конспект занятия "Мир животных"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе "Мир животных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_o_sobakah.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Мир животных»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия: создание условий для расширения представлений детей о собаках.
Задачи:
Познакомить с приметами, стихотворениями, пословицами, связанными с образом собаки.
Развивать активное эмоциональное сопереживание, эстетическое восприятие, воображение с помощью поэтического, художественного образа.
Воспитывать гуманное отношение к домашним животным, умение проявлять заботу, любовь к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Оборудование и материалы: игрушки собак, литература о собаках, фотографии с изображениями разных пород собак, раскраски с изображением собаки, маски собак, проектор и слайды.
Предварительная работа:
1. Индивидуальные беседы на тему «Что ты знаешь о собаках?».
2. Чтение стихотворений, загадок, энциклопедий, рассказов о собаках
3. Подготовка дидактических игр о собаках.
4. Рассматривание иллюстраций о собаках.
Ход занятия
1.Вводная часть.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Приглашаю вас на экскурсию в необычный музей. А о ком этот музей вы узнаете, если отгадаете загадку:
Это кто такой лохматый,
Языкатый и зубатый?
Лопоухий, хвост крючком,
Скачет прямо и бочком.
Вот навстречу он бежит
И от радости визжит.
Хочет что – то сказать нам.
Слышим: « Ры и гав, гав, гам»
Всегда там, где слышна драка
И зовут дружка…!
Дети: Собака.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно собака. Сегодня мы с вами узнаем, какие бывают собаки, узнаем какое же любимое лакомство у этих животных, как собака помогает человеку.
2. Основная часть.
Воспитатель: А ведь собаки не всегда были такими милыми и преданными человеку животными. Собаки в древнем мире – это опасные для человека хищники, способные своими клыками калечить и даже убивать людей. Это были не те собаки, которых мы привыкли видеть ежедневно, это были их предки, которые в современной истории являются хищниками.
Воспитатель: Кто был предком собаки?
Дети: Волк.
Воспитатель: Человек же, в силу доброжелательности и любопытства, не стал прогонять или убивать животных, позволяя им жить рядом, присматриваясь к ним. Волки не подходили близко к людям, и те не чувствовали себя в какой-либо опасности в обществе зверей. В это же самое время люди начали обращать внимание на животных, приглядываться к ним, к их повадкам и поведению на охоте.
Воспитатель: Подумайте, с какой целью человек стал приручать волков?
Дети: Охранять жилье, ходить на охоту.
Воспитатель: Ни те, ни другие не боялись друг друга и жили мирно, как добрые соседи. Но все случается, и однажды один самый любопытный волк и не менее любопытный человек все же пообщались. Этот первый их контакт был неумелый, робкий, но все же положил начало совсем другому общению между животным и человеком. Прошло время, и волки уже грелись возле костра рядом с человеком, ели из рук человека, позволяли себя трогать.
Воспитатель: Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и стали впоследствии верными, преданными друзьями. Собака - друг человека. Почему так говорят?
Дети: С ней можно погулять, поиграть, пойти в гости; она может сторожить вещи, защитить от хулиганов, встретить из садика, спасти в трудную минуту.
Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о дружбе?
Дети: Друзья познаются в беде. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Старый друг лучше новых двух. Сам погибай, а товарища выручай.
Воспитатель: Подходят ли эти пословицы к собаке?
Дети: Подходят!
Воспитатель: Рассмотрите картину. Кто здесь изображён?
Дети: Папа – пес, мама- собака и щенок-сынок.
Дидактическая игра с мячом «Опиши собаку».
Назовите отличительные признаки собаки:
шерсть - густая, шелковистая, чёрная, рыжая;
хвост – длинный, пушистый, короткий;
морда – вытянутая; глаза – добрые, злые, чёрные;
ушки – торчат на макушке, висят;
лапки – короткие, длинные.
Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь».
Чёрный щенки. (Чёрные щенки.)
Лохматая пёс. (Лохматый пёс.)
Короткая хвост. (Короткий хвост.)
Воспитатель: А теперь послушайте, кем может быть собака для человека
Боевые собаки
Воспитатель: С древних времён люди стали использовать собак в военном деле. Такие собаки назывались боевыми псами. Они бросались на неприятеля во время боевых сражений, кусали лошадей и наездников. На животных надевали панцири и кольчуги, защищавшие голову, грудь и спину от стрел, дротиков, копий, ударов мечей. Ошейники с большими шипами защищали их от вражеских собак. Но и наше время у служебных собак есть защитные жилеты.
Воспитатель: Для чего на собаку надевают защитный жилет?
(дети смотрят фото собак и ведут диалог с воспитателем). Показ картинки собак на интерактивной доске.
Воспитатель: Как называется собака - которая служит на границе?
На границе служит пёс.
Он службу верную несёт.
Вперёд! Сомнений больше нет!
Настроен пёс решительно.
Сперва взяла собака след,
И следом – нарушителя
Спасатель и водолаз
Воспитатель: Обученная собака улавливает запах человека и его вещей даже под двухметровым слоем снега, она бесстрашна, не боится ни снежной пурги, ни метели, поэтому собак, названных впоследствии сенбернарами, учат находить людей, попавших в беду после схода лавины или снежной бури. Это собака – спасатель.
Если в горах беда случится с вами
Спасение не за горами,
Спешит в пургу, в метель, в мороз
На помощь людям добрый пёс.
Воспитатель: Как человеку в горах может помочь собака-спасатель
Дети: найти, отрыть из снега, позвать людей
Воспитатель: И на воде может приключиться беда. И вот тогда вам поможет собака - водолаз.
Если кто попал в беду —
Скажем, тонет он в пруду,
В одно мгновенье пёс в воде
Придёт на выручку в беде
Поводырь и терапевт
Воспитатель: Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам. Незрячие люди используют собак-поводырей для передвижения и защиты в путешествиях. Собаки-терапевты, широко используются для реабилитации больных, где больным людям не дают грустить, помогают забыть о болезни.
Артист
Воспитатель: Ну, а что за цирк без собачьих номеров?! Это цирковая собака.
Зал аплодирует, хохочет:
Что за прыжки! Что за повадки!
В награду – сахару кусочек.
Но труд артиста, ох, не сладок!
Пастух и охранник
Воспитатель: Собака и в дождь, и в мороз помогает человеку пасти стада домашних животных.
Стадо овечье собаке послушно.
Собака справлялась с работой пастушьей.
Каких домашних животных помогает пасти собака? (коров, овец, лошадей, коз)
Ну а если в доме вор,
Пёс достойный даст отпор.
Для него святое дело
За семью сражаться смело.
Что охраняют собаки? (Ответ детей)
Космонавт и извозчик
Воспитатель: Собаки способны не только на трюки.
А верно служили нашей науке.
Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?
Звёздочка, Белка, Стрелка и Лайка!
Это собаки – космонавты. В науке собаки – верные друзья. Часто они первопроходцы, а за ними следует человек.
Воспитатель: В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу — там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. С помощью собачьих упряжек проводились исследования Северного и Южного полюса.
Физкультминутка.
Собачка по траве бежала
(бегут на месте),
Весело хвостом виляла
(помахивают воображаемым хвостиком),
Кость у дома отыскала
(приседают, поднимают воображаемый предмет),
Всю погрызла, искусала
(имитируют жевание),
И в песочек закопала
(сидя, «закапывают косточку»).
Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим, какие же ещё собаки бывают. Посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Какие они? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы правильно заметили, что все собаки разные, у них разная порода. А какие породы собак вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются собаки друг от друга.
Дети: Окраской, длиной шерсти, формой ушей, головы и тела, цветом глаз, хвостом, характером.
Воспитатель: Как вы думаете, какой у собак бывает характер?
Дети: Добрый, злобный, спокойный, игривый, задорный, смелый, доверчивый.
Воспитатель: Невозможно сказать, какая порода собак лучше, умнее, красивее. Каждый владелец выбирает собаку по своему вкусу, практическим потребностям. Она дарит людям много прекрасных минут жизни, платит за заботу безграничной преданностью.
Воспитатель: Существуют декоративные породы
Изобретателен, умен,
Вам предан бесконечно он.
И жизнь за Вас отдать бы смог
Французский маленький бульдог.
Какие декоративно-комнатные собаки вам известны?
Дети: йоркширский терьер, мопс, шпиц, болонка, далматинец.
Воспитатель: Для чего людям нужны комнатные собачки?
Кто будет хозяином щенка? (Коля? Саша? Андрей?)
А теперь помогите решить спор мальчиков?
На одной улице жили три друга – Коля, Саша и Андрей. Они приходили в гости к старику, чтобы поиграть с его собакой. Вскоре у неё появился щенок. Старик пообещал отдать щенка одному из мальчиков. Но чтобы выбрать хозяина щенку, мудрый старик спросил друзей «Что вы сделаете для щенка, если он будет жить у вас?»
Коля сказал: «Я завяжу ему красивый бант!»
Саша сказал: «Я все время буду играть со щенком!»
Андрей сказал: «Я сделаю ему мягкую постельку в корзине, налью в миску тёплого молока, буду гулять с ним, а когда он подрастёт, буду заниматься с ним и сделаю всё, чтобы он не болел, был весёлым и радостным».
Как вы думаете, кому из мальчиков старик отдал щенка? Почему?
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за собакой?
Дети: У собаки должно быть своё место, где она спит. Место должно быть чистое. У собаки должна быть миска для воды и еды. С собакой нужно гулять.
Воспитатель: Правильно, а ещё необходимо иметь предметы ухода: расчёски, щётку, ошейник и поводок, намордник. Ребята, если вы когда-нибудь захотите завести собаку, сначала изучите правила содержания, кормления, ухода за животным. Говорят, что о человеке можно судить по тому, как он относится к животным. Как вы это понимаете?
Дети: Если человек хорошо относится к животным, значит он добрый.
Воспитатель: К сожалению, нередко люди берут в дом питомца, а потом безжалостно выбрасывают его на улицу. Человек не всегда достойно ведёт себя по отношению к домашним животным. Плата за предательство человека – одичавшие и опасные своры собак. Ребята, помните: мы в ответе за тех, кого приручили.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Собака – друг человека
Собаки! Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас!
Воспитатель: Мы любим собаку ради неё самой, ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и верность. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём, но главное – она стала ему спутником и другом.
Воспитатель: Дети, как много интересного мы сегодня вспомнили о наших четвероногих друзьях. Чем больше вы будете знать о животных, тем крепче ваша дружба будет с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Животные жарких стран"
Конспект лексического занятия в подготовительной группе тема: "Животные жарких стран" "Мама для слоненка"...
Конспект занятия "Животные" с использованием ТСО
Конспект занятия по окружающему с использование ТСО и ЭВМ...
Методическая разработка конспект НОД Животные Африки
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром....
конспект занятия животные
На занятии дети вспоминают животных по-английски,тем самым помогая главному герою с заданиями....
Конспект занятия «Животные и птицы жарких стран»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей ...
Конспект «Дикие животные»
Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания. ЗАДАЧИОбразовательные:- продолжать совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прит...
План-конспект НОД "Животные леса - наши друзья"
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию детей средней группы...