Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру

Степанова Людмила Юрьевна

Самое лучшее открытие - , которое ребенок делвет сам. Ральф У. Эмерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelno.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей

дошкольного возраста

На протяжении всего дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они как бы сами смогли обнаружить всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира». Окружающий мир бездонный кладезь загадок, тайн, интересных открытий. В любой деятельности: в игре, учебе, труде - ребенок стремится познать новое. Дошкольники любознательны, они охотно наблюдают разнообразные явления, констатируют очевидные факты. Именно у детей старшего дошкольного возраста наблюдается пик познавательных потребностей. Важно не пропустить момент заинтересованности ребенка тем или иным явлением, не дать угаснуть естественной любознательности.

Маленькие дети - прирожденные исследователи, им одинаково интересно все многообразие окружающего мира - от космических далей до мелких песчинок под ногами. Однако если взрослые начинают отмахиваться от дотошных ребячьих вопросов, то они тем самым совершают неповторимое - задерживают умственное и духовное развитие ребенка. Поэтому педагоги и родители должны не только отвечать на поставленные вопросы, но и активно способствовать развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, ведущей к постижению устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочению и систематизации, постоянному стремлению к эксперименту, желанию самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Если в раннем детстве ребенка привлекают внешние свойства предметов (к примеру, яркость цвета, необычность формы, оригинальность звучания), то к третьему году ему уже интересны их скрытые свойства, которые малыш обнаруживает посредством целенаправленных исследовательских действий (поглаживание предмета, постукивание им, прикладывание к уху и тому подобные действия). Такое внешне простое экспериментирование с вещами на самом деле способствует дифференциации восприятия предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются также сенсорные восприятия, простые орудийные действия.

В работе с детьми 2,5-3,5 лет можно использовать игры с элементами экспериментирования. Они предоставляют широкий спектр возможностей - позволяют воспитывать у ребёнка познавательный интерес к окружающему, развивают его любознательность, понимание простейших причинно - следственных отношений. Формируют представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношениях объективного мира (объём, масса, движение, скорость, время).

Занятие «Водичка-водичка»

Цель: закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течёт, журчит, нужна всем - и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления ребёнка, подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки, пестушки), раскрывающие отношение человека к воде, её значимость для всего живого.

Материал: репродукция к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображён умывающийся ребёнок); прозрачный кувшинчик с кипячёной водой, прозрачные стаканчики (по числу участвующих); кукла резиновая, тазик игрушечный.

Ход занятия

Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена умы-кающаяся девочка. Дети смотрят на неё 2—3 минуты.

Вопросы к детям:

-        Кто изображён на картинке?

-        Что он делает?

Затем взрослый читает потешку:

Водичка-водичка,

Умой Тане (наше) личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Взрослый обращается к детям с вопросом: какая бывает водичка? Пусть малыши вспомнят, как они умывались, мыли руки, купались. Если дети затрудняются с ответом, взрослый им помогает: водичка прозрачная, течёт, льётся, журчит, булькает и т. п.

Далее разыгрывается ситуация с куклой: её умывают над игрушечным тазиком.

Взрослый медленно льёт воду, давая малышам возможность почувствовать слова «вода прозрачная, течёт».

В конце занятия взрослый разливает воду из кувшина по стаканчикам, сопровождая действия словами: «прозрачная», «журчит», «булькает».

Предлагает детям попить, пьёт вместе с ними.

Эксперимент позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях или объектах, повысить наглядность или доступность материала, сделать процесс обучения более эффективным и, наконец, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность проявляется в виде вербального исследования с помощью вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?), а также экспериментирования с предметами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления какой-либо сфере жизни.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность у детей можно при помощи коллекционирование (классификация) - еще один из способов развития познавательно-исследовательской деятельности, он способствует освоению детьми иерархических отношений (представлений о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.). Также в исследовательской деятельности детей можно использовать прием «Путешествие по карте» - освоение пространственных схем и отношений (формируются представления о пространстве мира, частях света и родной стране). Или, прием «Путешествия по реке времени», который помогает освоить временные отношения. Исследования формируют представления об историческом времени - от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: истории жилища, транспорта и т. п.).

Познавательно-исследовательская деятельность ребенка может происходить без участия взрослых. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю, однако такая его экспериментальная деятельность во многом стихийна, к тому же в быту она зачастую воспринимается как шалости и проказы. Действительно, зачем ребенок порвал обои, разобрал на детали новую игрушку, раскрасил красками одежду и т. д.? А ведь некоторые дети отличаются особой активностью в подобных действиях. И все же это не хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование. Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло необходима организационная помощь взрослого, который выделяет естественные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Любознательность, таким образом, становится управляемым процессом, а желание познавать законы окружающего мира сочетается с формированием у детей эстетических и нравственных чувств, и тогда ради познавательного интереса ребенок не станет губить деревце или отрывать лапки у букашки.

Структура любого исследования, в том числе проводимого детьми, включает в себя следующие конкретные этапы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выдвижение гипотезы; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей исследовать эти этапы в своей деятельности.

Среди разнообразия видов познавательно-исследовательской деятельности ведущая роль должна отводиться опять же к опыту (экспериментированию). Требования, предъявляемые к проведению опытов:

1.        Воспитатель должен просто и чётко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать), например, тепло травке под снегом или нет?

2.        Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один опытный, другой контрольный, например, одни посевы овса поливать, другие - нет.

3.        Необходимо осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.

4.        Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети всё осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторенном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.

Таким образом, в организации и проведении опытов можно чётко и выделить четыре этапа:

1.        Постановка проблемы.

2.        Поиск пути решения проблемы.

3.        Проведения наблюдения.

4.        Обсуждение итогов и формулировка вывода.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгруппой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе.

К старшему дошкольному возрасту заметно вырастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Правильно организованная экспериментальная деятельность даёт возможность удовлетворить потребности детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".

Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...