«Почему листья желтеют?» Познавательно-исследовательский проект. Старшая группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Румянцева Светлана Вячеславовна

Цель проекта:

Познакомить детей с изменениями в природе осенью.

 Задачи проекта:

  • Продолжить расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
  • Формировать у детей представление о деревьях.
  • Развивать исследовательские способности в процессе изучения темы, углублять представления об изменениях в природе осенью
  • Развивать умения делать выводы о том, почему с наступлением осени желтеют листья на деревьях; о зависимости окраски яркости листьев от погоды.
  • Обогатить знания детей через проведение опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pochemu_listya_zhelteyut.docx873.57 КБ

Предварительный просмотр:


C:\Users\Администратор\Desktop\148___10\IMG_8469.JPG

«Почему листья  желтеют?»

Познавательно-исследовательский проект.

Старшая группа

Воспитатель:  Румянцева С.В.

 Проблема

1. Деревья окружают нас повсюду, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты.

2. Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Они имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

3. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

Актуальность проекта:

 Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать этот «активный интерес». Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие, через прямой контакт ребенка с природой, в процессе исследовательской деятельности. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно, ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Цель проекта:

Познакомить детей с изменениями в природе осенью.

 Задачи проекта:

  • Продолжить расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
  • Формировать у детей представление о деревьях.
  • Развивать исследовательские способности в процессе изучения темы, углублять представления об изменениях в природе осенью
  • Развивать умения делать выводы о том, почему с наступлением осени желтеют листья на деревьях; о зависимости окраски яркости листьев от погоды.
  • Обогатить знания детей через проведение опытов.

Вид проекта: познавательно – исследовательский;

Срок реализации: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети старшей группы , воспитатель, родители.

Ожидаемые результаты:

Дети знают и называют осенние месяцы, периоды осени, приметы, умеют наблюдать, исследовать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Умеют правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; у детей сформированы навыки ответственного отношения к природе, как к основе экологических условий жизни. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения и произведения живописи, отражают свои эмоции в собственной изобразительной деятельности.

 Получили ответы на вопросы:

«Почему осенью листья меняют свою окраску?»

«Что такое листопад?»

«Почему деревья сбрасывают листья?»

Этапы работы над проектом:

1 этап -  информационно – исследовательский:

Сбор и анализ литературы по теме проекта.

Определение задач, методов и форм работы.

Планирование ООД.

Разработка наблюдений, бесед, опытов.

2 этап – практический:

Формы организации  детских видов деятельности в рамках проекта

Непосредственно образовательная деятельность.

Чтение стихов о поздней осени; рисование «Идет дождь», «Деревья и кустарники нашего двора», «Осенний лес»; ознакомление с природой «Прогулка по лесу»; конструирование из природного материала «Бабочка».

Образовательная деятельность в режимных моментах

Беседы:

«Правила поведения в лесу»-беседа по правилам безопасности.

«Почему листья желтеют?»

«Почему листья на одной осине желтые, а на  другой красные?»

«Почему с растений облетает листва?»

«Как растения готовятся к зиме»

«Почему ель не сбрасывает листья на зиму?»

«Листопад»

Наблюдения:

Наблюдение за деревьями – рассматривание ель и сосна.

Рассматривание деревьев и кустарников.

«Моё любимое дерево»

«Пожелтевшая листва»

«Берёза поздней осенью»

«Листопад»

Опыты:

«Почему лист зеленый?»

«Чудеса под микроскопом»

Творческие мастерские: работа с раскрасками, конструирование

Дидактические игры: «Отгадай,  что за растение?», «Узнай, чей листок»,

 « С какой ветки детки», «Растения»-лото.

Чтение художественной литературы:

А. С. Пушкин «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», И. Бунин «Листопад», А. Толстой «Осень», «Почему сосна и ель вечно зеленые?» -сказка,

И Токмакова « Деревья», К. Ушинский «Четыре желания».

Загадки, пословицы, приметы.

Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Поликлиника», « Поездка в лес»

Подвижные игры:        «Добеги до дерева», « Пройди бесшумно», « Лети, лети лепесток».

Слушание музыкальных произведений:

Шопен «Осенний вальс», П.И. Чайковский –отрывок и альбома «Четыре времени года»

Взаимодействие с семьями по реализации проекта.

- знакомство с проектом.

- консультация  «Организация творческого взаимодействия с детьми».

-организация домашнего чтения по теме проекта.

-совместная деятельность с детьми по изготовлению поделок из природного   материала.

 - подбор художественного материала (приметы, поговорки, пословицы), игры.

3 этап - заключительный:

- Выставка поделок из природного материала,

- Изготовление совместно с родителями книжек – самоделок «Осенние листья»,

- «Фотоотчёт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему опадают листья?" НОД в старшей группе.

Почему опадают листья. НОД в старшей группе. Задачи: формировать представления детей о том, почему опадают листья, закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. ...

Проект "«Почему листья желтеют и опадают ?» (старшая группа)

laquo;Почему листья   желтеют и опадают ?»Познавательно-исследовательский проект...

План проекта на тему "Давайте жить дружно" проект (старшая группа) по теме

Проект «Давайте жить дружно» направлен на формирование положительных и доброжелательных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.Описание проблемы:Между детьми дошкольног...

Проект "Почему стучит сердце" для детей старшей группы

Проект "Почему стучит сердце" для детей старшей группы...

Конспект ООД. Тема: «Почему взрослые работают?» (для детей старшей группы)

Конспект ООД. Тема: «Почему взрослые работают?»(для детей старшей группы) Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей че...

"Почему исчезают животные?" (для детей старшей группы)

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группеТема: «Почему исчезают животные?»Цель: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вым...

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...