Конспект Экскурсия в музей – хату «В гости к хозяйке куреня» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Дашкевич Ирина Анатольевна

 

Конспект

Экскурсия в музей – хату

«В гости к хозяйке  куреня»

Старшая   группа

Воспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10

Дашкевич Ирина Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_gosti_k_hozyayke_kurenya..doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Экскурсия в музей – хату

«В гости к хозяйке  куреня»

Старшая   группа

Воспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10

Дашкевич Ирина Анатольевна

 


Экскурсия в музей - хату

«В гости к хозяйке куреня».

Программное содержание: Воспитывать любовь к малой Родине, продолжать знакомить с историей ст. Каневской. Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  врубель.

1.Одеть детей в музей

2.В группе «Уголок Каневской»

3.Звучит 1 куплет песни «Ой станица, родная станица»

Воспитатель: Ребята, я хочу поговорить о маленькой Родине. У нас с вами много прошло бесед, экскурсий, рисовали, ходили в парк. Не так давно прошёл праздник ст. Каневской.

Вопросы детям:

1.Как называется станица,  в которой мы живём?

2.Как называется река,  которая протекает в нашей станице?

3.У нашей станицы есть герб, может кто-то сможет о нём рассказать, но а если будут затруднения мы все вместе поможем?

4.Если мы живём в ст. Каневской, как о нас можно сказать?

Если в Привольной, как у Дани бабушка с дедушкой?

5.Мы знаем много с вами о нашей станице стихотворений. Кто хочет прочитать?

Стихотворение: У реки Челбасс, выросла станица

                              У реки Челбасс, ивы, тополя

                              Я хочу всегда тобой гордиться

                              Маленькая родина моя.

6.        Может кто-то сказать,  сколько же лет нашей станице? (215 лет)

Да это целая эпоха, очень много лет.

Воспитатель: Спасибо ребята, вы очень хорошо мне ответили на вопросы. И я, хочу пригласить вас в прошлое нашей станицы, как жили казачки, ваши прабабушки. А отправимся мы с вами в наш музей. Вы  знаете, где он находится? А направляющим будет…..        

МУЗЕЙ

Казачка: Встречаем гостей!

В руках хлеб, соль. - Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

В старину у казаков был обычай: встречать гостей хлебом и солью. Потому, что у казаков есть такая поговорка: «Хлеб, соль, вода казацкая еда».

Вот  и  я,  вас дорогие казачата встречаю хлебом и солью.

Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

В прошлый раз я вам рассказывала, чем занимались раньше мужчины-казаки.

А сегодня поведу рассказ о жизни женщины-казачки. Много у неё дел и печь растопить, и пряжу спрясть, холсты постирать и маленького ребёнка укачать. А в курене у казачки её «помощники» стоят, слушайте мои задания, да разгадывайте.

Загадка про ухват: Рогат, да не бык

                                   Хватает, да не сыт

                                   Людям на стол подаёт

                                   Сам в угол идёт.

- А что же он хватает этими рогами? (ответы детей)

Слушайте казачата другую загадку.

Загадка про чугунок: Дед в нём живёт

                                        Дел не в  проворот

                                        Кормит весь казачий род.

Да, ухватом чугунок берёт, обратите внимание на форму чугунка, сверху пузатый, а к низу сужается. Берёт хозяйка чугунок ухватом, да и в печь сажает.

- А как ваши мамы готовят кушать? (рассказ ребят: кастрюли, газовая плита, прихватки и т. д.)

Казачка: Ой, наши молодцы! Слушайте другую загадку.

Загадка про коромысло с ведрами:

                                        Три братца пошли к реке купаться,

                                        Два купаются, а третий дожидается.

Вот и ходили казачки к реке, с коромыслом и вёдрами.

-А как же река называется? (Челбассы).

 Коромысло расписное два крючка по краям.

-А как вы думаете для чего эти крючки? (ответы детей)

Давайте попробуем пройтись с коромыслом. Раньше казачки по воду ходили, что лебёдушки плыли. В косы ленты яркие вплетали, бусы одевали, чтобы себя показать.

-А ваши мамы,  где воду берут? (ответы детей).

Ну что, принесла воды казачка, борща наварила, за стол всю семью усадила.

А раньше за стол первый отец присаживался, называли его батюшка – уважительно.

Он резал хлеб, всем по кусочку раздавал, а посуда была глиняная, деревянная.

А вот и ещё одна загадочка  поспела. Слушайте мои казачата.

Загадка про ложку:  Маленький черпачок

                                      Красненький колпачок        

                                      Три раза в день берётся

                                      И опять на место кладётся.

А про ложку вот что, хочу рассказать.

Кушала вся семья из одной тарелки, первый батюшка набирал, да под ложку хлеб подставлял, чтобы не одной капельки не проронить, а хлебные крошки в ладошку сметали. А если кто-то шалил за столом, батюшка ложечку облизывал, да по столу стучал, а то и мог по лбу щёлкнуть. Воспитывали казачат в уважении и послушании. Покормила хозяйка свою семью, обстирать нужно.        

-А как ваши мамы стирают? (ответы детей)

А казачки в корыте. Постирают, просушат, а как разгладить? Ещё одна загадка.

Загадка про врубель: Деревянный он резной

                                        Разгладит вещи нам с тобой.

Показ:

Белье в трубочку. Предлагает по пробовать, у кого сильные руки. (Выходят, помогают казачке разгладить).

Вот так казачки изо дня в день трудились.

А ещё  хочу научить вас играть в кубанскую игру «Горшки».

Слушайте правила игры.

Все ребята становятся в круг, это базар. Но сначала выбирают продавца и покупателя. Покупатель отходит в сторонку, а продавец по секрету каждому «горшочку» (играющему ребёнку) называет кубанское блюдо, например: вареники, картошка, тыквенная каша и т. д.

Продавец объявляет: «Продаются горшки!»

Покупатель подходит за покупкой и спрашивает: «С чем горшки?»

Продавец перечисляет, а покупатель перебирает по своему вкусу горшочек. Потом ведут торг о цене, что дашь?

Если девочка то: ленточка, бусы, зеркальце и т.д.

Если мальчик: папаха, конь, седло, сапоги и т.д.

Потом бьют по рукам и говорят: «Продано!»

«Горшочек» и покупатель становятся друг к другу спиной и бегут по кругу, если «горшочек» прибежал первым, то меняются местами.

А теперь с помощью кубанской считалочки «Катилась торба», выберем ведущих.

Считалочка: Катилась торба с высокого горба,

                         Кто торбу найдёт, тот и водить пойдёт.

Ребята играют.

После игры казачка спрашивает:

-Ну что ребята понравилось у меня в гостях, узнали в какие игры играли маленькие казачата, как жили и трудились ваши бабушки и прабабушки?

И на прощание хочу сказать вам поговорку:

«Казачьему роду - нет переводу!»

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект конкурсного занятия в старшей группе Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна Тема: «Защитники Отечества»

Конспект конкурсного занятия в старшей  группе Воспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10  Дашкевич Ирина Анатольевна...

Конспект «Современная станица Каневская» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

Конспект «Современная станица Каневская» Старшая   группа Воспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна...

Конспект Спортивно-театрализованного праздника «Учения на военном флоте» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

Конспект Спортивно-театрализованного праздника «Учения на военном флоте» Старшая   группа Воспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна...

Конспект «Знакомство с архитектурным памятником станицы Каневской» подготовительная группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

Конспект«Знакомство с архитектурным памятникомстаницы Каневской»подготовительная   группаВоспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна...

Конспект занятия по ОБЖ «Огонь ошибок не прощает» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

Конспект занятия по ОБЖ«Огонь ошибок не прощает»Старшая   группаВоспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна...

Создание образовательной среды для развития познавательных интересов ребёнка. Ляпина Ирина Анатольевна, руководитель

Современный ребёнок не самостоятелен. А стремительно меняющийся мир требует от него стать творчески мыслящим, компетентным, умеющим действовать в конкретной ситуации. Безусловно, помощь взрослого ребё...