Огород на окошке
проект по окружающему миру (младшая группа)

Тищенко Марина Николаевна

Проект "Огород  на окошке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okoshke.docx609.41 КБ

Предварительный просмотр:

        D:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 станицы Октябрьской

муниципального образования Крыловский район

Познавательно – исследовательский проект

«Огород на окошке»

для детей младшего дошкольного возраста

G:\DCIM\114NIKON\DSCN4762.JPG

                          Разработан воспитателем высшей категории Тищенко М.Н.

2019 год

D:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Вид деятельности: проектная.

Возрастная группа: Младшая.

Тема проекта: « Огород на окошке».

Цель проекта:  развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом; вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • формировать у детей знания о росте и потребности растений;
  • формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  • развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • научить детей умению видеть красоту природы, умению радоваться ей;
  • формировать партнёрские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Актуальность проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремлённость, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Ожидаемый результат:

Из семени, луковицы, зёрнышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, щавель, салат, огурцы, овёс, рассаду цветов. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремлённость.

Сроки реализации проекта: февраль, март, апрель 2019г.

Участники: воспитатель, дети младшей группы, родители.

Пояснительная запискаD:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

Многие родители, имеющие свои огороды, не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребёнка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически.

 В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Необходимо вводить детей в окружающий мир природы так, чтобы ребёнок каждый день открывал для себя что – то новое, чтобы он рос исследователем, каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе.

          Одной из задач проекта является: научить детей умению видеть красоту природы, умению радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе, нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой.

Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребёнка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

D:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

Результат работы над проектом:

Проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребёнка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребёнка. И тогда ребёнок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. В ходе работы над проектом дети узнали много нового интересного, научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Заключение

Все мы без исключения любим всё живое, поэтому в своей группе мы решили создать «Огород на окошке». Эта идея увлекательная, познавательная, творческая. Такой огород может подарить детям и взрослым возможность ухаживать, наблюдать и любоваться в домашней обстановке ростом растений, здесь дети узнают об условиях произрастания различных растений.

Очень рада, что в проекте «Огород на окошке» приняли активное участие не только воспитатели и дети, но и родители. Все участники проявили фантазию, творчество к оформлению мини – огорода, придумали разные оригинальные сюжеты.

Реализация проекта шла в три этапа: подготовительный, основной – исследовательский, заключительный.D:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpgD:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

1 этап:

         В нашей группе провела родительское собрание на тему: «Участвуем в проекте - «Огород на окошке».

        Познакомила родителей с целью и задачами проекта. Родителям очень понравилась эта увлекательная идея, они даже обрадовались - домашнему заданию: вырастить с детьми овощные культуры дома на подоконнике, решили подойти к заданию творчески, составить рассказ, о том, как ухаживали, какие условия создали для растений.

2 этап:

         Реализуя основной исследовательский этап проекта дети и воспитатель сажали лук, чеснок, сеяли горох, свеклу, редис, морковь и другие овощи.

         Педагогом велась опытническая деятельность: проводились опыты и эксперименты. Наблюдали за ростом лука при благоприятных и не благоприятных условиях. Лук, лежащий на подносе, без земли, без полива, без ухода – не растёт.

         Рассматривали и сравнивали семена растений.

         Благодаря экологическому проекту дети получили первые навыки выращивания растений своими руками, ухода за ними, узнали об условиях произрастания различных растений.

         А пока мы ждали первые всходы, знакомились с миром растений: читали художественную и познавательную литературу, смотрели презентации по теме проекта.

          Играли в дидактические игры: «Узнай на вкус», «Что сначала, что потом», «Овощи – фрукты», «Стадии роста лука».

          Сюжетно – ролевые игры: «Магазин «Семена».

          Проводили беседы: «Что такое огород», «Разноцветные плоды растений».

          Проводилось занятие «Наш друг – зелёный лук» (Приложение №1).

D:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

             Наши дети по мере своих сил ухаживали за всходами: поливали и рыхлили почву, просили повернуть ростки овощей к солнышку то одним, то другим боком.

          Каждый день, придя в детский сад, бежали к подоконнику, посмотреть какие растения проросли, где нет всходов, распустились ли веточки вербы, сирени.

          Сколько же детского счастья и теплоты отражалось в этих глазках.

           Наблюдали за ростом лука: какие зелёные дружные пёрышки растут, за которым дети ухаживают. Как приятно подать зимой и весной к столу блюда, украшенные пёрышками зелёного лука. И красиво, и вкусно, и полезно, а главное это вырастили дети.

         Ярко оформленный огород смотрится весело и необычно. На весёлых мини – огородах было всё, что должно быть на настоящем огороде: домик, забор, пугало, домашние животные, водоём, деревья, а также птицы, насекомые, изготовленные из природного материала.

           Вместе с детьми придумали сюжет по сказке «Репка», здесь домик, деревья, клумба с цветами главные герои, они ухаживают за грядками, а дети помогают им.

           Дети не просто выполняли поручения педагога по уходу за растениями, но и вели наблюдения, которые отражали в дневнике наблюдений, в своих рисунках. Это способствовало развитию наблюдательности, приучило детей внимательно всматриваться в окружающую природу.

            Дневник наблюдений – пособие, которое является продуктом проекта, его можно использовать для ознакомления с ростом овощей во всех группах, начиная с младшего возраста, как наглядность и в старшей - подготовительной группах для установления последовательности и связи явлений, их причины.

           На заключительном этапе экологического проекта «Огород на окошке» родители подготовили домашнее задание – представили фотоотчёт и рассказ о том, как ухаживали за растениями дома вместе с детьми.

            В апреле дети вместе с воспитателем посадили лук, кабачки  на огород детского сада и продолжали ухаживать и наблюдать с детьми за ростом растений.

D:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №: станицы Октябрьской

муниципального образования Крыловский район

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

 «Наш друг – зелёный лук»

для детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель высшей категории: Тищенко М.Н.

Март 2019 год

Цель: формировать практические знания о посадке лука в землю. Сообщить, что из луковиц можно вырастить зелёный лук, очень полезный и витаминный.D:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

Задачи:

1. Обучающие:

Познакомить детей со свойствами лука: имеет круглую форму, на вкус -  горький, заставляет плакать.

Учить сажать луковицы в землю. Дать понятие, что для роста лука нужна вода, солнечный свет.

2. Развивающие:

Развивать речь, мышление, самостоятельность.

Активизировать словарь детей, познакомить с новыми словами: головка лука, корни, стрелки, шелуха.

3.Воспитательные: 

Воспитывать понимание ценности здоровья у детей, желание не болеть, воспитывать трудолюбие.

Планируемый результат: научить детей сажать луковицы в землю, закрепить умение классифицировать овощи и фрукты.

Форма проведения: экспериментирование, опыт.

Материалы: муляжи овощей и фруктов, 2 корзинки, стаканчики пластиковые с землёй, лук на посадку, зелёный лук, лейки, влажные салфетки, тарелочка.

 

Ход деятельности:

Воспитатель:  Какой хороший день, а каждый день мы начинаем с чего?

- С зарядки!

Воспитатель вместе с детьми выполняет разминку:

Доброе утро глазки, вы проснулись? хлопают глазками

Доброе утро ушки, вы проснулись? потирают ушки

Доброе утро ножки, вы проснулись? топают ногами

Доброе утро ручки, вы проснулись? Сжимают - разжимают руки

Воспитатель: - А вы рады, что пришли в детский сад?

-Да!

Воспитатель: - Давайте покажем, как мы рады, обнимем своего соседа, улыбнёмся ему и скажем друг другу «Доброе утро». 

Воспитатель: - Ой, кто-то к нам стучится? Кто это?

Воспитатель вносит куклу Аришу.

Кукла Ариша:  Здравствуйте, ребята, меня зовут Ариша.

К вам пришла сегодня я,

Помогите мне, друзья.

Бабушке помочь решила,

Огород сажать спешила,

Только всё я позабыла.

Когда же мне огород сажать? Знаю весной, а сейчас весна? А как вы узнали?

Дети по очереди рассказывают (светит солнышко, тепло, снег растаял, птички поют весело и т.д.).

D:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

Кукла Ариша:  Какие вы молодцы! Вы мне подсказали, что пора мне готовить свой огород и сажать овощи и фрукты. А у меня есть целая корзинка с овощами и фруктами, которые моя бабушка  вырастила. Но все овощи и фрукты в корзинке перемешались. Помогите мне, надо разложить овощи и фрукты по разным корзинкам.

Воспитатель: - Поможем ребята, Арише? Давайте вначале вспомним, какие мы овощи знаем.

Пальчиковая игра «У девочки Ариночки». 

У девочки Ариночки овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок – уложила на бочок.

Перец и морковку – уложила ловко.

Помидор и огурец –

Вот Ариша молодец!

Воспитатель: Как называется ваш овощ? Какого он цвета? Что можно приготовить из вашего овоща? ( Дети раскладывают овощи и фрукты в разные корзинки).

Воспитатель:  Ой, а здесь еще какой-то зелёный пучок, что это ребята? Есть головка лука, а есть зелёные стрелочки, это тоже лук. У себя в огороде я тоже зелёный лук выращиваю. В нём много витаминов, он очень полезен. Например, салат с зелёным луком защитит вас от простуды.

Давайте лук рассмотрим. Это головка лука. Если головку лука посадить в землю, то у неё снизу вырастут корни, а сверху появятся зелёные листочки – это и есть луковые стрелки. Вот у меня лук, у которого стрелки уже выросли.

Показ  презентации «Как растёт лук».

Воспитатель: У меня есть большая луковица, давайте мы вместе наклеим ей луковые стрелки.

Коллективная работа. Аппликация «Посадка лука».

Дети наклеивают стрелки лука, каждый по 1 штуке.

Воспитатель: Я принесла с собой мешочек, а в нём головки лука. Ой, рассыпались, держите их скорее! Укатились наши луковицы! (дети собирают, количество луковиц - на каждого ребёнка по одной + 1 воспитателю, возвращаются на свои места).

Воспитатель: У вас у всех есть луковица? И у меня есть луковица. Сколько луковиц у Серёжи? У Арины? У Алёны? А у меня? Давайте вместе положим наш лук в тарелочку. А теперь скажите у нас вместе сколько лука? (Много). Ребята, рассмотрите внимательно наши луковицы. Они покатились как мячи. Какой формы луковица? (Круглой). Какие они на ощупь - гладкие или колючие. (Гладкие).  Луковица покрыта шелухой. (Показываю).  Это у луковки верхушка, с другой стороны донце. Посмотрите, что у луковицы внизу? (Корни).  

Воспитатель: Ребята, давайте поможем девочке Арише посадить на огороде лук. А я вас научу. Лук сажают корешками в землю. Найдите корни у луковицы. Своими корнями лук будет «пить» воду. Давайте подойдём к столу, где каждый посадит свою луковицу в землю.

Воспитатель: Ребята, перед вами стоит стаканчик с землёй. Мы будем очень аккуратными. Ребята, смотрите внимательно.

1. Нахожу у луковицы корни. Сажаю луковицу в землю корнями вниз.

2. Надавливаю на луковицу, чтобы она крепко села в землю.

3. Поливаю вокруг луковицы.

D:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

4. Вытираю руки салфеткой.

Воспитатель: А теперь, ребята, можете сами посадить свою луковичку в землю.

Воспитатель читает стихотворение, пока дети сажают.

Луковица золотая, круглая, литая.

Есть у неё один секрет –

Нас она спасёт в обед:

Может вылечить недуг

Витаминов полный лук.

Воспитатель: Что мы забыли сделать? (полить). Правильно. А зачем поливать лук? Лук мы польём, чтобы он хорошо рос. Чтобы растения хорошо росли, им нужна вода. Вытираем ручки салфетками, чтобы на них не осталось микробов. Давайте подпишем, кто какой лук посадил.

Воспитатель:  Дети, куда же лучше поставить наш «огород»? (поближе к солнышку - на подоконник, у солнышка света много, а свет очень нужен растениям). Посмотрите, здесь есть уже домик и огород, но нет на нём растений, давайте поставим свой лук и будем каждый день наблюдать, как он растёт.

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату.

Мы похлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

Воспитатель: И наш лук тоже очень рад солнышку! Вырастет зелёный лук большой и вкусный, и будем наблюдать, как он растёт.

Кукла Ариша: Какие все молодцы! Спасибо за то, что вы мне помогли. Мне уже пора идти домой, меня бабушка  ждёт. До свидания.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?  (ответы). Для чего мы посадили луковицы? (чтобы вырастить зелёный лук). Чего в зелёном луке много? (витаминов). Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье). Как мы будем ухаживать за луком? (поливать).

D:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

Этапы реализации проекта:

I Этап – Подготовительный

Дата

Мероприятие

Участники

Февраль

1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе.

3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения).

4. Создание условий для организации работы в «Огороде на окошке».

5.Родительское собрание «Участвуем в проекте «Огород на окошке».

6. Ознакомление родителей с консультацией по теме проекта.

Беседы:

«Что такое огород?»,

 «Растения – это жизнь»,

«Семена»,

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Воспитатель, родители, дети.

2 этап - ОсновнойD:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

Март

 Познавательно-исследовательская деятельность:

«Строение растений»,

«Рост и развитие растений»,

«Земля, какая она?»,

«Вода и росток»,

«Солнце и росток»,

«Проращивание семян».

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Отбор и посев семян.

Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

 Проведение НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш друг – зелёный лук».

Показ презентации «Как растёт лук» с использованием средств ИКТ.  

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Определи на ощупь», «Что вначале – что потом».

Настольные игры: лото «Что где растёт?»,  «Овощи - фрукты».

 Художественно-творческая деятельность детей

Раскрашивание картинок «В огороде я расту».

Аппликация «Лук от всех недуг».

Лепка «Овощи большие и маленькие».

Развитие речи

Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».

Инсценировка  сказки «Репка», пальчиковой игры «У девочки Ариночки овощи в корзиночке».

Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

Заполнение дневника наблюдений.

Воспитатель,

дети.

D:\ЗАГРУЗКИ\овощи-трав-рамки-18934645.jpg

3 этап – Заключительный

Дата

Мероприятие

Участники

Апрель

Посадка лука и кабачков на участок огорода детского сада.

Воспитатель и  дети.

Библиографический список:

1. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду»

2. Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»

3. Л. Б. Поддубная «Природа вокруг нас» и др.

4. С. Н. Николаева «Юный эколог»

5. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,

 Москва «Новая школа», 1995 г. стр.187.

6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие «Огород на окне» по проекту «Огород на окошке» Младшая группа №2

Цели:-Учить детей ставить перед собой цель,-Подготавливать рабочее место и убирать за собой;  -Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; ...

Проект "Огород на окошке.Незнайкин огород"

Знакомство детей  с особенностями роста растений в комнатных условиях....

Презентация к проекту "Огород на окошке. Незнайкин огород"

Мультитмедийная презентация проекта...

Защита проекта "Огород на окошке. Незнайкин огород"

Текст выступления по защите проекта...

Проект "Огород на окошке.Незнайкин огород"

Познавательное развитие детей...