Конспект экскурсии в музей « Дом вести –не лапти плести» в старшей- подготовительной группе тема «Мир старинных вещей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Подшивалкина Елена Владимировна

Занятие по формированию целостной картины мира, расширение кругозора. Знакомство детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в народных сказках. Воспитание интереса к истории нашего народа, любовь к сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchem_mirom.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии в музей « дом вести –не лапти плести»

             в старшей- подготовительной группе

 тема «Мир старинных вещей»

                    подготовил: воспитатель Подшивалкина Е.В.

март 2020г.

Цель: Познакомить детей с предметами обихода и крестьянской посудой. Развивать познавательный интерес к изучению старинных предметов быта, обучать исследовательской деятельности. Воспитывать уважение к истории села. Формировать культуру общения со сверстниками и взрослыми.

Материалы: Макет печки, ухват, чугунок, сундук и самовар. Сушеные яблоки, сушеные грибы, калина. Деревянные ложки, деревянная кружка, деревянная чашка, глиняная крынка. Продукты для приготовления каши и блинов.

Организация НОД.

Игровая мотивация « В гостях у бабушки Матрены »

Воспитатель приводит детей в русскую избу и говорит:

«Вот, ребятки, мы и пришли с вами к бабушке Матрене в русскую избу. В таких избах давным-давно, русские люди проживали, жилища родные свои прославляли».

- Посмотрите, да мы здесь не одни! Давайте поздороваемся с гостями:

- Здравствуйте, люди добрые!

Выходит бабушка.


- Здравствуйте, гости дорогие! Дай бог тому, кто к нашему дому!

Дорогим гостям, милым детушкам,

И житьем, и бытьем, и здоровьицем!

Милости прошу: гостите, жалуйте!

Раз послал бог гостей, хозяйка будет сытей!


Давайте, детушки, сядем рядком,

О житие бытие поговорим ладком.

Садитесь потеснее,

Беседовать будет веселее.

БАБУШКА: - Ребятки, заметили что у меня в избе обстановка особенная, не как у вас в квартире?

Я в город никогда не ездила,

В квартире никогда не была,

Какая там посуда, мебель не видела.


- Расскажите, ребятки, где вы в квартире храните свои вещи?

(Ответы детей)

БАБУШКА:А я свои вещи храню в сундуке.

Давайте все вместе скажем – сундук!

(Ответы детей)


БАБУШКА: Сундук мой сделан из дерева, а значит он какой?

- Деревянный.


БАБУШКА: Есть у сундука стенки и дно

Посмотрите вон там, внутри оно.

А это деревянная крышка

Чтоб в сундук не лазила мышка.

Не пылилась одежда чтоб

Осторожно крышку открывать надо

А то стукнет по пальчикам больно

Вот так вот: хло-о-оп!


БАБУШКА:Для чего, ребятки, сундуку крышка?

(Ответы детей)

БАБУШКА: Как крышку надо открывать?

(Ответы детей)

БАБУШКА: А слева и справа есть у сундука

Железные, прочные штучки,

Называются они ручки.

Чтобы с дедом мы сундук поднимали,

С места на место переставляли, передвигали.

БАБУШКА: -Запомнили, ребятки, для чего сундуку ручки?

(Ответы детей)

БАБУШКА: А это железный замок,

Что сундук открывать

Никто чужой не смог.

Чтоб вещи не пропадали

И только дедушка с бабушкой ключиком замок открывали.


БАБУШКА:- Для чего, ребятки, на сундуке замок?

(Ответы детей)

БАБУШКА: - Чем замок можно открыть?

(Ответы детей)


БАБУШКА: На сундучке моем можно поспать, посидеть,

Носочки вязать и в окошко глядеть.

А сейчас давайте сядем на лавочку опять,

Хочу, ребятки, я узнать,

На чём у вас в квартире

Можно поспать?

(Ответы детей: кресло, кровать, диван)

БАБУШКА: У меня в избе нет ни дивана, ни кресла

Сплю я на печке

На тёпленьком местечке.


Изба без печки – не жилая изба!

В зимнюю стужу согреет она.


В печке я хлеб пеку, готовлю еду,

На печи ягоды, грибы, обувь, одежду сушу.


Около печки в ладушки с внуками поиграем.

(Пальчиковая игра «Ладушки»)

БАБУШКА: - Скажите ребятки, на чем мамы ваши

Готовят вам еду, варят щи да каши?

(Ответы детей: газовая, электрическая плита)

БАБУШКА: - В чем варят суп?

(Ответы детей: в кастрюле)

БАБУШКА: - Воду для чая, в чем кипятят?

(Ответ детей: в чайнике)

БАБУШКА: - В чём на стол суп подают?

( Ответ детей: в тарелке)

БАБУШКА: - Чайник, кастрюля, тарелки

В первый раз такие названия слышу, поверьте!


Ну, томить расспросами я вас не буду,

Покажу- ка вам сейчас свою посуду.


У меня посуды не много:

Вот железный самовар.

На стол сейчас поставить я его хочу,

Воду для чая я в нём кипячу.


Вот кружка деревянная, из неё я пью:

Молоко, чай, квас, воду холодную.


А это деревянная плошка

Я ем из неё щи, кашу, окрошку.


А вот муки сейчас в неё насыплю,

Да на блины замешу тесто.

Поставлю на печь, на теплое место

Поднимется тесто, блины напеку,

Всех ребятушек и гостей угощу.


Ваши мамы в кастрюлях суп готовят,

А у меня есть чугунок.


- Как, ребятки, эта посуда называется?

(Ответ детей: чугунок)


БАБУШКА: Чугунок весь мой чёрный,

Но на нём не грязь, а сажа.

Никто его отмыть не сможет

И бабушка Федора даже!


Чугунок тяжелый в нём можно всё варить,

Поставить в печку, в огне он не сгорит.


Он в печке горячим становится

И чтоб не обжечься

Когда из печки чугунок достаешь назад

Помощник нужен, рогатый с длинной деревянной ручкой

Он называется ухват.

- Как, ребятки, помощник называется?

(Ответ детей: ухват)

БАБУШКА: - Молодцы!

Мы в чугунок сейчас возьмем

Пшена насыплем, молока нальем,

Задобрим маслом, посолим и помешаем

И с помощью ухвата чугуночек в печь поставим.

Пусть каша варится- томится

Прошу ребятки вас садиться.


Есть у меня шкатулочка, её я открываю,

Загадочки сейчас я вам загадаю.

Тому, кто отгадает,

Сюрприз я обещаю.


1.Одежду дедушка и бабушка

Хранят во мне, мой друг,

Я деревянный, с крышкой,

Замком и ручками железными. (сундук)

2. На мне грибы, одежду, обувь сушат.

И хлеб пекут, готовят кушать,

И даже спят, я теплое местечко.

А называют меня ласково все …(печка)

3. Картошку, суп он в печке варит,

Чёрный всегда и в саже.

Никто отмыть его не мог,

А называется он … (чугунок)

4. Сверху пар и снизу пар

Это русский … (самовар)

5. С длинной деревянной ручкой и рогат

Бабушкин помощник называется …(ухват)

6. Расписные, деревянные на столе лежат,

Всех кормят, а сами не едят… (ложки)

Деревянными ложками не только едят,

А ещё и народ веселят.

БАБУШКА:

Добрые гости, малые детушки,

Вам в избе особая честь!

Прошу в красном углу за стол сесть.

Вот уже и чугунок с печки просится на стол

Кашкой хочет угостить,

И самовар шипит, кипит,

Пить чай нам всем велит!


Будем кашу, есть, чай пить с крендельками и блинами!

Садитесь, гости дорогие, угощайтесь с нами.


(Детей угощают кашей из чугунка и чаем из самовара

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Экскурсия в музей – хату «В гости к хозяйке куреня» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

КонспектЭкскурсия в музей – хату«В гости к хозяйке  куреня»Старшая   группаВоспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна...

Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Мир старинных вещей» группа «Звоночки

Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Мир старинных вещей»группа «Звоночки»...

Проект Авторской программы образовательной деятельности с использованием регионального компонента "Речь вести-не лапти плести" (Жданова Т.И.)

Данная образовательная программа представляет собой описание и обобщение опыта работы учителя - логопеда Ждановой Т.И. В настоящий момент находится в стадии доработки и апробируется в условиях логопун...

Экономическая игра «Дом вести – не лапти плести»

На сегодняшний день финансовое благополучие можно назвать одной из самых необходимых и очень важных составляющих залога успешной и счастливой семейной жизни....

Проект "Избу вести - не лапти плести"

Цель:развитие представлений о русской культуре, воспитание патриотических чувств....

Проект в старшей группе "В мире старинных вещей".

Проект в старшей группе «В мире старинных вещей»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Дом вести – не лапти плести». Традиции строительства русской избы

           Краткая аннотация проекта:        Проект направлен на духовно – нравственное воспитание детей любой возрастной категории ...