Проект "И появился город на Свири!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Голубева Елена Николаевна

Проект конкурса "Горизонты открытий" -  ждём итогов Вероссийского этапа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект34.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ                                               ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                           «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «УЛЫБКА»                                              г. ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ

 

Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий»

Тематическая секция: «Хочу всё знать»

Проект  «И появился город на Свири!»

Выполнили:

 творческий коллектив

воспитанников подготовительной группы

«Лучики»

Руководитель: Голубева Е.Н.

Лодейное Поле

 2020 г.

«Здесь, при Петре руками наших предков

Для Балтики рубились корабли.

Морские Русь готовила победы –

В Лодейном Поле на реке Свири!»

                            А.Якимовский

Введение

Проект приурочен  к празднованию Дня города, который традиционно отмечают приближённо к 13 сентября (по новому стилю) – день рождения города   Лодейное Поле, Родины Балтийского флота. В рамках областного проекта «Комфортная среда» в нашем городе реконструируется набережная реки Свирь, и для всех лодейнопольцев приятным событием стало открытие сквера Корабелов и  памятников, посвящённых историческому прошлому нашего города. Появлением нового  социокультурного  объекта  и обусловлена  актуальность нового современного взгляда на историю города. Проект «И появился город на Свири!» направлен на развитие познавательного интереса и приобщения  старших дошкольников  к природным  и социокультурным    ценностям  малой Родины, как неотъемлемой части большой страны!

Паспорт проекта

Вид проекта: эколого – краеведческий.

Тип проекта: практико-ориентированный, познавательно исследовательский,  творческий.

По времени проведения: долгосрочный (сентябрь – ноябрь)

По характеру контактов: социально – значимый,    в сотрудничестве с социальными партнёрами – Лодейнопольским   историко- краеведческим  музеем,   Центральной  детской  библиотекой,   Нижне – Свирским  заповедником.

Участники проекта: воспитатель Голубева Е.Н., воспитанники подготовительной к школе группы «Лучики».  родители, музыкальный руководитель  Е.В. Беляева.

Актуальность проекта

«Люблю и знаю. Знаю и люблю.

И тем полней  люблю,

Чем лучше знаю!»

Ю.К.Ефремов – русский географ.

Старинная мудрость напоминает: «Человек, не знающий своего прошлого – не знает ничего». Что мы называем родной землёй и малой Родиной? Почему наш город  и река имеют такие названия? Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок будет узнавать о социокультурном и природном  окружении родного города, тем ближе будет становиться для него Родина – Россия.

Проблема

         Как показывают наблюдения во время экскурсий и эколого-краеведческих походов,  дети  проявляют интерес к достопримечательностям родного города, узнают их по фотографиям, знают названия города и реки, но имеют поверхностные  представления об истории появления города, его названия.  Родители не поддерживают интерес к культурным  ценностям  и природному окружению, а значит, не воспитывают любовь и чувство гордости к своему родному городу.  

Гипотеза

Приобщение старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям -  природному  и социокультурному  окружению малой Родины будет эффективно при условии качественного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников и социальными партнёрами. Активная позиция педагогов,  родителей и социума  позволит  сделать воспитательно-образовательный  процесс  более эффективным, открытым и полным.  Проект  будет ориентировать всех участников  на воспитание  старших дошкольников маленькими гражданами и патриотами родного города.  Приобщая детей к родным корням, мы воспитываем личность с чертами русского характера, умеющую ценить красоту и бесценность родной земли: «И пылинка родной земли – золото!»

Цель: Создание условий для приобщения старших дошкольников к природным и социокультурным ценностям малой Родины, посредством обогащения   эколого - краеведческих   знаний о культурном и природном окружении.

Задачи:

 Образовательные:

  • Формировать ценностное отношение и чувство сопричастности к природному и социокультурному окружению малой Родины;
  • Формировать основы экологического сознания, учить определять экологические проблемы реки и видеть последствия неразумной деятельности человека в природе;
  • Обучать правилам культурного поведения в природном и социокультурном окружении;
  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Развивающие:

  • Развивать опыт эмоционально – чувственного общения с социокультурным и природным окружением родного города;
  • Развивать познавательный интерес к природному и культурному наследию города;
  • Развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации знаний, полученных в ходе  работы над проектом;
  • Развивать самостоятельность, умение свободно и творчески  мыслить.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к  истории  и традициям малой Родины, социокультурному, историческому и природному окружению;  
  • Воспитывать позитивное  отношение детей к окружающим и  в коллективе сверстников в процессе совместной деятельности.

Ожидаемый результат

         Реализация проекта позволит обогатить знания детей о социокультурном окружении, почувствовать свою сопричастность к уникальности природного  и культурного облика нашего города. Воспитанники получат опыт практической деятельности, проявят свои интегративные качества: самостоятельность, любознательность, умение свободно мыслить, отстаивать свою позицию. Смогут проявить себя,  как первооткрыватели, способные замечать экологические проблемы в природном окружении, находить пути решения.  Несомненно, дети проявят свои творческие способности. На основе знакомства детей с социокультурным, историческим и природным окружением мы сформируем в детях духовно – нравственные ценности, основы гражданственности, а значит,  глубокую привязанность и любовь к родной земле. Активная позиция родителей проявится  в желании участвовать в мероприятиях проекта, проявить творческие способности в совместной продуктивной деятельности в семейном кругу:

  • сочинение экологических сказок на тему «Жила – была речка»;
  • сбор материала для создания дидактического   пособия   «Путешествие с чемоданом - знатоком по родному городу».

 Педагоги пополнят методическую копилку, повысят свою педагогическую компетентность в  вопросах духовно – нравственные воспитания старших дошкольников.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный.  

Цель: обоснование актуальности темы и  мотивация её выбора: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?»

После экскурсии в сквер Корабелов в группе появляется игрушка-сувенир Пётр I и заготовки макетов памятников в сквере Корабелов.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

- Пётр  I  - это Царь, ему установлен  памятник   на берегу реки Свирь;

- Наша река называется Свирь, а мы живём в Лодейном Поле

- Кто такой Пётр I  и почему ему установлен  памятник?

- Как появились река и город, почему у них такие названия?

- Почему у нас в городе появился сквер Корабелов и  какому событию он посвящён?

- Чем богата наша Свирь и её берега?

- В детском саду у воспитателей;

- Спросим у родителей;

- Из книг в библиотеке;

- Из экскурсий в  музее;

Разработка критериев мониторинга  по освоению содержания проекта (приложение 1).

 Составление плана  по реализации проекта  с учётом принципа интеграции образовательных областей в ходе всех видов детской деятельности  (приложение 2).

Разработка конспектов   совместной организованной деятельности педагога  с детьми (приложение 3).

Организация предметно – пространственной среды в группе: уголка патриотического воспитания и экологической мини-лаборатории «Почемучка».

Разработка содержания игрового дидактического пособия «Путешествие по родному городу с чемоданчиком - знатоком»:

Составление плана совместного взаимодействия с социальными партнёрами в проекте (приложение 4)

Взаимодействие с родителями:

  • Формирование установки на включение в совместный проект
  • Анкетирование на выявления уровня заинтересованности родителей.
  • Подбор консультативного и информационного материала для стендовой информации «Роль семьи в воспитании старших дошкольников  - патриотами и маленькими гражданами родного города»
  • Мастер - класс «Поиск – находка – игра!» - рекомендации родителям по подбору материала для эколого-краеведческих игр в чемоданчик- знаток.
  • Участие родителей  в экологических походах «С днём рождения, родничок!» и «Живи река, живи -  вода живая!»
  • Участие родителей в фотовыставке «Мой любимый уголок в городе!»
  • Творческая мастерская в кругу семьи – совместное сочинение с иллюстративным материалом: экологические сказки «Жила – была речка», «На что пожаловалась река?»
  • Участие родителей в акциях:

«Подари жизнь книге!» - дарение книг в центральную детскую библиотеку  «Сдадим макулатуру – сбережём лес!»

  • Участие родителей в итоговом событии проекта «Путешествие в прошлое и настоящее родного города».

II этап – практический. Реализация проекта.

Цель: Реализация задач по проекту.

Реализация задач воспитательно-образовательного процесса осуществляется по образовательным областям в непосредственной образовательной деятельности и совместной образовательной деятельности педагога с детьми и в режимных моментах в тесном взаимодействии с семьями воспитанников и социальными партнёрами.

III  этап – заключительный.

Цель: Подведение итогов проекта.

Итоговое событие – презентация проекта для родителей и педагогов ДОУ.  

Реализация проекта позволила расширить знания детей об историческом прошлом родного города, нашей всеобщей любимице -  реки Свирь. Результатом правильно организованной работы является высокие показатели мониторинга по проекту, формирование у детей осознанности, ответственности за свои поступки, ценностных ориентиров поведения. 

Продукты проекта:

  • Экологические сказки «Жила – была речка»;
  • Игровое дидактическое пособие «Путешествие по родному городу с чемоданом – знатоком»;
  • Мультфильм «Как появился город на Свири».

Акции проекта:

  • «Природоохранные  знаки  для Нижне-Свирского заповедника».
  • «Сдадим макулатуру – сбережём природу!»

 Ребёнок имеет представления об историческом прошлом (истории основания города и реки), знает и рассказывает о роли Петра I в кораблестроении и рождении  города. Имеет представления о символике города (герб и флаг)  и их значении. Имеет представления о сквере Корабелов и может рассказать исторические факты, посвящённые каждому сооружению: «Штандарт» - Флагман Российского Флота; «Пушки» - рассказывают, что на «Штандарте» было 22 больших пушки и 6 малых; «Штурвал» - сам Пётр стоял за штурвалом «Штандарта» и вёл его в Балтийское море; «Якорь» - говорит о строительстве на судостроительной верфи. Ребёнок имеет представления о географическом положении реки (единственная в России река, которая соединяет два крупных озера Онежское и Ладожское): имеет представления  о растительном и животном окружении правого берега Свири (Нижнее –  Свирский заповедник), знает обитателей реки и природные ископаемые. Определяет экологические проблемы реки, связанные с деятельностью людей: (обмеление,  загрязнение судами и жителями, использование не по назначению)

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М, «Просвещение» 2009,  УДК 37.01 ББК 74.202.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [электронный ресурс] // режим доступа: https://sch1251.

3. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, М.; ЦГЛ, 2005.

4.Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы. Потаповская О.// Дошкольное воспитание . – 2006. - №1.

5.Ленинградская область для детей. Пособие для педагогов системы дошкольного образования Ленинградской области. Н. В. Тимофеева, Н. В. Бурим, Л. В. Немченко, С. В. Прокопчук,  Издательство «НИЦ АРТ», 2016.

6. Юный эколог. С.Н.Николаева,  М., «Мозаика-  синтез», 2010.

7. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада, М. «Просвещение», 2005.

8.Природа. Сказки и игры для детей. Е. А. Алябьева, ООО «ТЦ Сфера»,2012.

9.Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО. Сценарии походов. Образовательная деятельность детей 6-7 лет в походах. И.А. Холодова, Г.С. Александрова, А.В.Корнеева  Издательство «Учитель», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...

Беседа «Как появился город Нефтекамск?» (О профессиях нефтяник и строитель)

Закрепить знания воспитанников о родном городе, название города. Познакомить с историей возникновения города, его названия....

НОД по краеведению «Как появился город Саранск» с детьми подготовительной к школе группы

НОД по познавательному развитию "Как появился город Саранск" с детьми подготовительной к школе группы...

Проект "И появился город на Свири!"

Рекомендуемый материал предусмотрен для педагогов и воспитателей...