Организация патриотического воспитания детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Исаева Ольга Владимировна

Представленный материал является опытом многолетней работы по организации патриотическорго воспитания дошкольников последством использования мини-музеев. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

  ОРГАНИЗАЦИЯ  ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                                                 

                                                                                        Старший воспитатель

МБДОУ «Црр – д/с № 3»  

    О.В. Исаева

Тула  – 2019 г.

Содержание:

  1. Ведущая  педагогическая  идея,  цели  и  задачи.
  2. Аналитическое  обоснование  проблемы.
  3. Актуальность  и  перспективность:

  5.  Новизна,  адресная  направленность,  трудоёмкость  опыта.

  6.  Организация  патриотического  воспитания  дошкольников  посредством  музейной  педагогики.

   7. Результативность.

Ведущая  педагогическая  идея.

Ведущая  педагогическая  идея:    посеять  и  взрастить  в  детской  душе  семена  любви  к родному  дому,  семье;    к  родной  природе;    к  истории  и  культуре  страны,    созданной  трудами  родных  и  близких  людей,  тех,  кого  зовут  соотечественниками  через  приобщение  к  музейной  среде,  воспитанию бережного  отношения  к  памятникам  истории.

В  старину  говорили,  что  для  благополучия   человеку  необходимо  славное  Отечество.  Но  как  в  современной  обстановке  воспитать  преданность    Отечеству,  гордость  за  него?  Думается  самый  правильный  путь – приобщение  детей  к  миру  культуры,  общечеловеческих  ценностей,  возрождение  забытых  национальных  традиций.

К  счастью,  детство – то  время,  когда  возможно  подлинное  искреннее  погружение  в  богатство  окружающего  мира.    Красочность,  звуковая  полифония   окружающих  объектов   увлекают,  будят  чувства  воображения  ребёнка,  подталкивают  к  самостоятельному  познанию  и  проявлению  творчества.  Дети  воплощают  увиденное  и  услышанное  в  своих  самостоятельных  творческих  работах.

   Организация    работы  по  патриотическому  воспитанию  в  процессе   ознакомления  с  жизнью  и  творчеством  великого  земляка  Л.Н. Толстого  и  приобщения  дошкольников  к  русской  народной  культуре,  используя  музейную  среду,  способствует  реализации  регионального  компонента   и  тесно  связана  с  одним  из  приоритетных  направлений  работы  ДОУ   духовно – нравственным.  

Исходя  из  этого,  были  выдвинуты  следующие  цели  и  задачи:

Цель:  сформировать  у  дошкольников    чувства  любви  и  привязанности  к  своей  культуре  и  своему  народу,  к  своей  земле,  воспринимаемым  в  качестве  родной,  естественной  и  привычной  среды  обитания  с  помощью  музейных  средств.

 Задачи:

  1. Формировать  представления  детей  о  родном  крае,  знакомить  с  историей,  традициями,  культурой  малой  Родины.
  2. Развивать  первичные  приёмы  логического  мышления,  формируя  способность  к  наблюдению,  сравнению,  обобщению,  установлению  закономерностей,  интеграции  информации.  Развивать  речь  как  средство  и  форму  мыслительной  деятельности.
  3. Воспитывать  с  помощью  музейных  средств    творчески  активного,  гармонически  развитого  ребёнка,  его  эстетического  чувства,  вкусов,  идеалов,  развитие  у  детей  эмоциональной  сферы,  воображения  и  фантазии.
  4. Воспитывать  любовь  к  малой  Родине,  чувство  гордости  за  то,  что  являемся  земляками  великого  писателя,  живём  на  Тульской  земле.
  5. Аналитическое  обоснование.

Тема  возрождения  народных  традиций,  национальной  культуры  волнует  и  близка  именно  сейчас.  Знакомить  наших  детей  с  бытом,  обычаями,  традициями,  искусством,  историей  просто  необходимо.

  Яркие  впечатления  о  малой  Родине,  полученные  в  детстве  нередко  остаются   в  памяти  человека  на  всю  жизнь.

«Годы  детства – это,  прежде  всего  воспитание  сердца», - писал  В. Сухомлинский,  а  патриотическое  воспитание  без  воспитания  сердца  невозможно.  Чувство  патриотизма  так  многогранно  по  своему  содержанию,  что  не  может  быть  определено  несколькими  словами.  Оно  формируется  постепенно  в  процессе  накопления  знаний  и  представлений  об  окружающем,  вырастает  из  любви  к  близким,  родному  краю.

Основы  патриотизма  закладываются  в  дошкольном  детстве.  Психолого-педагогическими  исследованиями  показана  необходимость  и  возможность  патриотического  воспитания,  начиная  с  дошкольного  возраста,  поскольку  он  является  наиболее  сенситивным  периодом  становления  личностно – нравственных  качеств  ребёнка  (А.В. Запорожец,  Н.Н. Поддьяков,  С.А. Козлова  и  др.).  При  правильном  воспитании  детей  чувство  патриотизма  в  элементарном  виде  появляется  в  старшем  дошкольном  возрасте,  когда  у  них  начинает  формироваться  осознанное  отношение  к  Родине.   Формирование  исторического  сознания,  т.е.  осознание  себя  продолжателем  дела  предков  и  предком  своих  потомков,  в  конечном  счете,  способствует  выработке  адекватной  самооценке  при  сопоставлении  себя  с  теми,  кто  жил  до  нас.  

Предпосылками  формирования  основ  патриотизма  в  старшем  дошкольном  возрасте  выступают  некоторые  особенности  развития  детей:

  1. Старшие  дошкольники  проявляют  интерес  к  социальным  явлениям.
  2. Развивающееся  мышление  создаёт  реальные  возможности  для  опосредованного  познания  детьми  окружающего  мира.
  3. В  процессе  обучения,  из  рассказов  взрослых,  художественной  литературы,  фильмов,  телепередач  дети  получают  большой  объём  знаний,  у  них  формируются  первоначальные  знания  о  Родине,  о  некоторых  общественных  явлениях,  о  культурных  традициях.
  4. Расширение  опыта,  накопление  знаний    приводит  с  одной  стороны,  к  дальнейшему  углублению  и  дифференцировке  нравственных  представлений  старших  дошкольников,  с  другой – к  большей  обобщённости,  приближающей  их  к  элементарным  нравственным  понятиям.

Важнейшим  итогом  воспитания  гражданских  патриотических  чувств,  используя  при  этом  музейную  среду,   является  не  только  расширение  и  углубление  их  знаний  об  истории,  культуре  и  традициях,    обогащение  их  духовной  жизни,  воспитание  чувства  любви  к  Родине,  к  её  историческому  и  культурному  наследию,  но  и  формирование   чувства  истории  и  музейной  культуры.  

4.Актуальность  и  перспективность.

  Можно  считать  национальной  трагедией  то,  что  в  конце  ХХ  века  в  России  в  эпоху  позднего  варварства,  как,  возможно,  назовут  наше  время  потомки,  «распалась  связь  времён».  Пошёл  процесс  дегуманизации  общества.  Возник  разрыв  между  образованием  и  культурой.  Процесс  обучения  не  ставит  своей  задачей  формирование  эмоций,   нравственно – эстетического  отношения  к  миру.  По  многим  причинам  оказались  расшатанными  морально – нравственные  устои    в  стране.  Значительная  часть  общества  сейчас  считает,  что  важнее  всего  на  свете  не  человеческие  отношения,  а  материальное  преуспевание.  Самый  большой  дефицит  в  нашем  обществе  -  не  дефицит  материальных  благ,  а  дефицит  культуры.   Как  известно,  неразвитость  эстетических  потребностей  приводит  к  невысокому  уровню  потребностей  вообще,  в  первую  очередь  духовных  потребностей.  Неудивительно,  что  для  изменения  ситуации  мы  обращаемся  прежде  всего  к  музею – хранителю  национальных    культурных  ценностей.  

Новизна.  

Данный  опыт  работы  не  содержит  принципиально  новых  открытий,  его  новизна  заключается  в  усовершенствовании  уже  известных  методов  и  средств  обучения  и  воспитания.   Главная  ценность  его  в  следующем:

  • использование  функциональных  возможностей  развивающего  пространства  музеев  ДОУ   и  музеев  социума   для  расширения  и  углубления    знаний  дошкольников об  истории,  культуре  и  традициях  русского  народа;     обогащение  их  духовной  жизни;  воспитание  чувства  любви  к  Родине,  к  её  историческому  и  культурному  наследию;     формированию   чувства  исторического  времени и  музейной  культуры.  

Адресная  направленность.

Материалы  данного  педагогического  опыта  могут  использовать  воспитатели  в  своей  работе  с  целью  приобщения  дошкольников  к  истокам  русской  народной  культуры,  ознакомления  с  жизнью  и  творчеством  великого  земляка  Л.Н. Толстого,  формируя  чувства  исторического  времени    и  музейной  культуры  у  детей  3 – 7 лет.  

Трудоёмкость.

Данный  педагогический  опыт  не  является  сложным  в  освоении.   Воспитателю,  желающему  использовать  данный  опыт  необходимо:

  1. Изучить  методическую  часть  опыта;
  2. Основывать  свою  работу  на  личностно – ориентированном  подходе;
  3. Использовать  предметно – развивающую музейную  среду,  опираясь  на  методическое  обеспечение  опыта.

Организация  патриотического  воспитания  дошкольников  посредством  музейной  педагогики.

Для  реализации  намеченной  цели  и  решения  поставленных  задач   по  приобщению  к  миру  культуры,  общечеловеческих  ценностей,   возрождению забытых  национальных  традиций  в  ДОУ  оборудованы   стилизованные    мини-музеи    Л.Н.  Толстого  и  «Русская  изба».  В  оформлении    интерьера  мини-музеев  активное    участие  принимали  как  сотрудники, так  и  родители. В   музее  Л.Н. Толстого  появились:     «кожаный  диван»;  круглый  стол  и  стулья под  абажуром;   этажерка  со  старинными  часами  с  боем;  фотографии  в  рамках  с  членами  семьи  великого  писателя  и  его  соратниками;  книжные  полки  с  книгами;  выставка  поделок  по  произведениям  Л.Н. Толстого.  

Имеющиеся  экспонаты  выступают  в  роли  стимулятора,  движущей  силы  в  приобщении  детей  к  культурным  ценностям  нашего  народа,  нашего  края.    

Каждая  возрастная  группа  имеет  возможность  посещать  музей  Л.Н. Толстого по  графику,  который  согласован  с  расписанием  занятий  и  режимом  дня  воспитанников.  Это  позволяет  в  рамках  занятий  «Ребёнок  и  окружающий  мир»;  «Развитие  речи. Художественная  литература»  знакомить  детей  с  жизнью  и  творчеством  великого  земляка.  Проводятся  занятия  и  экскурсии  в  соответствии  с  перспективным тематическим  планом,  составленным для  детей  3 – 4  лет,  4 – 5 лет, 5 – 6 лет,  6 – 7 лет.  Начиная  со  второй  младшей  группы,  детей  начинаем  знакомить  с  произведениями Л.Н. Толстого,  воспитывая  интерес  к  сказкам,  уважение  к  великому  писателю,  воспитываем   умение внимательно  слушать  сказки,  рассказы:

  • «Три  медведя»,  «У  Вари  был  чиж»,  «Спала  кошка  на  крыше…»,  «Пришла  весна…»,  «Был  у  Пети  и  Миши  конь…».

В  средней  группе  детей  продолжаем  знакомить  с  произведениями Л.Н. Толстого,  воспитывая  интерес  и  уважение  к  великим  людям,  гордость  за  историческую  близость  к  ним,  учим  отвечать  на  вопросы  по  содержанию:

  • «Хотела  галка  пить»,  «Отец  приказал  сыновьям…»,  «Мальчик  играл»,  «Мальчик  стерёг  овец…»,  «Липунюшка»,  «Коза  и  козлятки».

В  старшей  и  подготовительной к  школе   группах    детям    доступен  материал  о  жизни   великого  писателя:   его  детских  годах,  отношении  Льва  Николаевича  к  крестьянским  детям,  создании  Яснополянской  школы  и  пробного  учебника  «Азбука»  графа  Л.Н. Толстого.  Продолжается  работа  по  ознакомлению  с  произведениями  Л.Н. Толстого,  способствующая  развитию  интереса  к  литературе  разных  жанров:  сказкам,  былинам,  рассказам.  Результаты  работы  дети  показывают  на  различных  мероприятиях:

  • литературная  викторина  «Наш  любимый  Толстой»;
  • музыкально – литературный  вечер  «Толстой  и  музыка»;
  • проведение  экскурсий – занятий,  где  старшие  дошкольники  - экскурсоводы;
  • выставка  детских  работ  «Филипповские  умельцы» - по  произведениям Л.Н. Толстого

  Для  успешного  проведения  интересных,  актуальных  экскурсий  с  предоставлением  экскурсантам  новейшей  информации  налажено  сотрудничество  с  музеем - усадьбой  «Ясная  поляна».  При  непосредственной  помощи  работников  музея – усадьбы «Ясная  поляна»  в  ДОУ  организована  постоянно  действующая  фотовыставка    «Музей – усадьба  «Ясная  поляна»». Экскурсоводами    выступают  педагоги,  старшие  дошкольники.  К  каждой  определённой  экскурсии  дети  специально  готовятся.  Это  способствует расширению  кругозора  дошкольников,  развитию  связной   монологической  речи,  умению  рассказывать  по  картине,  приобщению  к  литературному  наследию  Л.Н. Толстого,  воспитанию  чувства  гордости  за  то,  что  являемся  земляками  великого  писателя.

Мини – музей  «Русская  изба»  оборудована  в  отдельном  помещении  и  представляет  собой  внутренний  срез  горницы  русской  избы  и  подворье.   Каждая  возрастная  группа  имеет  возможность  посещать  музей  «Русская  изба»  по  графику,  который  согласован  с  расписанием  занятий  и  режимом  дня  воспитанников. Это  позволяет  в  рамках  занятий  «Ребёнок  и  окружающий  мир»;  «Развитие  речи. Художественная  литература»  знакомить  детей  с  историей,  жизнью,  культурой    и  традициями  русского  народа. Проводятся  занятия  и  экскурсии  в  соответствии  с  перспективным тематическим  планом,  составленным для  детей  всех  возрастных  групп,  начиная  со  второй  младшей  группы  на  основе   программы  «Приобщение  к  истокам  русской  народной  культуры»  О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой.   Здесь  дети  имеют  возможность  попасть  в  самобытный  мир  путём  его  действенного  познания.  В  горнице  помимо  настоящих  вещей: старинные  полотенца,  скатерти,  деревянная  и  глиняная  посуда,  ухват,  рубель,  валёк  для  белья, чугун, прялка,   в  «избу»   помещены  и  некоторые  предметы,  имитирующие  реальные.  Например,  русская  печь,  которая  внешне  имеет  вполне  натуральный  облик.    А  ростовые куклы,  герои  русских  народных  сказок  бабка,  дед  и  внучка  одетые  в  русские  национальные  костюмы, являются  воплощением   людей,  которые  жили  в  давние  времена.    Есть  в  мини-музее «Русская  изба»  и  подворье  с  плетёной  изгородью,  русской  берёзкой,  колодцем,  жаровым  самоваром,  собачьей  будкой.  В  избе  дети  имеют  возможность  познакомиться  с  народно-прикладным  искусством,  участвуя  в  обрядах,  играх,  хороводах,  слушая  народную  музыку.  Здесь  устраивают  посиделки,  чаепития.  Это  любимое  место  занятий,  праздников.  Традиционными  стали  фольклорные  праздники:  «Рождество», «Масленица»,  «Жаворонки»,  «Пасха», «Праздник  русской  берёзки».  

С  большим  интересом  дети  старшего  дошкольного  возраста   участвуют  в  повседневных  делах  и  заботах    (вышивке,  стряпне  и  пр.)  В  электрической  минипечке  под  руководством  педагогов  дети  выпекают  жаворонков,  вылепленных  своими  руками,  пекут  русские  блины,  вкусные  пирожки.  Это  способствует  не  только  расширению  кругозора  дошкольников,  но  и  развитию  мелкой  моторики,  которая  имеет  непосредственное  воздействие  на  развитие  речи.  Дети  младшего  дошкольного  возраста  успешно  овладевают  знаниями  о  предметах  быта, знакомятся с  их  названиями,  функциональными  возможностями. Старшие  дошкольники  умеют  выстраивать  цепочки  исторических  предметов  с  современными  аналогами.  Причём  организация  таких  занятий  позволяет  развивать  познавательную  активность  детей,  так как  им  самим  надо  догадаться,  для  чего  нужен  тот  или  иной  предмет,  как  он  использовался. Большим  подспорьем является   интерьер  русской  избы   при  ознакомлении  с  колыбельными  песнями,  где  имеется  люлька  с  младенцем – куклой,  которому  и  адресуются  колыбельные  песни,  потешки,  прибаутки,  пестушки.  Имеется  в  горнице  и  постоянно  действующая  выставка  тряпичных  кукол,  на  которой  дети  знакомятся  с  историей  народной  игрушки  с  разновидностями  тряпичных  кукол,  учатся,  как  её  самим  сделать.  

Ознакомление  детей  с  богатством  народного  творчества,  историей,  традициями  русского  народа  позволяет  воспитывать  бережное  отношением  к  национальным  традициям.

Многие  педагоги  увлечённо  работают  по  данной  теме.

Так  опыт  работы  музыкального  руководителя  Мосиной И.М.  по  приобщению  детей  к  русской  национальной  культуре  средствами  музыкального  воспитания  обобщён  и  распространён  в  ДОУ. Её  заинтересованность  русским  фольклором  помогает  находить  новые  приёмы  и  методы  для  воспитания  в  детях  любви  к  русским  народным  песням и  танцам.  Заслуживает  внимания  и  опыт  воспитателя  Поповой  А.В.  по  теме:  «Приобщение  к  истокам  русской  народной  культуры».  Дети  знают  и  умеют  рассказывать,  напевать  множество  песенок,  потешек,  веселушек.  Постоянное  обращение  к  нашему  фольклору  делает  речь  наших  детей  богаче  и  образнее.

Устное  народное  творчество  используется  нашими  педагогами и в  физкультурно-оздоровительной  работе,  что  делает  её  более  действенной,  интересной,  увлекательной.  Русские  народные  традиции  стали  неотъемлемой  частью  и  таких  мероприятий  как  спортивные  праздники.

В  результате  освоения  программного  материала  воспитанники  приобретают  знания  по  историческому  и  культурному  наследию  Тульского  края,  детям  открывается  богатый,  занимательный,  яркий  мир  культурных  ценностей  нашего  знаменитого  земляка   Л.Н.    Толстого,  а  также  красота,  образность   народного  творчества.

Работая  в  тесном  контакте  с  родителями,  стараемся  вызвать  у  них  живой  интерес  к  культурным  ценностям  Тульского  края,  истокам  русской  культуры.  С  их  участием    проводятся    конкурсы  и  выставки  народной  игрушки,  ярмарки. Приобщая  родителей и детей к культурному  наследию  русского  народа,  Тульского  края,   педагоги  ориентируют  родителей  на  активное  изучение    этого   наследия  через  посещение  музеев  города, экскурсий  по  памятным  местам.

Сегодня  много  говорят  о  недостатке  духовности,  дефиците  культуры.  Результаты  работы  по  приобщению к  культурному  наследию  Тульского  края,  русского  народа   свидетельствуют  о  правильно  выбранном  пути  в  решении  педагогических  проблем.  Стоит  отметить,  что  на  занятиях   в  мини – музеях  дети  занимаются  с  удовольствием. Здесь  они  испытывают  радость  и  причастность  к  истории  родного  города, русского  народа,  к  тайне  минувших  лет.  И  в  этом  большая  заслуга  всего  педагогического  коллектива  МДОУ – ЦРР – д/с № 46 «Филиппок».

Результативность.

Для  выявления  результативности  работы  по    патриотическому  воспитанию  ежегодно  проводится  диагностика  в  начале  и  в  конце  учебного  года.

Диагностирование  проводилось  при  помощи  следующих  методов:  беседа,  творческие  задания,  игровые  ситуации,  наблюдения  в  самостоятельной  практической  деятельности.  

Результативность  работы  по  данной  теме  можно  определить  по  уровню    знаний,  умений  и  навыков  воспитанников  в  сфере    народных  традиций  и  культурных  ценностей,  по  их  отношению  к  нашей  истории    и  культуре.

Диагностические  исследования  носят  комплексный  характер  и  направлены  на:  

  • выявление  представлений  у  детей о  родном  крае,  страницах  истории,  народных  традициях,  культуре  опираясь на    экспонаты   музея,  их  умения  рассказать  об  увиденном  ясно,  выделяя  главное  и  не  утопая  в  деталях;
  •   объём  словарного  запаса;
  • ассоциативность  мышления  ребёнка,  умение  сравнивать  различные  предметы;
  • воображение  и  фантазию,  с  помощью  которых  ребёнок  может  представить  себе  прошлое  в  виде  картин  (поскольку  знаний  по  истории  у  него  практически  нет);
  • умение  рассказать  о  том  или  ином  экспонате  музея.

Критерии  оценки.

  1. уровень (высокий).   Он  предполагает,  что  ребёнок:
  • имеет  верные   представления  об  истории,  культуре,  традициях  русской  народной  культуры,  
  • умеет  рассказать об  увиденном  ясно,  выделяя  главное  и  не  утопая  в  деталях;
  •  имеет  достаточный  объём  словарного  запаса;
  • умеет  сравнивать  различные  предметы;
  • умеет  рассказать  о  том  или  ином  экспонате;
  1.         уровень (средний).   Он  предполагает,  что  ребёнок:
  • имеет  неполные    представления  об  истории,  культуре,  традициях  русской  народной  культуры,
  • не  полно   рассказывает   об  увиденном,  не  совсем  понятно,  не  выделяя  главное;
  •  не  имеет  достаточный  объём  словарного  запаса;
  • сравнивая  различные  предметы,  допускает  неточности;
  • умеет  рассказать  о  том  или  ином  экспонате  с  помощью  взрослого..
  1.         уровень (низкий).   Он  предполагает,  что  ребёнок:
  • не   имеет      представлений  об  истории,  культуре,  традициях  русской  народной  культуры,
  • не  может    рассказать   об  увиденном;
  • объём  словарного  запаса  очень  скудный;
  • самостоятельно  не  может  сравнивать  различные  предметы  только  с  помощью  взрослого.
  • не  может  рассказать  о  том  или  ином  экспонате.  

Динамику  роста  можно  представить  графически:

Старшая  группа

Начало  года:

Конец  года:

Подготовительная  группа

Начало  года

Конец  года

Вывод:  По  итогам  исследования  можно  сделать  вывод,  что  у  детей  необычайно  расширился  кругозор  и    выработались  элементарные    представления  об  истории,  культуре, традициях  русского  народа,  о  жизни  и  творчестве  Л.Н. Толстого.  «Погружение»  детей  в  быт  того  времени,  культуру  и  традиции  русского  народа  позволило:    обогатить    духовную  жизнь  дошкольников,   воспитать   чувства  любви  к  Родине,  к  её  историческому  и  культурному  наследию,  сформировать   чувства  исторического  времени   и  музейной  культуры.  

Результативность.

Для  выявления  результативности  работы  по    патриотическому  воспитанию  ежегодно  проводится  диагностика  в  начале  и  в  конце  учебного  года.

Диагностирование  проводилось  при  помощи  следующих  методов:  беседа,  творческие  задания,  игровые  ситуации,  наблюдения  в  самостоятельной  практической  деятельности.  

Результативность  работы  по  данной  теме  можно  определить  по  уровню    знаний,  умений  и  навыков  воспитанников  в  сфере    народных  традиций  и  культурных  ценностей,  по  их  отношению  к  нашей  истории    и  культуре.

Диагностические  исследования  носят  комплексный  характер  и  направлены  на:  

  • выявление  представлений  у  детей о  родном  крае,  страницах  истории,  народных  традициях,  культуре  опираясь на    экспонаты   музея,  их  умения  рассказать  об  увиденном  ясно,  выделяя  главное  и  не  утопая  в  деталях;
  •   объём  словарного  запаса;
  • ассоциативность  мышления  ребёнка,  умение  сравнивать  различные  предметы;
  • воображение  и  фантазию,  с  помощью  которых  ребёнок  может  представить  себе  прошлое  в  виде  картин  (поскольку  знаний  по  истории  у  него  практически  нет);
  • умение  рассказать  о  том  или  ином  экспонате  музея.

Критерии  оценки.

  1. уровень (высокий).   Он  предполагает,  что  ребёнок:
  • имеет  верные   представления  об  истории,  культуре,  традициях  русской  народной  культуры,  
  • умеет  рассказать об  увиденном  ясно,  выделяя  главное  и  не  утопая  в  деталях;
  •  имеет  достаточный  объём  словарного  запаса;
  • умеет  сравнивать  различные  предметы;
  • умеет  рассказать  о  том  или  ином  экспонате;
  1.         уровень (средний).   Он  предполагает,  что  ребёнок:
  • имеет  неполные    представления  об  истории,  культуре,  традициях  русской  народной  культуры,
  • не  полно   рассказывает   об  увиденном,  не  совсем  понятно,  не  выделяя  главное;
  •  не  имеет  достаточный  объём  словарного  запаса;
  • сравнивая  различные  предметы,  допускает  неточности;
  • умеет  рассказать  о  том  или  ином  экспонате  с  помощью  взрослого..
  1.         уровень (низкий).   Он  предполагает,  что  ребёнок:
  • не   имеет      представлений  об  истории,  культуре,  традициях  русской  народной  культуры,
  • не  может    рассказать   об  увиденном;
  • объём  словарного  запаса  очень  скудный;
  • самостоятельно  не  может  сравнивать  различные  предметы  только  с  помощью  взрослого.
  • не  может  рассказать  о  том  или  ином  экспонате.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Цель данной работы заключается в  реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как одно из ведущих направлений работы современной дошкольной организации»

Формирование патриотического сознания одна из важнейших проблем современного общества, это процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Массовая культура не ориентирует детей в нравс...

Круглый стол. Представление педагогического опыта работы дошкольной организации "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Необходимость преемственности, на сегодняшний день, между дошкольными группами и школой несет большую значимость, как в целом, так и вопросе патриотического воспитания. Преемственность дошкольны...

Статья на тему "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Формирование патриотизма и патриотического чувства по приобщению ребёнка к культуре родного города — результат длительного воздействия на человека с раннего возраста. Основным основополагающим ф...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...