Методическая разработка «Сенсорное развитие детей в играх с водой»
консультация (младшая группа) на тему

Вода, как особенный естественный и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не только увлекают ребёнка, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир

Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребёнка

Игры с водой – «одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 общеразвивающего вида»

Методическая разработка

 «Сенсорное развитие детей в играх  с водой»

Разработала:

Котова Ольга Геннадьевна,

воспитатель первой квалификационной категории.

г. Ухта

Март  2015г.

Вода, как особенный естественный и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не только увлекают ребёнка, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир

Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребёнка

Игры с водой – «одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах».

Так, игры с водой несут в себе информационную, эмоциогенную и регуляторную функции.

Взаимодействие с природным материалом позволяет ребенку получить информацию о качестве и свойствах воды, что способствует расширению представлений об окружающем.

Эмоциогенная функция проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него.

Регуляторная функция как бы проецирует знания на конкретную деятельность.

Игры с водой – «это эффективный способ саморегуляции. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни»

Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, а это в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.

Игры с водой позволяют «успешно развивать психические, познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления»

При использовании воды в коррекционном процессе происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.

Игры  с  водой:

  1. Усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, воспитывают любознательность;
  2. У ребёнка одновременно включаются сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный, что способствует непроизвольному и более глубокому усвоению информации;
  3. Способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
  4. Совершенствуют предметно - игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивает навыки общения;
  5. Помогают ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнёрства, а не просто наблюдателя;
  6. Создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувствительной сферы ребёнка, ребёнок меньше утомляется;
  7. Усиливают концентрацию внимания, усидчивость и увеличивают работоспособность, доведению начатого дела до конца.

Из выше сказанного следует, что возможности воды для развития ребёнка огромны, но опыт работы по данному направлению недостаточен.

Особая ценность игр с водой, на наш взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» даёт большой воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения. А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, принося открытий и удовольствие детям и взрослым.


           Чем  полезны  для  малышей  игры  с  водой?

 «Познание»:
- ознакомление детей со свойствами  воды (прозрачная, чистая, течет, льется, капает);
- развитие тактильных ощущений детей (сухое - мокрое, легкое - тяжелое);
- развитие познавательно-исследовательской деятельности (Почему мы видим свои ручки под водой? Сначала губка была легкой, а потом стала тяжелой, почему?).

 «Социализация»:
- поддержание интереса к совместным играм; формирование умения играть вместе с другими детьми.

«Коммуникация»:
- обогащение и активизация словарного запаса детей (плывет, цветная, прозрачная, кораблик, отжимаю);
- развитие свободного общения детей и взрослых;
- формирование связной речи (помогать детям отвечать на вопросы).

«Здоровье»:
- закаливание организма ребенка через игры с водой.

«Чтение художественной литературы»
- формирование восприимчивости к чтению художественных произведений.

«Труд»:
- привлечение детей к выполнению простейших трудовых действий (предложить убрать после игры раздаточный материал на место).

«Безопасность»:
- знакомство детей с элементарными правилами  обращения с водой (нельзя пить грязную воду).


              Комплекс  игр  с  водой

1.«Что  как  плавает»

Цель: знакомство  детей  со  свойствами  различных  материалов.

Содержание.

Для  игры – экспериментирования  нужен  набор  предметов  из  разных  материалов  ( пластмассовый  кораблик, резиновая  уточка, металлическая  ложка, лоскуток  ткани,  фигурка  из  пенопласта, деревянная  палочка  и  т.д.)

  Воспитатель  предлагает  ребёнку  постепенно  опускать  все  предметы  в  воду:  «Какой  красивый  кораблик!  Он  готов  отправиться  в  плавание.  Опусти  его  в  воду,  пусть  поплавает.  Как  много  у  нас  других  предметов!  Они  тоже  хотят  плавать.  Давай  и  их  отправим  в  плавание».  Во  время  игры  взрослый  обязательно  просит  малыша  называть  предметы  и  помогает  комментировать  действия.

2.  «Капитаны»

Цель:  активизация  мышц  губ,  формирование  умения  чередовать  длительный,  плавный, сильный  выдохи.

Содержание.

 Воспитатель  наполняет  ёмкость  водой,  пускает  в  неё  бумажный  кораблик.  Объясняет,  что  для  того  чтобы  кораблик  двигался,  нужно  дуть  на  него.  Можно  дуть  просто  вытягивая  губы  трубочкой,  но  не  надувая  щёки.  Показывает,  как  это  можно  сделать.  Обращает  внимание  ребёнка  на  звук,  который  при  этом  получается  «ф».  Малыш  повторяет.

«Но  вот  налетел  ветер,  он  дует  неровно.  Вот  так! – отрывисто, неровно:  «П-П-П».  Предлагает  попробовать  подуть  так  же  и  пригнать  кораблик  к  другому  берегу.  Воспитатель  следит  за  тем,  чтобы  ребёнок  не  надувал  щёки,  не  дул  очень  сильно.  Во  время  игры  обязательно  похвалить  малыша  за  правильное  выполнение  задания,  поддержать  или  помочь.

3. «Достань  ракушку»  («Достань  камушек»)

Цель:  развитие  внимания,  координация  движений.

Содержание.

На  дно  с  водой  взрослый  выкладывает  несколько  камешков,  ракушек.  Затем  предлагает  ребёнку  достать  «клад».  Для  этого  он  выбирает  очень  красивый  камень  или  ракушку,  разглядывает  их  вместе  с  малышом.  Затем  камешек  ( или  ракушка)  опускается  на  дно  ( глубина  не  более  15 – 20  см),  и  ребёнок  должен  попытаться  достать  его,  отыскав  нужный  предмет  среди  других  камней  и  ракушек.  Водный  слой  обычно  затрудняет  процесс  доставания,  поэтому  взрослый  может  немного  помочь  малышу.

4.  «Тёплый – холодный»

Цель:  закрепление  понятий  «тёплый», «холодный».

Содержание.

Необходимы  игрушки  двух  видов,  по  2-3  штуки  каждого,  желательно  резиновые  или  пластмассовые  (утята  и  рыбки,  кораблики  и  дельфины,  бегемотики  и  пингвины,  небольшие  мячики – красные  и  синие).

     Воспитатель  наполняет  одну  ёмкость  тёплой  водой,  другую – холодной.  Говорит  ребёнку: «Утята  любят  купаться  в  холодной  воде,  а  рыбки – в  тёплой.  Давай  их  искупаем».  Малыш  опускает  утят  в  ёмкость  с  прохладной  водой,  а  рыбок – в  ёмкость  с  тёплой  водой.

5.  «Рыболов»

Цель:  развивать  координацию  движений  ребёнка,  внимания,  мышления.

6. «Достань  шарик»

Цель:  развитие  координации  движений,  вылавливая  шарик  с  помощью  черпачка,  закрепление  основных  цветов.

Содержание.

Воспитатель  бросает  в  банку  цветные  шарики,  приговаривая: «В  банке  вода,  шарики  упали  в  воду,  сейчас  достанем  шарики!» - и  показывает,  как  надо  вылавливать  шарик,  плавающий  в  воде,  с  помощью  черпачка.  Предлагает  ребёнку  самому  вылавливать  шарики  черпачком,  называть  цвет  и  класть в  соответствующую  по  цвету  коробку.

7. «Водомеры»

Цель:  развитие  восприятия.

Содержание.

В  большое  ведро  налить  воды  и  предложить  ребёнку  померить,  сколько  кружек  воды  содержится  в  нем,  переливать  кружкой  из  полного  ведра  в  пустое.  В  этой  игре  можно  знакомить  малыша  с  понятиями  «много - мало»,  «через  край».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ 3ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3Значение сенсорной культуры для развития ребенка 4Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф. Фребель, М....

Научно-методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (из опыта работы)

Описание: данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования. В данной статье я попыталась научно обосновать тему сенсорного развития детей раннего возраста, как залога успешног...

Методическая разработка сенсорного развития детей младшего возраста

Пока малыш растет важным аспектом становится его психомоторное развитие....

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»

Методическая разработка.  Тема: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»....

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей младшего возраста»

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей младшего возраста»...