Современные условия характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей. Актуальность данной темы обусловлена тем, что становление человеческой личности происходит в процессе развития деятельности - игровой, учебной, трудовой . Игра для дошкольника - это путь познания окружающей действительности. Проблеме детских игр было посвящено большое количество работ педагогов, философов. То, что игра была в центре внимания учёных различных специальностей и разных направлений, не случайно. Это можно объяснить сложностью игровой деятельности и тем, что в детстве игра выполняет особую, ничем не восполнимую роль. В игре формируются морально - волевые качества, реализуется потребность воздействия на мир. Игра - это способ усвоения общественного опыта, путь детей к познанию мира. Детскую игру можно сравнить с огромным, светлым будущим, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искорка, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Эта тема меня заинтересовала, и целью моей работы является доказать и подтвердить, что именно игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения детей, в частности в познании окружающего мира. Мною был разработан план. В этот план входили такие мероприятия как организация игр совместно с воспитателем, взаимодействия со сверстниками, работа с родителями. Цель данной работы состояла в том, чтобы на основе игр сформировать у детей знания о реальной действительности, умению общаться в окружающем мире. Проанализировав требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой), изучив практические и теоретические сведения об играх, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы. Сюжетно-ролевые игры- одни из основных видов игр дошкольников. Для всех видов игр они наиболее благоприятно влияют на развитие ребёнка. Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цели игры: построить дом, состряпать обед, пойти в магазин. В игровой деятельности реализуется потребность ребенка участвовать в жизни взрослых. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. В процессе сюжетно-ролевых игр ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим, большинство из них знакомят детей с различными профессиями. Чем раньше начать работу по познанию окружающей действительности посредством сюжетно – ролевой игры, тем больших результатов можно добиться. В работе я использовала разнообразные приёмы эффективной передачи ребёнку более сложных способов построения игры, а именно: не объясняла правила, а играли совместно, выбирали позицию партнёра; помогала своевременно переходить к более сложным способам игры, используя особые её формы и соответствующим образом развёртывая сюжет. Не угадывала желание ребёнка и его идеи, а учила его пояснять свои действия и согласовывать их с действиями партнёра по игре. Направляла взаимоотношения в группе играющих таких образом, чтобы они в известной мере были сходны с воспроизводимыми отношениями взрослых людей. Поощряла каждого отдельного ребёнка, следила за тем, чтобы замечания детей друг другу не носили агрессивный характер. Старалась, чтобы в играх с игрушками – партнёрами дети выполняли роль за себя и за игрушку. Поощряла попытки детей, которые самостоятельно подбирали атрибуты для роли. Игровая деятельность продолжалась и дома. Старалась привлечь к этой проблеме и родителей. Приглашала их на просмотр игровой деятельности детей, проводила консультации. Родители начали проявлять интерес к сюжетно - ролевым играм, предлагали свои услуги: принимали активное участие в изготовлении и оформлении сюжетно - ролевых игр. Со слов детей узнала, что во многих семьях тоже появились сюжетно - ролевые игры, такие как «Семья», «Магазин», «Больница», «Автобус». Проявление такого общего интереса сплотило коллектив детей, воспитателей и родителей. Данные мероприятия и способы построения игры вывели детей на высокий уровень общения с взрослыми, со своими сверстниками, появился интерес к сюжетно - ролевым играм, игры стали более разнообразны , не стали ограничиваться одним сюжетом, а в игре их стало присутствовать несколько. Дети стали проявлять активность, инициативу, действовать творчески. Активно стали использовать предметы - заместители, придумывать интересные замещения. В играх стали проявляться взаимоотношения девочек и мальчиков, пока девочки кормили кукол, мыли посуду, мальчики в это время строили машину, а затем приглашали покататься их вместе с куклами. Представления о предметном мире формируется у детей разными путями, в том числе в дидактических играх. Дидактические игры- очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр а) с игрушками и предметами; б) настолько-печатные; в) словесные. Воспитатель, к сожалению, часто не воспринимается ребенком как лицо, приобщенное к детскому сообществу (т.е. как человек «играющий»), как эмоционально заинтересованный интерпретатор событий окружающей жизни, с которыми ребенок постоянно сталкивается и которые его интересуют. На мой взгляд, важно, чтобы ребенок считал воспитателя человеком, к которому можно обратиться со своими проблемами. И именно в игре дети раскрепощаются, чаще обращают на взрослого своё внимание, как на сверстника, равноправного партнера. Поэтому в процессе своей работы, я стараюсь разнообразить игровую деятельность детей, быть настоящим участником игры, умею не только выигрывать, но и проигрывать. Игра является и средством обучения, усвоения детьми «науки до науки». Именно в игре дети легче воспринимают недоступные для их понимания факты и явления. Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей дошкольника. Играя вместе с детьми, стараюсь сохранять у них соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, побуждаю к переживанию радости от участия в игре и формирую чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Эти игры дают представления об окружающем мире, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди предметы одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и др. В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот - слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфический способ решения задач. Например, в игре «Чудесный мешочек» (младшая группа) я предлагаю несколько мотиваций. «Входит почтальон, приносит посылку от Незнайки и письмо, в котором говорится, что он собирается открыть магазин, где будут два отдела: «Овощи» и «Одежда». Однако все предметы перепутаны, и поэтому Незнайка просит детей помочь ему разделить их: в коробку положить то, что сделано руками людей, а на поднос – то, что дала природа». Детям среднего дошкольного возраста в игре «Петрушка идёт трудиться» предлагается такая мотивация: «Пришло письмо от Петрушки. Он пишет, что гостит у бабушки: играет, рисует, помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь, полить цветы, навести порядок в комнате. Однако Петрушка запутался в предметах – орудиях труда и просит детей помочь». Так мотивация определяет «программу» игровых действий. Эмоциональная насыщенность игр связана также с их образностью и оригинальными игровыми действиями: перевоплощением в конкретный образ в игровой ситуации, использованием диалогов, характеризующих персонажей и их действия. Особое внимание я уделяю играм, стимулирующим творческие проявления. Детям предлагаю видоизменить знакомые игры и создать новые варианты. Здесь весьма значимы отношения воспитателя и детей: в каждом ребёнке надо увидеть индивидуальность, определить его сильные стороны и опираться на них в решении задач. В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла - любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Я использую эту игрушку, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласку, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если прививать в процессе игр эти качества,- ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей. Успешнее проводить свою работу мне помогают знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность и др., а также отрицательные - эгоизм, упрямство, лидерство. Труднее всего удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети чаще всего любят оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с задачей. Застенчивость, неуверенность в своих силах преодолеваются в игре. Играя вместе с детьми, незаметно даю им более легкие вопросы и задания. Удачные выполнения тех или иных задач, следующие друг за другом в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах, тем самым преодолевают их застенчивость. Соблюдение правил в ходе дидактической игры вызывает необходимость проявления усилий. Стараюсь ставить детей в такие условия, при которых они получают удовлетворение, радость от выполнения правил. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым, справедливым; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими, не мешай товарищам, если они заняты игрой; помни, что к материалам для игр нужно бережно относиться, т.к. потеря карточек, фишек приводит к тому, что потом уже нельзя будет играть; окончив игру, сложи все в коробочку и убери на место. Эти и другие правила не заучиваю с детьми специально, но проявляю заботу о создании условий для их усвоения. Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При проведении дидактических игр я использую разные игровые методы и приемы. Так во время прогулок или экскурсий провожу такие игры, как "Найди пять листьев с разных деревьев и назови их", "Найди дерево или куст по описанию", "Узнай, с какого дерева лист». Введение в игры элементов соревнования: "Кто быстрее?", "Кто больше?" - повышает интерес к этим заданиям. Разные варианты игры "Что сначала, что потом?" помогают детям уяснить последовательность сезонных изменений в жизни растений и животных, явлений природы. Задание, данное мною детям: "Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом?». «Расскажи, почему ты так разложил." - требует от ребенка не только предметного действия, но и его объяснения. Задание даю нескольким детям, все остальные проверяют правильность выполнения. Затем требования к выполнению задания повышаю : они должны быть более самостоятельными, быстрыми, объяснения - более полными. Дети не просто называют явление, а раскрывают его причину, объясняют последовательность развития. Время, затрачиваемое ими на обдумывание и выполнение задания, сокращается. В игре "Что сначала, что потом?" даю картинки: кустик земляники без цветов и плодов; с цветами; с зелеными ягодами; со спелыми ягодами. Раскладывая картинки, дети должны заметить, что последовательный ряд закончить нельзя: первая картинка должна быть и последней. Существует еще много видов и классификаций игр. Игры с правилами и без них, игры-драматизации, игры-имитации, режиссерские игры, пальчиковые игры и т.д. Все они несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, а значит и их родителей. Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. В начале прошлого учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира. Совместными усилиями пополнялся уголок для родителей. В родительский уголок я поместила консультации и памятки на тему: «Игра- путь к познанию окружающего мира», «Игра в жизни ребёнка». Была создана фотовыставка с использованием игр. В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях. Подводя итоги работы над данной темой в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира. Использование различных игр в работе с детьми позволило качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы, помогло сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающим миром более интересной и разнообразной. Решение задач по выбранной мною теме стало возможным при условиях: -создание системы работы по формированию познавательной активности в процессе игры; -создание предметно-развивающей среды; -целенаправленный отбор материалов и оборудования для проведения игр; -компетентность воспитателя в использовании методов и приемов ; - взаимодействие с родителями.
Использованная литература: 1.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992. 2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1990. 3.Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., 1986. 4.Гербова В.В. Воспитание детей. - М., 1981. 5.Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - М., 1997. 6.Менжерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982 7.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976. 8.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982. 9.Шмаков С.А. Ее величество игра. - М., 1992 10.Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973.
Приложение1 Консультация для родителей «Игра- путь к познанию окружающего мира»
Ранний возраст – период активного познания ребенком окружающего мира. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, играть с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе игры развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе игры ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Игра стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш: - активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
- быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, с различными веществами;
- подолгу с увлечением играет сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
- радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
Приложение2 Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»
Как правило, участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Зачастую игра – первая фаза более серьезной деятельности. Необычное свойство – уметь играть с детьми, не теряя достоинства и не сюсюкая. Например, ребенок восхищается умением взрослых строить песочные замки, но воспринимает как друга только того, кто ожесточенно старается построить замок лучше, соревнуясь с ребенком, так как этот взрослый принимает серьезность игры и участвует в ней с тем, же интересом, что и ребенок. Известно, что лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее. Особенно большой интерес для детей представляет ролевая игра. Она захватывает их своим содержанием, мотивами и занимательностью сюжета. Такая игра при умелом руководстве существенно изменяет характер поведения детей. Но что бы она полностью оправдывала себя, необходимо выразить в игре красоту человеческих отношений и систематизировать детские представления об окружающем. Дети способны на интересную выдумку, сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива, если она поддержана и получает развитие, оказывает огромное влияние на воспитание как личности одного ребенка, так и всего детского коллектива. Можно выделить такие типы игр: - Сенсомоторные игры: это действия, направленные на желание получить интересные для ребенка ощущения такие игры преобладают в первые, 2-3 года жизни. Примеры погремушки, звон какими-либо предметами друг о друга. - Сюжетные игры: это такие игры, направленные на совместные действия предмет - ребенок, которые описывают определенный сюжет, взятый как из реальной жизни, так и из сказки, мультфильмов и т.п. Катать машины, кормить и укладывать спать куклу – примеры таких игр. Чаще всего они развиваются в 3-4 года, однако не исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых. - Ролевые игры: в таких играх ребенок выбирает для себя определенную роль человека в обществе и воспроизводит те модели поведения, которые, как он считает, ему подходит. Это могут быть, например, позиции, связанные с профессиями (например, в игре в магазин), ролях солдат и т.п. Именно эти игры наиболее значимые для ребенка в возрасте 4-6 лет. - Игры с правилами: они представляют собой созданные ситуации, которые не имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди действуют на основе заранее сформированных правил. Чаще всего это игры состязания. К этой группе относятся, например, - спортивные игры – футбол, хоккей или волейбол, а также разнообразного рода детские прятки, пятнашки, перестрелки и т.п. Подобные игры начинают преобладать в младшем школьном возрасте, но сохраняются и дальше, к некоторым из них неравнодушно и до сих пор большинство взрослых. Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков), не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Оно становится дисгармоничным - например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае - у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п. Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка. Внимание, память, мышление, воображение наиболее интенсивно активизируются, развиваются у дошкольников именно в игре, а не в других видах деятельности. Игра способствует преодолению эгоцентризма у ребенка, учит его отграничивать свою точку зрения от чужой. Он обучается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию других людей.
Играя, дети учатся жить!
Приложение 3
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ ДОШКОЛЬНИКА.
Консультация для родителей
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Значит , мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Учиться, играя! Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игровых действий.
Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Дидактические игры способствуют более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности : предметов, действий, отношений между людьми. Они имеют огромное значение для самостоятельного использования ими полученных знаний, в том числе в сюжетно-ролевых играх.
Очень важно при объяснении и проведении игры обращать внимание детей на это: ведь дидактическая игра- это средство не только обучения, но и воспитания. |
|