Дидактическая игра "кубидум"
материал по окружающему миру (средняя группа)
Игра является любимой деятельностью дошкольника и сопровождает его в течение всего времени пребывания в детском саду.
Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Дидактические игры позволяют обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада. Они создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания
Дидактические игры «Кубидум» способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах, животных, птицах; - развитию памяти, внимания, наблюдательности;
- развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения;
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к окружающему его миру, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_igr_kubidum.docx | 32.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Кубики «Кубидум»
Игра является любимой деятельностью дошкольника и сопровождает его в течение всего времени пребывания в детском саду.
Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Дидактические игры позволяют обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада. Они создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания
Дидактические игры «Кубидум» способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах, животных, птицах; - развитию памяти, внимания, наблюдательности;
- развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения;
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к окружающему его миру, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Игровой материал:
кубик пластиковый размером 8\8 см на гранях кубика наклеены картинки:
- кубик № 1 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных и птиц (кошка, крольчиха, курица, утка, гусыня, индюшка)
-кубик № 2 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных и птиц (кот, кролик, петух, селезень, гусь, индюк)
-кубик № 3 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных и птиц (котенок, крольчонок, цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок)
-кубик № 4 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных
(собака, корова, овца, коза, лошадь, свинья)
-кубик № 5 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных
(пес, бык, баран, козел, конь, боров)
-кубик № 6 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных
(щенок, теленок, ягненок, козленок, жеребенок, поросенок)
кубик № 7 на гранях наклеены картинки с изображением чем питаются животные (вода, зерна, трава, корм, молоко, фрукты и вощи);
кубик № 8 на гранях наклеены картинки с изображением местом обитания (птичий двор, водоем, лес, ферма, дом, клетка);
кубик № 9 на гранях наклеены картинки с изображением какую пользу приносят для человека (шерсть, яйца, мясо, молоко, масло и сыр) ;
-кубик № 10 на гранях наклеены картинки с изображением диких животных (белка, заяц, медведь, волк, лиса, еж)
-кубик № 11 на гранях наклеены картинки с изображением диких животных (бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок, лисенок, ежонок);
-кубик № 12 на гранях наклеены картинки с изображением чем питаются животные (ягоды, мед, грибы, вода, мышки, рыба);
-кубики №13, 14,15 на гранях наклеены картинки с изображением транспорта (водный, воздушный, наземный)
-кубик № 16 на гранях наклеены картинки с изображением: река, дорога, небо, поле, стройка;
-кубик № 17 на гранях наклеены картинки с изображением овоще;
-кубик № 18 на гранях наклеены картинки с изображением фруктов;
Дидактические игры и упражнения
«Назови ласково»
Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку кинуть кубик с картинками изменить слово по образцу:
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
«Собери семью»
Цель: Расширение знания детей о диких и домашних животных и птицах. Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию и образованию форм родительного падежа имен существительных с предлогом У и без предлога, образованию существительных с суффиксами: -онок, -ёнок-.Развитие зрительного внимания.
Игровой материал: кубики с картинками диких и домашних животных и птиц.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям кубики с картинками с изображением детенышей, а себе оставляет кубики с картинками с изображением взрослых птиц или животных.
Воспитатель говорит: «Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?» Предлагает детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.
у утки - утенок, у гусыни - ..., у индюшки - ..., у курицы - ... .
у белки-бельчонок, у кошки-котенок, собаки-…, лисицы-… и т.д.
«Назовите родителей»
Цель: Расширение знания детей о диких и домашних животных и птицах. Совершенствование грамматического строя речи, расширение словарного запаса.
Игровой материал: кубики с картинками диких и домашних животных и птиц.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям кубики с картинками с изображением детенышей, а себе оставляет кубики с картинками с изображением взрослых птиц или животных, предлагает детям найти родителей.
У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
у утенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак;
у котенка –кошка, кот и т.д.
«Кого не стало?»
Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.
Игровой материал: кубики с картинками диких и домашних животных и птиц.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку посмотреть на кубики и назвать всех изображенных птиц (диких или домашних животных) по семьям.
Гусь - гусыня - гусята, (петух, селезень, индюк.) Затем воспитатель убирает одного из членов семьи и спрашивает: «Кого не стало?»
«Сравни и скажи»
Цель: Расширение кругозора детей. Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.
Игровой материал: кубики с картинками диких и домашних животных и птиц.
Ход игры:
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).
у человека - дети, а у птиц - птенцы.
у человека - нос, а у птицы - . . .
у животных - шерсть, а у птиц - . . .
у кошки - лапы, а у птиц - . . .
«Кто лишний?»
Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.
Игровой материал: кубики с картинками диких и домашних животных и птиц.
Ход игры:
Воспитатель предлагает вниманию детей цепочки из кубиков – домашних и диких животных. Дети определяют, какое животное лишнее.
Кошка, собака, коза, белка;
Медведь, волк, овечка, лиса и т.д
«Исправь ошибку»
Цель: Развитие внимания, логического мышления
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани
Ход игры:
Воспитатель составляет кубики с картинками. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.
У утки - гусята, у индюшки - цыплята,
у курицы - утята, у гусыни - индюшата.
«Кто как кричит?».
Цель: Формирование умений подбирать существительное к глаголу (глаголу существительное)
Игровой материал: кубики с картинками
Ход игры:
Воспитатель говорит глагол (существительное) ребенок говорит существительное (глагол) подбирает соответствующий кубик с картинкой.
Кудахчет - ..., кукарекает- ..., крякает - ..., гогочет - ...
Гусь — гогочет,
утка — крякает,
курица — кудахчет,
петух — кукарекает,
цыпленок — пищит,
индюк — балаболит.
«Кто где живет»
Цель: Закрепление представлений о животных и местах их обитания.
Игровой материал: кубики с картинками диких животных и местами обитания
Ход игры:
У воспитателя кубики с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.), а у детей - кубики с изображением животных.
Воспитатель показывает кубик с местом обитания животных. Ребёнок должен определить какое животное там обитает.
«Кто скорее соберет?»
Цель: Способствовать умению детей группировать дикие и домашние животные;
Игровой материал: кубики с картинками диких и домашних животных
Ход игры:
Дети делятся на две команды: «Лесники» и «Фермеры». По команде воспитателя команды начинают собирать животных каждый на своё место (в лес или ферму). Кто собрал первым всех животных, считается победителем.
«Угадай кто это?»
Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать
загадки по опорным словам.
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадки, дети рассматривают кубики дают ответ.
*Ку-ка-ре-ку - стерегу! (петух).
*Пить-пить-пить - воды попить! (цыпленок)
*Кря-кря- ищу червя! (утка).
*По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)
*Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня ... (цыплёнок).
*Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)
Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)
*Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
*По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
*Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)
*По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)
«Отгадайте, что за животное»
Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Ход игры:
Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на кубике, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.
____________________________________________________________________
«Волшебный кубик»
Цель: Расширение словарного запаса слов.
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани
Ход игры.
Ребёнок бросает кубик. Воспитатель спрашивает: «Что это?» или «Кто это?» и просит произнести соответствующий звук.
Например, на верхней грани – самолёт –у-у-у-у
«На чем ты катаешься»
Цель: активизировать в речи предлога НА
Игровой материал: кубики с картинками ( лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед и др.)
Ход игры:
Дети по картинке на кубике составляют предложения с предлогом НА
Я катаюсь на самокате. Я еду на машине. И т.д.
«Узнай по описанию»
Цель: развивать воображение, речь (составление описательных рассказов).
Игровой материал: кубики с изображением разных видов транспорта .
Ход игры.
Взрослый вызывает одного ребенка, дает ему кубик с изображениями на грани транспорта и предлагает описать, но не называть его. Остальные дети угадывают по описанию и называют, какой это транспорт. Первый из детей, кто правильно
угадал, продолжает игру.
Назови часть целого».
Цель: научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани
Ход игры:
Ребенок кидает кубик с картинками и описывает транспорт на выпавшей верхней грани кубика.
Автомобиль (целое) – колеса, стекла, руль, сиденья, двери, педали, мотор, багажник, бензобак, дверные ручки, коврики под ноги, фары, сигнал и т.д.
«Перечислить как можно способов использования автомобиля»
Цель: развивать воображение, логическое мышление, связную речь.
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани
Ход игры:
Взрослый предлагает детям перечислить, как можно использовать автомобиль.
Например:
- передвижение по поверхности земли;
- перевозить грузы;
- укрываться от дождя;
- путешествовать;
- в машине можно переночевать;
- спортивные соревнования – гонки
- освещение в темноте (фары);
- подача разных сигналов (звуковые, световые) и т.д.
«Хорошо – плохо»
Цель: формировать умение видеть «тайну двойного» в предметах и явлениях, познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо – плохо»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани
Ход игры.
1. Когда есть автомобили – это «хорошо». Почему?
Например, можно быстро передвигаться, перевозить тяжелые грузы, перевозить
много пассажиров, машины красивые, крепкие и т.д.
2. Когда есть автомобили – это «плохо». Почему?
Например, автомобиль шумный, тратит много бензина, нуждается в ремонте, нужно много умных людей, чтобы его построить, нужно учиться его водить, учить правила дорожного движения, засоряет атмосферу, можно попасть в аварию и т.д.
«Наоборот»
Цель: расширять словарный запас за счет прилагательных, учить называть
противоположные по смыслу слова.
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани
Ход игры.
Воспитатель раскладывает кубики с картинками на грани с видами транспорта. Задача для детей называть противоположные по значению слова (показать машину)
Например, машина – какая?
- быстрая – медленная
- шумная – тихая
- легкая – тяжелая
- пассажирская – грузовая
- двигающаяся – неподвижная
- огромная – маленькая
- мирная – военная
«Противоречия»
Цель: учить детей разрешать противоречия, логически мыслить, развивать
Воображение.
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани
Ход игры:
Примеры возможных противоречий:
1. машина должна шуметь, чтобы ехать; и не должна, чтобы не мешать людям
(решение – беззвучная машина, люди в наушниках)
2. машина должна быть большая, чтобы перевезти больше грузов; и машина не
должна быть большая, т.к. она занимает много места (решение – многоэтажная
машина, передвигается по воздуху, не мешая остальным)
3. машину нужно заправлять бензином, чтобы она ехала; и не нужно, т.к. это дорого (машина, работающая на солнечных батареях)
«Едет, плавает, летает».
Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.
Материал: кубики с картинками видами транспорта на каждой грани, набор листов формата А4 цветной бумаги.
Ход игры.
Воспитатель: транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на кубики с картинками, назовите разные виды транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)
А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая —
воздух; тёмно-синяя — вода; коричневая — земля.
Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом,
мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.
Например: «Автобусом управляет… водитель».
Грузовик — … шофёр, поезд — … машинист, вертолёт, самолёт — …
пилот, корабль — … капитан, мотоцикл — … мотоциклист, велосипед — …
велосипедист, ракета — … космонавт.
«Тише едешь — дальше будешь».
Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».
Материал: кубик с картинками на каждой грани транспортных средств.
Ход игры.
Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина?
Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси,
заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает
высоту, перевозит грузы и людей…»
За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.
Каждому ребёнку даётся своя картинка.
Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий
предмета.
«Так же, как и у машины!»
Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные
операции обобщения и классификации, умение систематизировать,
классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические
мыслительные операции.
Материал: кубики с картинками на гранях транспортных средств.
Ход игры.
Воспитатель Выбери подходящий кубик (картинку):У самолёта — крылья, а у вертолёта — … (лопасти).
Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).
Корабль плавает, а самолёт … (летает).
У человека — дом, у автомобиля — … (гараж).
У птицы — гнездо, а у самолёта — … (ангар).
У рыбы — заводь, а у кораблей — … (порт).
У ястреба — клюв, а у самолёта — … (нос).
У автобуса — парк, а у трамвая — … (депо).
У человека — сердце, а у автомобиля — … (мотор).
Утка — крякает, а пароход … (гудит).
В машине окна, колёса… (круглые).
У автобуса — руль, а у самолёта — … (штурвал).
поезда — рельсы, а у корабля —… (вода).
У штангиста — штанга, а у троллейбуса — …(штанги).
У парохода — пар, а у трамвая — … (электрический ток).
Автомобиль шуршит, а трамвай… (грохочет).
Электричка возит пассажиров, а товарный поезд… (грузы).
На море — капитан, а в самолёте — … (пилот).
Автомобиль быстрый, а … черепаха (медлительная)
Экскаватор роет, а подъёмный кран… (поднимает и устанавливает).
___________________________________________________________________
«Какой сок?» («Какое варенье?»)
Цель: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Игровой материал: кубики с картинками фруктов, ягод.
Ход игры:
Дети по очереди кидают кубик, называют изображённый на верхней грани фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».
«Мы волшебники немного – был один, а стало много»
Цель: учить детей образованию множественного числа существительных.
Игровой материал: кубики с картинками фруктов, ягод, овощей
Ход игры:
Дети по очереди кидают кубик, называют изображённый на верхней грани, образуют множественное число существительных.
Огурец - огурцы, яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., и т.д
«Магазин овощи-фрукты»
Цель: формировать понятие овощи фрукты. Научить детей находить плоды по характерным признакам: цвету, форе, вкусовым качествам.
Игровой материал: кубики с картинками овощи, фрукты, ягоды.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть в магазин и исполнить роль продавца.
Описывать покупку, не называя её. Воспитатель-покупатель описывает покупку не называя ее, ребёнок-продавец выдает покупку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры. Подготовка и проведение дидактических игр.
Памятка для воспитателей....
Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...
Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»
Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....