Проект озеро Байкал
проект по окружающему миру (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_baykal.docx | 721.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Байкал – одно из семи чудес России»
Средняя группа
Подготовила воспитатель : Ионинская И.В.
Вид проекта: краткосрочный, познавательно - исследовательский, творческий.
Срок реализации: 1 неделя (06.08 – 10.08.2018), но может быть продлен по инициативе детей.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Актуальность
Богатый воспитательный и образовательный потенциал нашего региона заложен в ближайшем природном окружении – озере Байкал.
Основой построения работы по ознакомлению детей с озером является формирование у них устойчивого интереса, познавательного отношения к данному материалу. Ознакомление с уникальностью озера позволяет дошкольнику устанавливать взаимосвязи организмов друг с другом, ребенок узнает о приспособленности уникальных животных славного моря к среде обитания. Ознакомление с природой Байкала обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире, происходит обогащение словарного запаса, а это помогает сделать речь ребенка разнообразной и выразительной. Общение с природой помогает пробудить эмоционально - чувственное отношение к окружающему. Развивается стойкий интерес к познавательной деятельности, наблюдательность.
Если знакомить детей с уникальностью озера Байкал, то дети усвоят правила и нормы взаимодействия с окружающим миром, будут проявлять чуткость и доброту к представителям животного мира.
Цель: Познакомить с озером Байкал, его обитателями,
Задачи:
- Дать некоторые исторические знания о Байкале;
- Расширять словарный запас;
- Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
Работа с родителями:
- Консультация «Сбережем Байкал для потомков»
- Изготовить дома с детьми поделки, для оформления выставки совместных работ детей и родителей
Планируемый результат:
- Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к озеру и его обитателям, умение видеть красоту окружающего мира, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту.
- Кроме того, предполагается формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
- Привлечь родителей к реализации проекта
Обр обл | Организация совместной деятельности взрослого и детей | Организация развивающей среды |
Соц-комразв | Тема: Правила поведения на природе Ц: Закреплять знания детей о том, что можно, а чего нельзя делать на природе С/р игра: «На Байкал». Уборка участка от мелкого мусора и травы Игра «Песочные узоры» | Атрибуты к с/р.и: покрывало, посуда, фрукты, овощи, коробки и др. Атрибуты для игр с песком: лопатки, грабли, ведерки, песочницы, палочки для рисования |
Позразв | Беседа: «Байкал – жемчужина Сибири». Ц: Познакомить детей с одним из уникальных озер мирового значения. Учить детей заботиться об окружающей среде, о родном крае. Воспитывать потребность общения с природой, интерес к познанию ее законов и явлений. Беседа: «Животные Байкала ». Цель: учить детей беречь природное богатство нашей родины. Закреплять знания о видах животного мира нашей области Беседа: «Что такое лекарственные растения?» (их использование, место произрастания). Цель: познакомить с разнообразием растительного мира Прибайкалья, о пользе лекарственных растений Просмотр презентаций «О Байкале», «Животный и растительный мир Байкала», «Подводный мир Байкала» Экспериментальная деятельность с водой (подкрашивание или подсаливание), пускание корабликов. Д/и: «Четыре времени года» на Байкале, «Что было бы, если бы исчезли растения?», «Какое что бывает?» (цвет, форма, материал), «Найди ошибку», «Раздели на группы», «У кого кто» Мозайка – выложи по образцу «Озеро». Настольно-печатные игры «Нерпенок», «Байкал» сделанные детьми | Подготовка презентации Атрибуты для проведения экспериментов: краски, соль, различные предметы Картинки для д/и Разрезные картинки |
Реч разв | Чтение художественной литературы: стихотворение «Байкал» В.Киселев, стихотворение «В теченьи быстром Ангары…» Сергей Дурницкий, стихотворение «Гимн Байкалу» В.Б.Жемчужников, рассказ «Ветра Байкала…», легенды и сказки о Байкале, «О нерпе» Ц: учить детей слушать и отвечать на вопросы по тексту Отгадывание загадок «Узнай животное». Д/и : «Про кого я говорю» | Подбор художественной литературы |
Худ-эст разв | Лепка «Нерпа». Конструирование из бумаги «Лодочка» раскраски по теме недели «Байкал», «Нерпы», «Рыбы» Рассматривание картинок «Животный мир Байкала», иллюстрации с изображением Природы Байкала Рассматривание картины «Байкал летом» Лебединский Б.И. Отметить красоту пейзажных изображений Байкала. Игры – перевоплощения «Если бы ты был животным?» «Мы – водяные жители», мимические упражнения Ц: учить перевоплощаться , действовать согласно поведению выбранного персонажа Прослушивание музыкальных произведений: «Гимн Байкалу», «Шум воды», «Крики чаек» | Материал для творчества: пластилин, досточки для лепки, карандаши, краски, кисточки, стаканчики для воды, бумага для конструирования Картина «Байкал летом» Лебединский Б.И Подбор муз.произведений |
Физ разв | П/и: «Летящий диск», «Караси и щука», «Найди пару», «Лягушки и цапля», «Ходят капельки по кругу» «Веселая рыбка», «Рыбаки и рыбки» Ц: упражнять в беге, в прыжках через шнур, беге по кругу, подбрасывании и ловле мяча. Пальчиковая гимнастика «Рыбки плавают, резвятся». | Атрибуты для п/и: мячи, скакалки, |
Итоговое мероприятие: Оформление выставки совместных работ детей и родителей
Дидактическая игра «Байкал» (разрезные картинки)
Сделанная детьми
Цель: Развитие интереса детей к самостоятельной деятельности, умению изготавливать игры своими руками и играть в них.
Приложение 1
Загадки о Байкале для детей
1.Древен род его в природе, кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем, Как его мы назовем? (Байкал)
2.Бледно-розова, нежна, студена вода нужна.
Что за рыбка-невеличка- меньше вашей рукавички?
А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта….? (Голомянка)
3. Начинается на «о», ох, и любят же его!
Говорят- живет в Байкале. Вы, случайно, не слыхали?(Омуль)
4. В снежном логове родятся. Простудиться не боятся.
Подрастут –начнут нырять, шубки белые менять.
Если очень повезет- лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами? Ну, подумайте-ка, сами!(Нерпа)
1. Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем.
Как все это назовем? (озеро Байкал, пролив Малое Море)
2. Собравши дань с гористых круч,
Несется к морю в три потока,
Другая, с морем, зев открыв,
Глотает бурно и глубоко.
Одна безвестна и скромна,
Другая - украшенье мира.
Сверкая кружевом плотин,
Все славит своего кумира.
Они - кормилица и дочь.
Но мало в именах различья.
Теперь прошу вас мне помочь.
Назвать их схожесть и отличья. (Река Верхняя Ангара и Нижняя Ангара)
3. Одни пасутся в чистом поле,
Другие плавают на воле.
одних по всей земле встречали,
Другие водятся в Байкале.
Широкий лоб, приличный хвост,
Как их название - вопрос? (Бычки)
4. Малый остров
В малом море.
Город чаек на... (Остров Елор)
5.Как сердит бывает батюшка Байкал.
Он не раз куски у суши отнимал.
А однажды расстарался, так гулял...
Вместо сел степных теперь залив... (Пролив Провал)
ЖИВОЙ БАЙКАЛ
Как ты красив, наш батюшка Байкал! Среди лесов, песчаных дюн и скал
Стоишь, не зная горестей и бед уж четверть миллионов лет.
Играют над тобой Сарма, Култук, а то и Баргузин задует вдруг.
И, как с цепей сорвавшись, Верховик мчит над тобой, ловя прекрасный миг.
А ты вальяжно нежишься, но все ж и по тебе идет волнами дрожь
От непослушных ветреных детей. Они уснут- становится теплей.
И в тишине ведешь богатству счет, что притаилось в бездне твоих вод:
Шесть сотен видов флоры лишь одной, из фауны хорош осетр с икрой.
И ловят омуля, кому не лень есть сиг, и голомянка, и тюлень:
Нажил богатства ты нее без труда, но главное из них- твоя вода.
Целебных свойств ее не перечесть, и тайная в ней святость тоже есть.
Отведаешь водицы не спеша, и чище станет у тебя душа.
Н. Дробот
Приложение 2
Консультация для родителей
«Сохраним Байкал для потомков»
Если Сибирь часто называют драгоценной диадемой России, богатой и сказочно красивой, то озеро Байкал, несомненно, самая прекрасная жемчужина этой диадемы.
Невольное волнение охватывает человека, когда перед его взором открывается огромное зеркало озера, обрамленное лесистыми хребтами со сверкающими снежными вершинами. С острогов этих гор можно любоваться богатством и разнообразием красоты Байкала, их чудесными переливами.
В 1980 г. через Байкал проезжал великий русский писатель А.П. Чехов. Озеро поразило своей красотой. Он писал родным «Байкал удивителен и недаром сибиряки его называют не озером, а морем ...».
Байкал вбирает в себя 330 рек, а отдает лишь одну - красавицу Ангару. Вода Байкала необычна чиста и прозрачна. Богата фауна Байкала - в озере насчитывается около 1800 видов живых организмов. В озере есть породы рыб, не встречающихся не в одном другом водоеме мира. Это глубоководная рыба голомянка. Без чешуи, с плавниками, похожими на крылья бабочки, она почти целиком состоит из жира. Жир голомянки высоко ценится в народной медицине. В озере водится байкальский тюлень - нерпа, имеющая прекрасный мягкий мех.
Вся территория Байкала принадлежит Баргузинскому заповеднику, основанному более 60 лет назад для охраны и разведения соболя. Здесь обитают еще 35 видов зверей: бурый медведь, росомаха, рыси, лоси, барсуки, горностаи, хорьки и др. Разнообразен и богат птичий мир.
Район Байкала - прекрасное место для тех, кто любит покой и красивые пейзажи.
В декабре 1996 года озеро Байкал было включено в список природных объектов Всемирного Наследия. Но уз Участка Всемирного Наследия было исключено пять населенных пунктов (Северобйкальск, Селегинск, Байкальск, Слюдянка, Култук) из-за неблагополучной экологической ситуации вокруг Байкала.
Основные этапы возрастания антропогенного воздействия на экосистему Байкала;
♦ Резкое увеличение поступления загрязняющих веществ с водами реки Селенги.
♦ Подъем уровня вод Байкала со строительством Иркутской ГЭС, поступления загрязняющих веществ вследствие размыва берегов.
♦ Строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, увеличение численности населения на берегу озера (увеличение сброса сточных вод).
Байкал - уникальное явление природы. Как природный объект он представляет громаднейшую ценность для всего человечества, Очень хочется, что эта ценность осталась нашим потомкам в чистом виде. И чтобы наши внуки также гордились как мы.
Та земля, где с детства даль за далью
Я прошел, проехал, проскакал,
-Та земля зовется Забайкальем
-Славным твоим именем, Байкал!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...
Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...
Методическая разработка: педагогическиий проект "Озеро Байкал- жемчужина Сибири"
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (вне...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....
Проект "Озеро Байкал и его обитатели"
Муниципальное образование Тайшетский районМуниципальное казенное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад «Белочка»...
Педагогический проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»
В ходе образовательной деятельности с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Бай...
Проект "Озеро Байкал - жемчужина Сибири"
Познакомить детей с достопримечательностью нашего региона озером Байкал - его тайнами, секретами, растительным и животным миром.в ходе реализации проекта использовали формы как: наблюдение, проектиров...