Свойства песка и воды
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Стародубцева Марина Евгеньевна

Конспект НОД по познавательному развитию

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Социализация».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_peska_i_vody.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по познавательному развитию

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие», «Социализация».

в средней группе №10 «Светлячок»

Тема: «Свойства песка и воды»

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды и песка, обратить внимание детей на то, что даже такие объекты, как вода и песок, таят в себе много неизвестного.
  2. Развивать у детей способность проявлять познавательную активность при исследовании объекта.
  3. Расширять представления о качествах и особенностях песка и воды.
  4. Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и неживой природы.

Материалы и оборудование: пробирки, микроскоп, лупа, песок, вода, тазики -2 штуки, салфетки, пластмассовые ложки, фартуки, нарукавники.

Словарная работа: микроскоп, исследование, лупа, пробирки.

Ход НОД

 Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в мир исследований. Вы хотите отправиться со мной?

Дети: Да

Воспитатель: Я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать. Посмотрите, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для исследования.

 Дети: (Каждый ребенок, засунув руки под салфетку, старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).

Дети: это песок.

Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?

Дети: На речке, в песочнице и т.д.

Воспитатель: Песок – кусочек породы, песчинки. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Надевайте фартуки, нарукавники. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. Мы будем определять свойства песка и воды.

 Опыт № 1. Лупа, на ощупь.

Задание:

1.обследовать сухой песок пальцами;

2. рассмотреть песок через лупу.

Воспитатель: Возьмите немного песка, что вы ощущаете пальцами?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: Из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные. 

Опыт № 2 Растворяется или нет?

Задание:

Воспитатель: Ребята, проверьте, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет, песок опустился на дно стакана.

Воспитатель: Почему песок опустился на дно?

Дети: Потому что он тяжелый.

Воспитатель: Вы, наверное, немного устали?

Дети: Да

Воспитатель: Предлагаю Физминутку «Ветерок»

Дети: Давайте.

Физминутка: Ветер дует нам в лицо (Машут руками на лицо).

                         Закачалось деревцо (Качаются из стороны в сторону)

                         Ветер тише, тише, тише (Приседают, машут руками вверх-вниз)

                         Деревцо все выше, выше (Поднимаясь тянутся в вверх).

Опыт № 3 Пропускает или нет воду?

Задание:

Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку, наполненную песком,  медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?

Дети: Да, песок пропускает воду.

Опыт № 4 У тазика с песком.

Задание:

Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к тазу с песком сухим.) У меня здесь два тазика с песком. Скажите, какой песок?

Дети: Сухой.

Воспитатель: Правильно. А как можно из сухого песка сделать влажный?

Дети: Полить его.

Воспитатель: Как вы думаете, не трогая, песок можно сказать, где сухой, а где влажный?

Определите, какого цвета песок – сухой/ влажный?

Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?

Дети: Сыпучий песок – сухой.

Воспитатель: Подумайте, из какого песка будет хорошо лепиться ком? Давайте проверим. Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить?

Дети: Из влажного песка.

Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Воспитатель: Как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)

Вывод: Следы остаются на влажном песке.

Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня исследовали? Что интересного вы узнали? А давайте подойдем к нашему песку еще раз и посмотрим на него. Ой, что это? (Дети убирают платок, а там сюрприз: микролупа  для  каждого ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...

Занятие в группе детей раннего возраста «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...

Культурные практики "Знакомство со свойствами песка, глины, воды.

Культурнаые практики для ознакомления детей среднего возраста с песком, глиной, водой....

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности «Свойства песка и воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды и песка, обратить внимание детей на то, что даже такой объект, как вода и песок, таит в себе много неизвестного.Задачи: Познакомить детей с составом и свойст...