверительные и партнерские отношения);

- Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьями воспитанников

Сентябрь -май

В ходе    реализации проекта

воспитатель

Старший воспитатель

IV. Аналитический

Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.

Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных результатов и итогов работы.

Анализ и обработка промежуточных результатов по реализации проекта

Анализ и обработка результатов по реализации проекта.

 

Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем.

январь  

Май

Май

воспитатель

Старший   воспитатель

V.  Заключительный 

Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи по  нравственному воспитанию.

Задачи: представить опыт  педагогическому коллективу.

- Организация работы семинара для педагогов учреждения, презентация проекта.

- Обобщение и распространение педагогического опыта по данной теме.

сентябрь

Заместитель директора по УВР ДО

  1. Перспективное планирование работы с детьми

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное

развитие

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.

Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».

Литературная викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Образовательная деятельность: «Состав семьи», «Семь Я», «Работа моих родителей»,  «Моя семья - моя Россия», «С кем я живу», «Мои предки».

Заучивание пословиц семье.

Отгадывание загадок о семье.

Социально -  коммуникативное

Тематические занятия: «На кого я похож?», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя семья».

Беседы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие -  родные, друзья, соседи».

Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Чем я люблю заниматься в саду и дома», «Каким я хочу быть».

Составление рассказов из личного опыта на тему: «Семейные праздники», «Как мы отдыхаем всей семьей», «Много у бабушек с нами хлопот», «Чем можно порадовать свою семью», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»

Совместное творчество детей  и родителей по темам проекта.

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения», «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы».

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы»,  «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы».

Создание альбомов: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в саду»

Художественно – эстетическое развитие

Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из сада», «Генеалогическое древо семьи», «Моя семья».

Аппликация: «Украсим фартук для мамы», «Цветы в подарок».

Лепка :«Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Моим любимым: мамочке и бабушке цветы».

Оформление выставок: «Моя семья», «Открытка моей родным».

Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в саду», «Мы любим трудиться», «Наши занятия».

Продуктивная деятельность: «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние  работы».

Речевое развитие

Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи»

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Физическое развитие

Физкультминутка «Семья».

Подвижная игра «Кувшин доброты».

Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».

Чтение художественной литературы

Чтение произведений: С.Капутикян  «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья»,  С.Баруздин «Мамина работа»,  а так же произведения  Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала.

Заучивание стихотворений Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня» и другие.

Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

  1. Список литературы

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2.  «Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик), Москва, 2005

3. «Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова,  Москва ОНИКС 2008

4. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2009. 

5. Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

6. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

Терминология родства

Бабушка - мать отца или матери, жена деда.

Брат - каждый из сыновей одних родителей.

Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

Внучка, внука - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

Деверь - брат мужа.

Дед - отец матери или отца.

Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дядя - брат отца или матери.

Жена - замужняя женщина по отношению к мужу.

Золовка - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.

Зять - муж дочери, сестры, золовки.

Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.

Мачеха - другая жена отца, неродная мать.

Муж - женатый мужчина по отношению к жене.

Невестка - жена сына.

Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.

Отчим - другой муж матери, неродной отец.

Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.

Пасынок - сын неродной одному из супругов.

Племянник - сын брата или сестры.

Племянница - дочь брата или сестры.

Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.

 Свекор - отец мужа.

Свекровь - мать мужа.

Свояки - лица, женатые на двух сестрах.

Сестра - дочь одних родителей.

Сноха - жена сына, невестка.

Супруг - муж.

Супруга - жена.

 Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

Тесть - отец жены.

Тетя - сестра отца или матери.

Теща - мать жены.

Шурин - родной брат жены.

 Ко многим из этих терминов могут прилагаться прилагательные:

Внучатный, внучатый - о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.

Двоюродный - о родстве, происходящем из второго колена.

Пра - приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.

Сводный - о происхождении от разных родителей.

Усыновленный - лицо мужского пола по отношению к усыновителям.

Удочеренная - лицо женского пола по отношению к приемным род


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Крепка семья – крепка Россия!»

Проект "Крепка семья - крепка Россия!"...

Социально – творческий проект "Моя семья как часть России"

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедуш...

\Проект «Моя семья – как часть России»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...

Проект для старшей группы "Моя семья - моя Россия!"

Данный проект предназначен для воспитанников дошкольного возраста от 5 до 6 лет, который позволит показать ценность семьи и уважение ко всем членам семьи, а также сплотит  коллектив  детей, ...

Проект "Крепкая семья – крепкая Россия"

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следуе...

Проект "Читающая семья - читающая Россия"

Детско-родительский проект "Читающая семья - читающая Россия"...

Проект «Здоровая семья – будущее России»

Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье?» поспорили Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.Они обратились ...