КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Знатоки природы» (с использованием технологий В.Ф.Базарного)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

КУТЬКИНА Татьяна Борисовна

Конспект непосредственной образовательной деятельности участвовал в районном конкурсе методических разработок

"Моё лучшее занятие" в номинации "Педагог - педагогу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_znatoki_prirody.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6» г.Емвы

КОНСПЕКТ НОД

по познавательному развитию

в старшей группе

Тема: «Знатоки природы»

(с использованием технологий В.Ф.Базарного)

Номинация: «Педагог-педагогу»

Автор: воспитатель

МАДОУ «Детский сад №6» г.Емвы

Кутькина Татьяна Борисовна

Емва, 2016

Описание материала: конспект непосредственной интегрированной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы по теме «Знатоки природы». Это конспект познавательного характера, где систематизируются знания детей об экологии нашего края.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Ведущая область: познавательное развитие

Цель: систематизировать знания детей о временах года, их последовательности.

Задачи:

  1. Уточнить представления детей о характерных изменениях в природе в зависимости от времени года в условиях нашего края (природные явления, жизнь растений, диких животных, птиц - поведение в разное время года).
  2. Углубить понимание зависимости изменений в жизни растений и животных от природных факторов.
  3. Закрепить представление о внешнем виде и вкусовых качествах овощей, фруктов и ягод, растущих в Коми крае.
  4. Обучать коллективно решать проблемные ситуации, формировать умение находить правильный ответ.
  5. Развить внимание, воображение, активизировать речемыслительную деятельность.
  6. Закрепить знания о том, как надо вести себя природе.
  7. Активизировать словарь: насекомоядные, грибница, хвоя.
  8. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, родному краю, бережное отношение ко всему живому.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

Форма организации: игра

Оборудование и материал: мультимедийное оборудование, сенсорно-дидактический держатель, картины с изображением птиц, весенних цветов, времён года, полевых работ; дерево с птицами, ветки тополя, сосны, ели, берёзы, фрукты и овощи и ягоды; дидактические и настольно-печатные игры «Съедобные и несъедобные грибы», «Чьи следы?», «Чьё жилище?», «Насекомые», «Лесные ягоды», фланелеграф «Фрукты и овощи», «Ящик ощущений» (шишки, кора, грибы, ветки, овощи, фрукты, ягоды), краски, листы бумаги, салфетки, макеты ёлок, снежных сугробов, снежинки, осенние листья, летние цветы (бумажные), костюм Лесовичка.

НОД:

В гости к детям приходит Старичок-лесовичок.

Приветствие.

Лесовичок: Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваются: «Доброе утро!»

- Доброе утро и солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера.

Лесовичок: - Ребята, я пришёл пригласить вас в путешествие по временам года. Вы не могли бы мне помочь вспомнить, что происходит в каждом из них? А потом о нашем путешествии мы расскажем другим ребятам из вашего детского сада (ответы детей). Я думаю, им тоже будет интересно и поучительно. Если вы согласны, мы начнём наше путешествие.

- А кто из вас знает загадки? (ребёнок загадывает загадку об осени)        

Пустые поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (ответ детей)

Лесовичок: - А как вы догадались, что это осень? Почему она наступает сразу после лета? Обоснуйте свои ответы.

Дети называют признаки осени.

ОСТАНОВКА «ОСЕНЬ» (осенняя полянка)

Лесовичок предлагает поиграть в игру

«СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ»

(на мультимедийном экране появляются изображения грибов, дети называют их, при правильном ответе изображение замигает)

Затем детям предлагаются вопросы:

1.Какие грибы растут под берёзой, осиной, ёлкой, на вырубке? (подберёзовик, подосиновик)

2.Как их нужно собирать? (не вырывать с корнем, а аккуратно срезать)

3.Почему нельзя гриб срывать полностью? (можно повредить грибницу)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)

По дороге гриб нашли, (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в школу опоздали (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

Лесовичок показывает картинки с изображением птиц

(используется сенсорно-дидактический держатель)

        Лесовичок: - Ребята, а что происходит с птицами осенью? Почему они улетают на юг? Представьте, что все они останутся зимовать у нас на Севере, что будет с ними? (ответы детей).

Лесовичок: - Вы знаете, ребята, что многие птицы насекомоядные, поэтому для них тёплые края – продолжение жизни, у нас на Севере они могут погибнуть.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ГУСИ ЛЕТЯТ»

Лесовичок: - А помните ли вы, как готовятся звери к зиме? Назовите зверей, которые живут в наших краях (ответы детей).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЬЁ ЖИЛИЩЕ?»»

Лесовичок: - Ребята, а назовите-ка мне осенние месяцы? Объясните, почему их так называют? (ответы детей)

        Лесовичок: - Ну, молодцы, всё-то вы знаете!

Звучит легкая, спокойная музыка, дети стоят на поляне леса.

Лесовичок: Я предлагаю вам, ребята, попробовать на вкус и отгадать богатства и дары матушки-осени (Дети исследуют с помощью органов чувств с закрытыми глазами овощи, фрукты и ягоды, растущие в наших краях).

Лесовичок: - Ну, а теперь положим всё в свои корзины.

ФЛАНЕЛЕГРАФ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

(дети раскладывают в одну корзину овощи, в другую фрукты).

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей, (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше, (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

         Зацепил за кручу, (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу (присесть)

Лесовичок: - А кто из вас ещё знает загадки? (ребёнок загадывает загадку о зиме)

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Дети называют признаки зимы.

ОСТАНОВКА «ЗИМА» (зимняя полянка)

Лесовичок обращает внимание на заснеженное дерево с птицами. Как вы думаете, что это за птицы на дереве? (клесты, синицы, снегири). Почему они могут перезимовать у нас? Когда появляются снегири? Почему синицу так называют? (ответы детей)

Лесовичок: - Ребята, вам знакомо такое выражение - заяц сам себя обгоняет, почему так говорят? (Задние ноги длиннее передних).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЬИ СЛЕДЫ?»

Лесовичок: - Ребята, знаете ли вы что-нибудь о зимних явлениях, особенно о явлениях Севера? (ответы детей)

        

Лесовичок предлагает детям поиграть в игру.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СНЕЖИНКИ И ДОЖДИНКИ»

Снежинки, дождинки,

Проворны вы, аль нет?

Скорее повернитесь

И дайте мне ответ.

        Лесовичок: - Могли бы вы, ребята, назвать пословицы, приметы о зиме?

        1.Мороз не велик, да стоять не велит.

        2.Береги нос в большой мороз.

        3.Дым столбом к морозу.

ФИЗМИНУТКА

Закружились, завертелись (покружиться  на   месте)
Белые снежинки.

Вверх  взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки, (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду, (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду, (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)

Белые подружки.

Заспешили на прогулку (шаги на месте)

Дети и старушки.

Лесовичок: - Вы просто отлично знаете, что бывает зимой, и я вместе с вами вспомнил!

Лесовичок: - А кто из вас ещё знает загадки? (ребёнок загадывает загадку о весне)

                Тает снежок,

Ожил лужок,

День пребывает,

Когда это бывает?

Лесовичок: - Какое же время года идёт после зимы?

ОСТАНОВКА «ВЕСНА» (весенняя полянка)

Дети называют признаки весны.

Вопросы Лесовичка к детям: - Ребята, помните ли вы,

1.Кто первым встречает весну?

2.А что важного происходит весной в жизни птиц, животных? (выводят потомство)

3.Какие деревья одеваются первыми, раздеваются последними? (тополь)

4.Какие цветы распускаются первыми? (подснежник, мать-и-мачеха)

Лесовичок предлагает вспомнить стихи о весенних цветах.

5.К чему готовятся взрослые весной? (готовятся к посеву, пашут землю)

«ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ»

(предметы природного происхождения - шишки, листья, кора, грибы, ветки, овощи, фрукты, ягоды. Дети на ощупь находят и называют эти предметы)

Лесовичок: - А кто из вас ещё знает загадки? (ребёнок загадывает загадку о лете)

Солнце печёт,

Липа цветёт.

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

ОСТАНОВКА «ЛЕТО» (летняя полянка)

Дети называют признаки лета.

Далее на мультимедийном экране изображены явления природы летом (молния, гроза, дождь, радуга), дети отгадывают загадки Лесовичка и, если ответ правильный, на экране появляется Лесовичок, хлопающий в ладоши)

 

Лесовичок: - Ребята, почему можно встретить много насекомых, птиц летом?

(Дети дают характеристику насекомых, птиц, которых можно увидеть в наших северных краях, какую пользу они несут)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАСЕКОМЫЕ»

Какой урожай люди собирают летом? Что созревает?  (ответы детей)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ»

ФИЗМИНУТКА «Времена года» (используется схема универсальных символов на потолке – «восьмёрка» указывает путь, по которому дети путешествуют по временам года)

Лесовичок: - Ну, а сейчас, ребята, мы нарисуем время года  и возьмём эти рисунки на память (предлагает нарисовать приметы времён года пальцами (радугу, фрукты, овощи, дождь, снег, деревья, цветы и т.д.)

Лесовичок: - Ребята, я хотел бы, чтобы вы определились с выбором понравившегося времени года. У меня есть соответствующие предметы. Если вам понравилось путешествовать по осени, вы выбираете осенние листья, если было хорошо зимой – снежинки, если вас порадовала весна – весенний цветок, если вы окунулись в лето – ягоды.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «Прогулка по Земле».

Дети по Земле гуляли, за природой наблюдали,

            Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

            Бабочки летали, крылышками махали.

            На нос села пчела, посмотрите вниз, друзья.

            Мы листочки приподняли, в ладошки ягоды собрали.

           Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

(Дети выполняют движения, соответствующие словам).

Итоговый образовательный результат.

Лесовичок: - Испытали ли трудности в каком-либо из времени года? Что явилось самым запоминающимся в нашем путешествии? Что-нибудь для себя нового узнали? Спасибо вам, ребята, я тоже очень многое вспомнил и получил новые знания от вас. Теперь мы расскажем ребятам других групп о том, что происходит в природе в разное время года. Давайте будем любить и беречь нашу природу, природу нашего северного края.

Сформированные интегративные качества: свободное переключение от одного вида деятельности к другому, принятие решения и соответствующих выводов, проявление инициативы, выстраивание логических цепочек, активное познание окружающего мира, нахождение причин и следствия событий и поступков, планирование своих дальнейших действий, активное общение.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                               ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимние явления природы»

Занятие по формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Новости из Простоквашино» (с использованием логических блоков Дьенеша)

-  развивать способность к анализу, абстрагированию, умение «читать» схему, кодировать и декодировать информацию.              -  устанавливать...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимние явления природы»

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе«Зимние явления природы»Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы....