«Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения»
консультация по окружающему миру на тему

Байдук Анастасия Сергеевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения»

 Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

  Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

1.Экологические знания и умения

2.Экологическое мышление

3.Ценностные ориентации

4.Экологически оправданное поведение

      Особое внимание при работе с детьми следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка.

      Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познает не только внешние параметры объектов природы. Например ( строение, окрас, запах, и прочее ), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом.  Как компонент наблюдения включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение – ведущий метод. С детьми наблюдают за погодой, ветром, дождём, грозой, снегопадом, небом, солнцем, облаками, туманом, почвой, деревьями, за формированием плодов растений, птицами, насекомыми и т.д. Ни для кого не секрет то, что познание окружающего мира происходит благодаря такой форме как наблюдение. Естественно, это сложное занятия для познания, так как требует тщательного внимания, при этом начинает работать мышление, речь и восприятие одновременно. Планирование наблюдений в детском саду – это специально устроенное воспитателями, планомерное и целенаправленное восприятие детьми всех явлений окружающего мира. Для того чтобы воспринимать и понимать объект наблюдения немаловажное значение имеет опыт и знания малыша. И только правильная и грамотная организация наблюдений в детском саду поможет полноценно развиваться вашему крохе. 
    В самом процессе наблюдения воспитатель обычно задаёт детям различные вопросы, которые касаются обследования того или иного объекта, ребёнок должен сравнить между собой предметы, а также показать что их может между собой связывать. Наблюдения должны сопровождаться абсолютно точными объяснениями самого воспитатля, что видят детки, в тот или иной момент. Запомните, чем ярче и конкретней будут объяснения воспитателя, тем легче малышу будет применять свои знания на практике. Для этого и существует дневник наблюдений в детском саду, которые ведут воспитатели. Конечно, очень важно чтобы диалог, проходящий с детьми, осуждался вслух, а всё сказанное осознавалось детьми. 
    Существуют разные виды наблюдений в детском саду. Наиболее актуальным является сезонные наблюдения в детском саду. Вообще, наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетические впечатлений, которое благоприятно влияют на эмоционально состояние малышей. Самое главное, что наблюдение должно проводиться в детском саду систематически, это необходимо для того чтобы приучить крох к внимательности, развитию наблюдения, а также интеллектуального воспитания.

    Наиболее эффективным вариантом для наблюдения является прогулка в детском саду, воспитатель должен будет обратить внимание деток на то, что цветы появляются из земли, как прорывается трава, появление листочков на дереве,  знакомство с птицами, необходимо также устраивать разные игры, при этом используя листочки, песок, воду и так далее. Можно также организовать грамотное наблюдение в цветнике, на участке. А для деток старших групп зачастую устраивается дежурство на участке. Всё это сказывается на развитии малыша.
       Для нормального закрепления и усвоения знаний,  необходимо именно равномерно распределить те знания, которые воспитатель должен донести до свои воспитанников. К организации наблюдения в садике, воспитатель должен  подготовиться заранее.

         Наблюдение важно ещё тем, что он лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение  календарей и прочее). Поэтому составлению циклов, подбору приёмов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начало экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении. Одним из важных условий реализации системы экологического образования является правильная организация и экологизация развивающей природной среды.

     С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать познавательному развитию ребенка. В нашей группе мы попытались создать условия для позновательной деятельности детей. Центр « воды и песка» дети любят играть с природным материалом, который всегда доступен. Ребята сами пополняют природный материал: шишки, желуди, ракушки, листья, камни.

     Совместно с детьми  ведем систематическое наблюдение за объектами живой природы, им нравится кормить попугая, рыбок в аквариуме, любоваться и наблюдать за образом жизни, поведением.

   Каждое утро, мы с ребятами отмечаем изменения в календаре погоды,  выбирая соответствующие карточки- схемы, отмечаем изменения погоды в течении дня, тем самым формируем интерес к явлениям природы. На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Наблюдаем за небом, солнцем, ветром, формируем умение видеть красоту природного мира, разнообразие его крас ок и форм. В нашем уголке природы так же есть библиотека, где собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, иллюстрации.

    В течении зимнего периода выращиваем лук на зелень и цветы в огороде – на окне. Дети ухаживают за растениями, заботятся о них. В уголке природы подобраны необходимые пособия, дидактические игры, игрушки.

    В нашей группе мы ведем схематический календарь природы за погодными и атмосферными явлениями. В старшем возрасте особое внимание уделяется наблюдениями обсуждению с детьми примет укорачивающегося дня. Дети сравнивают, как было вечером летом, как стало осенью, зимой.

  Необходимо использовать в работе с детьми по ознакомлению с   явлениями неживой природы благоприятные периоды каждого сезона.

   На прогулках, когда тепло, мы организуем игры с песком. Дети знакомятся со свойствами и качествами песка. Игры с песком проводятся многократно, при этом развиваем не только пассивную, но и активную речь малышей. Ребята наблюдают, как меняются свойства песка, когда его заливают водой. В играх вместе с детьми помогаем лепить пирожки, строить гаражи, домики. Все постройки обыгрываем, детям нравится угощать нас различными блюдами, приготовленными из песка. В старшем возрасте дети учатся различать и называть свойства песка : сухой, влажный, очень мокрый, сыплется, лепится, разного цвета, впитывает воду, по мокрому песку легче ходить, чем по сухому. К интересным песочным изделиям мы привлекаем внимание всех детей. Предлагаем любоваться постройками, не разрушать их, учим использовать в строительстве дополнительные предметы ( дощечки, камни, палочки, листья).

   В нашем дошкольном учреждении созданы экологические тропинки. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок:

  1. На территории дошкольного учреждения.
  2. В природных или приближенных к ним условиях ( парк, сквер и т.п. )
  3. В здании детского сада.

   Разработаны схемы экологических тропинок, а так же заполнены к ним паспорта.

В дальнейшем планирую использовать в своей работе опыт передовых педагогов, новых технологий, изучать познавательную,  научную литературу.                                    И я надеюсь, что мне удастся сформировать у детей чувство красоты природы, её разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности.

Литература :

  1. «Экологическое воспитание в детском саду»

 О.А. Соломенникова Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет издательство  мозаика- синтез. Москва 2009 год

2 « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Методика работы с детьми в подготовительной группе детского сада»  С.Н. НиколаеваПособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Просвещение 2002 года.

3. С.Н. Николаева  « юный эколог» система работы в старшей группе детского сада для работы с детьми 5-6 лет    Москва   Мозайка-синтез 2010 года

4. Н.В. Коломина « занятия по экологии в детском саду»  Сценарий занятий. Творческий центр. Москва 2010 года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Игровая деятельность основа познания окружающего мира дошкольником»

Консультация на тему: "Игровая деятельность основа познания  окружающего мира дошкольником"...

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДОШКОЛЬНИКАМИ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЯ

Участие в международных научно-практических конфиренциях...

Игра-путь к познанию окружающего мира дошкольника

Актуальность данной темы обусловлена тем, что становление человеческой личности происходит в процессе развития деятельности - игровой, учебной, трудовой . Игра для дошкольника - это путь познания...

Наблюдение — особая форма познания окружающего мира дошкольниками.

Статья акцентирует внимание на такой форме познавательной деятельности как наблюдение...