«Почему листья желтеют?» Познавательно-исследовательский проект. Старшая группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта:
Познакомить детей с изменениями в природе осенью.
Задачи проекта:
- Продолжить расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
- Формировать у детей представление о деревьях.
- Развивать исследовательские способности в процессе изучения темы, углублять представления об изменениях в природе осенью
- Развивать умения делать выводы о том, почему с наступлением осени желтеют листья на деревьях; о зависимости окраски яркости листьев от погоды.
- Обогатить знания детей через проведение опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pochemu_listya_zhelteyut.docx | 873.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Почему листья желтеют?»
Познавательно-исследовательский проект.
Старшая группа
Воспитатель: Румянцева С.В.
Проблема
1. Деревья окружают нас повсюду, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты.
2. Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Они имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
3. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать этот «активный интерес». Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие, через прямой контакт ребенка с природой, в процессе исследовательской деятельности. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно, ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Цель проекта:
Познакомить детей с изменениями в природе осенью.
Задачи проекта:
- Продолжить расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
- Формировать у детей представление о деревьях.
- Развивать исследовательские способности в процессе изучения темы, углублять представления об изменениях в природе осенью
- Развивать умения делать выводы о том, почему с наступлением осени желтеют листья на деревьях; о зависимости окраски яркости листьев от погоды.
- Обогатить знания детей через проведение опытов.
Вид проекта: познавательно – исследовательский;
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети старшей группы , воспитатель, родители.
Ожидаемые результаты:
Дети знают и называют осенние месяцы, периоды осени, приметы, умеют наблюдать, исследовать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Умеют правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; у детей сформированы навыки ответственного отношения к природе, как к основе экологических условий жизни. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения и произведения живописи, отражают свои эмоции в собственной изобразительной деятельности.
Получили ответы на вопросы:
«Почему осенью листья меняют свою окраску?»
«Что такое листопад?»
«Почему деревья сбрасывают листья?»
Этапы работы над проектом:
1 этап - информационно – исследовательский:
Сбор и анализ литературы по теме проекта.
Определение задач, методов и форм работы.
Планирование ООД.
Разработка наблюдений, бесед, опытов.
2 этап – практический:
Формы организации детских видов деятельности в рамках проекта
Непосредственно образовательная деятельность.
Чтение стихов о поздней осени; рисование «Идет дождь», «Деревья и кустарники нашего двора», «Осенний лес»; ознакомление с природой «Прогулка по лесу»; конструирование из природного материала «Бабочка».
Образовательная деятельность в режимных моментах
Беседы:
«Правила поведения в лесу»-беседа по правилам безопасности.
«Почему листья желтеют?»
«Почему листья на одной осине желтые, а на другой красные?»
«Почему с растений облетает листва?»
«Как растения готовятся к зиме»
«Почему ель не сбрасывает листья на зиму?»
«Листопад»
Наблюдения:
Наблюдение за деревьями – рассматривание ель и сосна.
Рассматривание деревьев и кустарников.
«Моё любимое дерево»
«Пожелтевшая листва»
«Берёза поздней осенью»
«Листопад»
Опыты:
«Почему лист зеленый?»
«Чудеса под микроскопом»
Творческие мастерские: работа с раскрасками, конструирование
Дидактические игры: «Отгадай, что за растение?», «Узнай, чей листок»,
« С какой ветки детки», «Растения»-лото.
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», И. Бунин «Листопад», А. Толстой «Осень», «Почему сосна и ель вечно зеленые?» -сказка,
И Токмакова « Деревья», К. Ушинский «Четыре желания».
Загадки, пословицы, приметы.
Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Поликлиника», « Поездка в лес»
Подвижные игры: «Добеги до дерева», « Пройди бесшумно», « Лети, лети лепесток».
Слушание музыкальных произведений:
Шопен «Осенний вальс», П.И. Чайковский –отрывок и альбома «Четыре времени года»
Взаимодействие с семьями по реализации проекта.
- знакомство с проектом.
- консультация «Организация творческого взаимодействия с детьми».
-организация домашнего чтения по теме проекта.
-совместная деятельность с детьми по изготовлению поделок из природного материала.
- подбор художественного материала (приметы, поговорки, пословицы), игры.
3 этап - заключительный:
- Выставка поделок из природного материала,
- Изготовление совместно с родителями книжек – самоделок «Осенние листья»,
- «Фотоотчёт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Почему опадают листья?" НОД в старшей группе.
Почему опадают листья. НОД в старшей группе. Задачи: формировать представления детей о том, почему опадают листья, закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. ...
Проект "«Почему листья желтеют и опадают ?» (старшая группа)
laquo;Почему листья желтеют и опадают ?»Познавательно-исследовательский проект...
План проекта на тему "Давайте жить дружно" проект (старшая группа) по теме
Проект «Давайте жить дружно» направлен на формирование положительных и доброжелательных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.Описание проблемы:Между детьми дошкольног...
Проект "Почему стучит сердце" для детей старшей группы
Проект "Почему стучит сердце" для детей старшей группы...
Конспект ООД. Тема: «Почему взрослые работают?» (для детей старшей группы)
Конспект ООД. Тема: «Почему взрослые работают?»(для детей старшей группы) Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей че...
"Почему исчезают животные?" (для детей старшей группы)
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группеТема: «Почему исчезают животные?»Цель: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вым...
педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)
Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...