Экологический проект "Комнатные растения"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Природа окружает ребенка с ранних лет, она привлекает его своей необычностью, новизной, волшебностью. Природа побуждает ребенка к передаче мыслей и речевой активности. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представления о богатстве мира природы. А также наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды. Поэтому проект «Комнатные растения» интересен и близок детям, а также актуален еще и потому, что сегодня одним из главных условий успешности образования является здоровье. А успешное использование здоровьесберегающих программ, является одним из критериев инновации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komnatnye_rasteniya_docx.docx | 871.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Комнатные растения»
.
Содержание:
1.Проект «Комнатные растения»
2.Реализация проекта
3.Литература
4.Организованная образовательная деятельность. Тема: «Комнатные растения дарят здоровье».
Нас в любое время года,
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучки – терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду,
А зеленые друзья
Пусть нас радуют всегда.
Актуальность
Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие.
Природа окружает ребенка с ранних лет, она привлекает его своей необычностью, новизной, волшебностью. Природа побуждает ребенка к передаче мыслей и речевой активности. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представления о богатстве мира природы. А также наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды. Поэтому проект «Комнатные растения» интересен и близок детям, а также актуален еще и потому, что сегодня одним из главных условий успешности образования является здоровье. А успешное использование здоровьесберегающих программ, является одним из критериев инновации.
Проект «Комнатные растения»
(Тип проекта:Исследовательско - информационный)
Возраст 5-6 лет. Срок реализации 3 месяца.
Проблема: Недостаточные знания детей о цветущих комнатных растений.
Цель: Сформировать потребность в изучении растений, положительное отношение к природе через наличие знаний о комнатных растениях, как о живых существах, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость.
Задачи:
Воспитательные.
Воспитывать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.
Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.
Образовательные.
Научить детей не только видеть красоту комнатных растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.
Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь комнатных растений и внешние факторы окружающей среды.
Коррекционно-развивающие.
Развивать мыслительную деятельность, память, речь, внимание, любознательность.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, двигательно-моторную функцию.
Планируемые результаты
У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе. Называть и различать комнатные растения.
Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Дети узнают значение воды, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.
Ожидаемые результаты
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на его нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
Проявление любознательности, интереса к изучению природы.
Осознанное отношение детей к комнатным растениям.
Сформированные знания о комнатных цветах.
Умение самостоятельно наблюдать за изменениями, которые происходят с комнатными растениями.
Способы оценки: Беседы, опыты, наблюдения, исследования, анализ продуктов творчества детей.
Этапы проектной деятельности
1 этап
В группе отвели зону для экологического уголка. Приобрели комнатные цветы и горшки.
2 этап
Дети наблюдали за комнатными цветами (как приживаются, какие цветы требуют больше влаги, какие больше света, какие цветы цветут, а какие нет). Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.
3 этап
Совместно с родителями был выпущен «Паспорт комнатных цветов», включающий в себя название цветов, их описание, выносливость, влажность воздуха, отношение к свету, полив.
4 этап
Презентация проекта «Подарок маме».
Список литературы
Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. И.: - ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998г.
Цветы в вашем доме. Т.А. Храмова ФГУИПП «Кострома», РИО, 2004г.
Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. Москва «Наука», 1985г.
Цветы на подоконнике. Москва, Мой Мир, 2004г.
Комнатные растения в вашем доме. Энциклопедический справочник. Москва, «ОЛМА – ПРЕСС», 2005г.
Комнатные растения для девочек. Москва «Внешсигма» «Премьера» 2001г.
Комнатные растения от А до Я. АСТ Астрель, Полиграф – 2006г.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников, проблемы и перспективы.
В.В. Смирнова, Н.И. Булаева, «Тропинка в природу» (экологическое образование в д/с).
Т.А. Шарыгина «Зеленые сказки» (Экология для малышей).
Л.М. Потапова «Детям о природе». Экология в играх для детей.
Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
План реализации проекта
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
Приложение 1
Беседа об уходе за комнатными растениями
Цель:
Обобщить представления об уходе за комнатными растениями;
Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
Обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений;
Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.
Материал: клеенка, палочка для рыхления, тряпочки, пульверизатор, лейки.
Ход:
Воспитатель: Дети сегодня мы продолжаем учиться ухаживать за комнатными растениями.
- Давайте вспомним, что для этого нужно делать?
- Для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле)
- Чем вы рыхлите землю? (палочками)
- Почему палочками? (чтобы не ранить корни). Ближе к стеблю рыхлить не глубоко, а дальше от стебля поглубже.
- Как узнать, что растение нужно полить? (земля сухая, на ощупь светлая)
- Какой водой мы поливаем? (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня)
- Как надо мыть растения? (крупные листья протирать тряпочкой)
- Для чего мы ухаживаем за растениями? (чтобы были красивыми, хорошо росли и цвели)
Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение. А затем нужно подкармливать цветы, для роста, цветам необходимы витамины. Удобрение наливается в горшок, после того как полили растение, чтобы раствор лучше впитался в землю.
Приложение 2
Памятка
Правила ухода за комнатными растениями
Поливай растения водой комнатной температуры: летом каждый день, зимой реже, но следи, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы летом поливай через два – три дня, а зимой один – два раз в две недели. Поливай их из лейки сбоку, а не сверху;
Рыхли палочкой поверхности земли в горшке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растений;
Вытирай пыль с крупных, гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опущенными очищают от пыли мягкой кисточкой или опрыскивают водой;
Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Приложение 3
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Комнатные растения дарят здоровье»
Цель: Дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают наши дома, но и оздоравливают человека.
Задачи:
Обучающие:
- Систематизировать знания детей о растениях лекарях: алоэ, каланхоэ, герань;
- Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя названия частей растения (корень, стебель, лист, цветок);
- Закрепить знания детей о комнатных растениях, совершенствовать навыки ухода за ними;
- Обобщать знания детей, о том какую пользу приносят комнатные растения людям.
2. Развивающие. Развитие памяти, речи, внимания.
3. Коррекционное. Развитие глазодвигательных функций.
4. Воспитывающие. Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.
Предварительная работа: Чтение сказки Б.Вовк «Чьи цветы лучше?», беседа о комнатных растениях, их пользе, способом ухаживания за ними, заучивание стихов и загадок о комнатных растениях.
Продуктивная деятельность: Изготовление постеров для комнатных растений в группе с детьми совместно, выполнение домашнего задания в виде рисунка «Мой любимый цветок».
Оборудование: Комнатные растения, герань, алоэ, каланхоэ (фотоснимки).
Ход:
В. Ребята, нам сегодня в садик принесли необычную посылку (показывает), но прежде чем открыть ее, Вы должны отгадать загадку и тогда мы узнаем что там.
Эти растения не большие,
Но чудесные такие
В каждом доме они живут
Создают для нас уют.
(Комнатные растения)
В. Правильно молодцы.
В. Зимой, когда природа отдыхает и за окнами серый, ветреный, почти бесснежный пейзаж, как будто по велению волшебной палочки, мы с вами переместились из зимы в лето. Посмотрите на наши цветы, какие они красивые, зеленые. Какое у вас настроение, когда вы любуетесь цветами? (Ответы детей).
Цветы это прекрасное творение природы, цветы приносят людям особую радость, поднимает настроение. Нет ничего прекраснее цветов, пришедших в наши тихие жилища.
Физкультминутка «Цветы»
Раз, два, три – выросли цветы
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетел – стебельки покачал
Влево качнулись - низко пригнулись
Вправо качнулись - низко пригнулись
Ветерок убегай, ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут, людям радость несут.
В. У нас в группе есть комнатные растения. Кто за ними ухаживает? (ответы детей).
В. Ребята, мы с вами рассмотрели много красивых цветущих растений, а сегодня мы познакомимся с другими замечательными свойствами растений. Эти растения не только украшают наше жилище, но и еще полезны человеку.
А чем они полезны? (Они красивые, очищают воздух, увлажняют воздух, поднимают настроение и еще лечат людей)
Посмотрите на это растение, как оно называется? (Алоэ)
- Что Вы о нем знаете?
- Какой у него стебель?
- Как расположены листья?
(Ответы детей)
В народе это растение называют столетник. Как Вы думаете почему? (ответы детей).
На самом деле это название дано столетнику, за то, что он очень редко цветет. Если живет дома, - то раз в сто лет.
- А как Вы думаете надо поливать алоэ? (ответы детей)
Правильно алоэ надо поливать умеренно и не ставить под прямые солнечные лучи. Ребята, посмотрите алоэ растение колючее, не имеет красивых листьев и цветов, но во многих домах оно растет. Почему? Правильно, потому что оно обладает лечебными свойствами. Из листьев алоэ добывают сок, он очень горький, но это и есть самое лечебное в алоэ. Если Вы пораните ногу, надо привязать к ране кусочек листочка, боль пройдет и рана быстро заживет. А еще сок алоэ помогает от насморка. Нужно развести его с водой и закапывать.
А вот и другое растение. Как оно называется? Его называют каланхоэ.
- Чем оно похоже на алоэ? Правильно, у него тоже мясистые листья и древовидный стебель.
- А чем они отличаются? У каланхоэ листья без колючек и форма листа другая, сердцевидная.
- А как же помогает каланхоэ людям? В листьях тоже находится лечебный сок, его можно закапывать в нос. Каланхоэ называют комнатным женьшенем. Препараты из его листьев применяют при лечении ран, ожогов, обморожений. Используют при лечении десен, глаз. Сок добавляют вкрема и лосьоны. Уход заключается в умеренном поливе и его надо прятать от солнечных лучей.
Алоэ и каланхоэ родом из Америки.
Упражнение на реалаксацию.
Кто знает как называется это красивое цветущее растение? (ответы детей)
Правильно, это герань, а еще ее называют пеларгония.
Расскажите, какая она?
Она напоминает кустик, у нее прямой стебель, листья округлой формы, ярко – зеленые. Герань обильно цветет, цветки разного цвета, розового, красного, белого, бордового. Это растение любит солнце и обильную поливку. Оказывается, если листья герани немного помять, аккуратно вложить в ухо, то ухо перестанет болеть. Если протереть виски листьями, то перестанет болеть голова. За 5 мин. герань убивает все микробы, которые находятся в метре от нее.
А еще, что вы почувствовали, когда помяли листья? (ответы детей)
Правильно, у листика есть свой запах.
- А у кого из вас дома растут лечебные растения?
- Как одним словом можно назвать эти зеленые растения? (ответы детей: доктора, врачи, лекари).
Дидактическая игра: «Выбери растения – лекарь» (из разных видов растений выбрать те, о которых мы говорили).
В. Дети, Вам понравилась наша экскурсия?
Что нового, интересного Вы узнали о комнатных растениях?
Сегодня во время знакомства с комнатными растениями, мы познакомились с растениями, которые украшают наши дома, но и укрепляют наше здоровье.
Спасибо.
Детские рисунки
«Комнатные цветы»
Подарок любимым мамам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тревога и экологическая помощь растениям
Задачи:1. Развивать у детей представления о том, какие действия человека могут вызвать экологическ...
Проек образовательная область познание " экологическое воспитание" "Растения нашей группы и дома"
ПРОЕКТ«Комнатные растения нашей группы и дома»Срок реализации; 3 месяцаТип, вид проекта: информационно-практико-ориентированный, фронтальный (с группой детей и их родителями)Актуальность на...
экологический проект: "Растения фитоогорода - календула".
Экологический проектознакомлениядошкольников среднего возраста с растениями фитоогорода:календула....
Семейный экологический проект. "Растения в моём дворе".
Семейный экологический проект:"Растения в моём дворе!"Работа выполнена коллективом семьи Роганянпод руководствомСтаровойтовой Анны Сергеевны воспитателя МБДОУ№24"Радуга"г.Туапсе А...
Экологический проект "Растения, которые нас лечат" подготовительная группа.
Проект "Растения, которые нас лечат" Проектная деятельность в детском саду по ознакомлению с лекарственными растениями....
Экологический праздник "Растения Туапсинского района"
Цель праздника:Создать радостное весёлое настроение у детей.Закреплять и расширять знания детей о растениях и месте их произрастания, насекомых, сезонных явлениях в природе.Развивать речь, умение разм...
Экологический проект "Растения нашего края" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель проектной деятельности: формирование основ экологической культуры и обогащение представлений детей о растительном мире Самарской области...