Проект "Зачем нужны пчелы?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Наша задача – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных, нетерпимо относиться к бессмысленному их уничтожению.
«Нужны ли пчёлы? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о пчёлах, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_temu_zachem_nuzhny_pchely.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
2-я региональная естественно-практическая конференция для обучающихся старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений «Мир глазами ребенка»
Научно-исследовательская работа на тему:
«Зачем нужны пчелы?»
Естественно-научное направление (живая природа)
Выполнил воспитанник МДОУ ВМР «Детский сад № 20 « Островок»
г. Вольска Саратовской области»
Мидонов Александр Венедиктович подготовительная группа
научный руководитель
Мидонова Светлана Борисовна,
Воспитатель МДОУ ВМР
«Детский сад № 20 « Островок»
г. Вольска Саратовской области»
(тел.8845935-77-93)
г. Вольск- 2019 г.
Аннотация
Данная работа состоит из трёх глав. В 1 главе «Жизнь пчел» рассказывается о том, где и как живут пчелы, как добывают мед.
2 глава знакомит нас ролью пчел в природе и в жизни человека.
В главе «Мои опыты и наблюдения» представлены практические материалы по проведённым исследованиям.
Содержание
Аннотация | 2 |
Введение | 4 |
Глава 1. Жизнь пчел
| 5 6 |
Глава 2. Роль пчел в природе и в жизни человека. 2.1. Значение пчелы в природе. | 7 |
2.2. Значение пчел в жизни человека. | |
Глава 3. Мои опыты и наблюдения | 8 |
Заключение | 9 |
Список используемой литературы | 11 |
Введение.
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Саша и я хочу вам представить свой проект «Зачем нужны пчелы?»
Каждое лето с раннего возраста я отдыхаю у бабушки с дедушкой в деревне в Ульяновской области. А когда в конце лета возвращаюсь в свой любимый детский сад «Островок», делюсь с ребятами своими впечатлениями и фотографиями об отдыхе. Это уже стало традицией в нашей группе. У дедушки с бабушкой большое хозяйство, в том числе и пчелы. Я часто помогаю деду ухаживать за пчелами с малых лет. Увидев мои фотографии рядом с пчелами, да еще с оттёкшим глазом после укуса пчелы (случилось первый раз в этом году за 6 лет моей жизни), ребята начали задавать вопросы: «Зачем твой дедушка держит пчел, да еще так близко с домом, ведь пчелы сильно кусаются? Тебе не страшно так близко подходить к пчелам?»
Подобные вопросы заставили меня рассказать ребятам о пользе пчел для окружающих и для природы в целом, об их жизни, а для этого пришлось обратиться за помощью к энциклопедиям и интернет – ресурсам. Так и начался наш краткосрочный проект, который заинтересовал ребят всей группы и мы уже все дружно стали собирать информацию.
Актуальность моей работы очевидна: многие ребята боятся пчёл и считают их опасными и вредными насекомыми. В своей работе я хочу рассказать, как и где живут пчёлы, в чём их польза, как пчёлы делают мёд, какие еще пчелиные продукты используются человеком и в каких отраслях, как в домашних условиях определить качество меда.
Перед собой я поставил цель исследования: доказать ребятам неоценимую роль пчел на земле, так как считаю, что пчелы – это необходимое звено в большой экологической цепочке, которое заботится о нашей природе, а продукты пчеловодства являются природным лекарством и источником витаминов.
А также я поставил задачи:
- Провести анализ литературы и интернет - сайтов по теме;
- Познакомить ребят с жизнью пчел и как они добывают мед;
- Выяснить, какую пользу приносят пчелы, как применяют мед и другие продукты пчеловодства в быту, промышленности;
- Провести опыты с медом по определению его качества, познакомиться с его полезными свойствами.
Гипотеза: ребята смогут осознать, какую неоценимую пользу приносят человеку пчёлы и продукты пчеловодства и перестанут видеть в пчелах только «вредных насекомых», которые больно кусают.
Методы:
1.Чтение и анализ литературы (интернет-сайтов) по теме;
2. Наблюдение;
3.Частично – поисковый
Глава 1. Жизнь пчел.
1.1. Удивительные насекомые – пчёлы.
Из энциклопедии я узнал, что пчёлы – это насекомые величиной 1,5 – 2 см. В мире насчитывается около 30 тысяч видов пчел. Ближайшими родственниками ее являются осы и муравьи. Есть пчёлы дикие и домашние.
Дикие пчелы — насекомые свободные, оттого и живут там, где им вздумается. Нередко они находят для себя пристанище в расщелинах земли. Но чаще всего жилищами для пчел служили дупла старых деревьев и выдолбленные в живых деревьях искусственные дупла - борти. А люди, которые занимались собирательством меда в Древней Руси, назывались бортниками. О том, что пчелиные гнёзда — ценная добыча, люди знали уже в каменном веке. Поэтому они усердно охотились за ними, чтобы добыть мёд и воск, хотя это было делом опасным и трудным. В современном мире дикие пчелы стоят на пороге вымирания и занесены в Красную Книгу.
1.2. Пчелиная семья.
Пчелы – древнейшие насекомые. Самый распространенный вид пчел – обыкновенная пчела или пчела медоносная (она была одомашнена около 6 тыс. лет тому назад). Это единственные насекомые на Земле, прирученные человеком. Пчёлы живут семьями. Семьи домашних пчел живут в специальных домиках – ульях, которые построил человек. В каждой семье есть родители и дети. Гармоничная семья состоит из:
- мамы (матки) - единственной полноценной самки,
- десятков тысяч рабочих пчел детей (медоносных пчёл),
- сотен трутней - пап.
В пчелиной семье каждый выполняет свою работу, необходимую для всей семьи. Работа не прекращается ни днем, ни ночью, не затихает ни на минуту.
Матка предназначена для откладывания яиц. Из оплодотворённых яиц развиваются рабочие пчёлы, а из неоплодотворённых – трутни. Матку легко отличить по внешнему виду от рабочих пчёл: она длиннее и больше их. В нормальной пчелиной семье матка одна. Питание она получает только от пчёл–кормилец, которые кормят её специальным молочком. Они чистят матку, ухаживают за ней, постоянно находятся рядом. Без матки семья существовать не может.
Летом в состав пчелиной семьи входят трутни. Они нужны только для оплодотворения матки. Трутни крупнее рабочих пчёл, но нектар они не приносят и осенью пчёлы их изгоняют из улья.
Основной состав семьи – это рабочие пчёлы. Они кормят и воспитывают личинок, строят гнездо, поддерживают в гнезде нужную температуру влажность, а главное, отыскивают и приносят нектар, который после упаривания превращается в мёд.
Пчёлы, в отличие от людей не умеют разговаривать. Но так как они живут не поодиночке, а огромным семейством, общения не избежать. Поэтому они изобрели свой способ общаться… при помощи танцев. Когда пчела-разведчик подходящую поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей находке своим товарищам. Сначала они привлекают к себе внимание, а потом начинают танцевать. Именно в танце она «рассказывает», где находится пища и как к ней добраться.
1.3. Как пчёлы делают мёд.
Как и все насекомые, пчёлы наиболее активны в утренние часы. После 9 часов утра, когда солнышко уже взошло и высушит росу, пчёлы всё активнее начинают летать с цветка на цветок. В хорошую погоду с 11 часов в саду стоит ровный мощный гул. Можно стоять рядом с пчелами, и они тебя не тронут, потому что заняты работой. Но если погода плохая, пчёлы очень злые.
За всю свою жизнь рабочая пчела производит лишь 3-4 кг мёда. А живет пчела в летний период всего 30-40 дней. Чтобы собрать литр меда, пчеле нужно облететь около миллиона цветков. Мед получается из цветочного нектара. В древние времена нектар называли "душой цветков". Пчела садится на ароматный и красивый цветок и берет с него своим хоботком крошечную капельку нектара. Нектар смешивается со слюной пчелы, и он превращается в мед, как говорит мой дедушка - происходит "волшебство". В специальные углубления на задних лапках пчёлки собирают пыльцу, смачивают её нектаром и тоже несут домой. Он имеет в своём составе очень много воды. Возвратившись в улей, эта пчела передает свою капельку нектара пчеле-приемщице. Каждая пчела в улье выполняет свою работу. Есть пчелы «уборщицы» – они следят за чистотой, «кормилицы» – обеспечивают матку специальным маточным молочком, есть «няньки» - кормящие личинки, «строители». Дальше пчелы убирают из этой капельки нектара лишнюю воду - они машут крылышками и подсушивают будущий мед, перекладывают мёд из ячейки в ячейку. По мере созревания мёда, ячейки пчёлы запечатывают восковыми крышечками. А чтобы мед хранился долго, пчелы добавляют туда маленькую капельку своего лечебного яда.
Далее, после созревания мёда в ячейке, пчеловоды - пасечники достают рамки и ставят в медогонку - это большая кастрюля с лопастями для выкачивания мёда из рамок…..
1.4. Устройство пасеки
Пасека — это специально обустроенная территория, на которой содержатся разнообразные сооружения для искусственного выращивания медоносных пчёл. Это означает, что на пасеке предусмотрены так называемые домики (улья) в которых пчёлы могут активно расти, развиваться и давать свою продукцию.
Перед тем, как построить пасеку, сначала нужно выбрать подходящее для неё место. Для этого может подойти практически любая местность. Естественно, рядом должны быть объекты опыления и добычи мёда, и также источник воды. Ульи, с целью предохранения от влаги, стоит размещать на расстоянии полуметра от земли.
Так как у моего деда не так много ульев, он их расположил в саду перед домом, где много плодовых деревьев и кустарников, декоративных цветов, а также грядок с овощами. Позади дома находится негустой лес, где пчелы так же могут собирать нектар.
В зависимости от времени года, в улье от 60 до 120 тысяч пчел. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам, как свою визитную карточку или пропуск.
Глава 2. Роль пчел в природе и в жизни человека.
2.1. Значение пчелы в природе.
Какое значение имеют пчелы в природе? Роль пчел в опылении растений просто огромно – это их главная работа в природе. Всего за один полет пчела опыляет больше 100 растений: плодовых, лекарственных и ягодных культур. Она собирает нектар, которым питается ее потомство, и во время перелета с цветка на цветок, пчела переносит на теле и лапках пыльцу для опыления. Данный процесс повышает урожайность растений и увеличивает количество растений на Земле.
Таким образом, другие живые организмы обеспечены пищей растительного происхождения, да и количество кислорода увеличивается. Поэтому если количество пчелиных семей на планеты уменьшится, то могут исчезнуть больше 20 000 видов растений.
Так же пчелы ведут борьбу с вредными насекомыми. Выбирая весь нектар из цветов, пчелы-труженицы лишают других насекомых средств к существованию. Также они косвенно повышают плодородие почвы – увеличивая количество растений из семейства бобовых, тем самым участвуют в обогащении земли азотом и восстанавливают структуру почв.
Без этих насекомых не существовало бы таких растений как: орех, хлопчатник, арбуз, огурец, свекла, черника, виноград, вишни, брокколи, морковь, сельдерей, капуста, лук, груша, яблоко, абрикос, папайя, авокадо, кокосовые орехи, лимон, клубника, лайм и манго, так как пчелы - их главные опылители.
2.2. Значение пчел в жизни человека.
Пчелы показали себя не только как прекрасные опылители. Это единственные насекомые, которые производя продукты для человека — мед, пергу, воск, пыльцу, прополис, пчелиный яд, маточное молочко и многое другое.
Натуральный мед, производимый пчелами, признан самым вкусным и популярным подсластителем в природе. Мед используют и как лекарственное общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы средство. Он обладает антибактериальным, бактерицидным, противовоспалительным действием. Его применяют для лечения ран и ожогов. Когда у меня болит горло, мама часто дает мне горячее молоко с медом. Также мед используют в косметологии и кулинарии.
Прополис - это пчелиный клей, которым пчелы заделывают щели в улье. У прополиса приятный аромат, горьковатый вкус. Установлено, что прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек. Лечебные свойства прополиса: обезболивающее, противозудное, противомикробное, тонизирует организм, повышает иммунитет, укрепляет эмаль зубов, обезболивает и размягчает мозоли. На основе прополиса делают настойки, мази, кремы.
Воск пчелиный вырабатывается восковыми железами пчелы. Выделяют его только молодые пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Пчелиный воск находит применение в медицине и косметологии. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов. Также воск используют в быту. На основе воска делают свечи, цветные карандаши, вощенную бумагу (для выпечки), средства по уходу за обувью и мебелью (защищают от влаги, придают блеск), натирание металлических инструментов воском защищает их от коррозии.
Пчелиный яд - это своеобразный продукт жизнедеятельности пчел, весьма древнее целебное средство. Пчелиный яд прозрачен, имеет резкий запах, напоминающий запах меда, горький и жгучий вкус. В последнее время в медицине стали применять уколы на основе пчелиного яда, а также мази для втирания. Лечебное действие: противовоспалительное, обезболивающее, противомикробное. Повышает иммунитет, снижает холестерин в крови.
Маточное молочко вырабатывается молодыми рабочими пчелами и предназначается для кормления личинки, из которой развивается молодая матка, и самой матки. Маточное молочко в свежем виде представляет желеобразную массу, которое содержит микроэлементы и витамины. Лечебное действие: повышает аппетит, стимулирует рост волос, улучшает память и зрение, повышает иммунитет.
Перечисленные продукты являются лекарственными препаратами с мягким действием, поэтому их связывают с процветанием, здоровьем и долголетием. Даже существует направление неофициальной медицины, связанное с использованием продуктов пчеловодства – апитерапия. Правда, сначала нужно определить для себя, нет ли на эти продукты аллергии.
Глава 3. Мои опыты и наблюдения
Медицинская сестра в детском саду рассказала нам, что мед очень полезен для детей, потому что в нем содержатся много нужных нам веществ и витаминов. Мед помогает нам лучше расти и не болеть. Рассказала, что детям, мед лучше кушать с кашей, фруктами, чаем. В день достаточно 1-2 чайные ложки. Но полезен только настоящий мед! С ребятами мы решили проверить качество меда, который получает мой дед от своих пчел.
Опыт № 1 «С медом и ложкой»
Если набрать мед ложкой, и последняя капля подтянется к ложке, значит мед – настоящий.
Вывод: В результате исследования последняя капелька подтянулась к ложке – мед настоящий. В меде дедушки я был уверен, и опыт это подтвердил.
Опыт № 2 «С медовой водой и йодом.
Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мед не настоящий (возможно в него добавляли крахмал или муку недобросовестные пчеловоды).
Вывод: В результате исследования вода стала просто темнее оттенком, не посинела - мед настоящий, дед никогда в мед ничего не добавляет.
Опыт № 3 «С медовой водой и уксусом».
Ход: Если в сладкую медовую воду капнуть уксус и вода зашипит – мед не настоящий (возможно в него добавляли меловую крошку недобросовестные пчеловоды, чтобы увеличить вес меда).
Вывод: В результате исследования вода не зашипела – значит, мед настоящий, не содержит примесей.
Опыт № 4 «Салфетка»
Ход: Капнуть ложку меда на салфетку и подождать 1-2 минуты – если есть водянистое пятно вокруг капли на салфетке – это не мед.
Вывод: вокруг нашего меда мокрого пятна не оказалось, мед настоящий и не содержит лишней влаги!
Опыт № 5 «С мёдом и кусочком хлеба.
Если в мед на некоторое время положить кусочек хлеба, и хлеб затвердеет – это настоящий мед. (Этот опыт мы решили провести не только в саду, но и каждый отдельно и определить, какой мед у каждого из нас дома.)
Вывод: Мед бывает ненастоящим, потому что у некоторых детей хлеб дома не затвердел.
После проведения опытов, ребята удостоверились в том, что мед настоящий и с удовольствием его попробовали. Спасибо деду за его настоящий и полезный мед! Он самый натуральный! Ребятам он очень понравился!
Заключение.
Медоносные пчелы - одно из самых удивительных чудес природы. Эти маленькие крылатые труженицы кропотливо собирают нектар, выделяемый цветками растений, превращая его в душистый, ничем не заменимый по питательности и по своим лечебным свойствам мед. От них также получают воск, прополис, пыльцу, пергу, маточное молочко и пчелиный яд, которые служат ценным сырьем для изготовления различных лекарственных препаратов, а воск и прополис широко используют и во многих отраслях промышленности.
Невозможно переоценить и ту пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами. Способствуют эти труженицы повышению урожайности многих сельскохозяйственных культур, что заметно сказывается на обеспечении людей продуктами питания.
Много интересного и поучительного мы узнали, пока готовили этот проект (посмотрели много фильмов, познавательной литературы). Мой папа сделал макет улья, чтобы ребята своими глазами могли увидеть, как устроено жилище пчел. А мой дедушка поделился продуктами пчеловодства ( мед, прополис, воск), и ребята не только увидели их, но и смогли попробовать их на вкус и почувствовать аромат. Многие ребята из моей группы даже заочно подружились с этими мохнатыми насекомыми. Пчёлы очень полезные насекомые. Мы с нетерпением будем ждать следующего лета, чтобы понаблюдать за этими труженицами и не будем их бояться! Постараемся посадить на клумбах как можно больше цветов. Мы выращиваем овощи, фрукты и другие сельскохозяйственные продукты – кушаем их и легко забываем, что только благодаря пчелкам они попали на наш стол. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы не допустить исчезновение пчёл, принять все возможные меры для их сохранения.
Наша гипотеза подтвердилась. Ребята моей группы осознали, какую неоценимую пользу приносят человеку пчёлы и продукты пчеловодства. Если мы будем беречь природу, умело использовать её дары – сможем жить без болезней долго и счастливо. Думаю, когда я вырасту, обязательно продолжу дело своего дедушки Бориса!
Постановка новых задач.
К сожалению, работая над проектом, мы наткнулись на грустную информацию о том, что с каждым годом количество пчел сокращается, и мы хотели бы узнать, какие факторы на это влияют. И это будет новая тема для продолжения нашего проекта. Так же нам стало интересно узнать, что пчелы своим поведением могут предсказывать погоду, а как, мы расскажем вам следующий раз!
Список используемой литературы
1. Все о пчеловодстве. Практические советы пчеловодам. Сост. А.С.Забоенко.- Донецк: ПКФ «БАО», 2000.
2. Мед щедрый дар природы. Оздоровительные рецепты. -СПб.:»Издательство «ДИЛЯ», 2004.
3. Буренин Н.Л., Котова Г.Н. Справочник по пчеловодству –М.: Агропромиздат, 1986.
4. Т.В. Вахонина. Пчелиная аптека. С-П.Лениздат.1992
5. Гребенников В.С. «Миллион загадок». Новосибирск «Западно-Сибирское книжное издательство» 1980.
6. Донцов В.В., Донцов И.В., «Лекарственные растения и продукты пчеловодства: целебные свойства лекарственных трав и меда» Нижний Новгород: Издательство «Флокс», 1992 г.
7. А.З. Злотин. Всё о пчёлах. Киев. Наукова думка.1990
8. Ивлев А. В чудесном мире пчел Л.,1988.
9. Шабаршов И.А. «Пчеловодство» Москва «Просвещение» 1996.
10. Новиков В.Б. Пчелы, цветы и здоровье. – М: ПРЕССА, 2005г.
11. Ю.А.Черевко, Г.А. Аветисян. ПчеловодствоАСТ Астрель.М.2003
12. А.В. Суворин. Пчёлы и пасека. Ростов- на – Дону. «Феникс». 2011
13. И.А. Шабаршов. В стране медоносных пчёл.М.ВО»Агропромиздат»1980
15. http://beesbible.blogspot.com/2007/12/blog-post.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что нужно и чего не нужно делать, чтобы воспитать человека"
Памятка для родителей...
Проект «Это нужно не мертвым, это нужно живым!»
- Формировать у детей любовь к своей Родине, гордость за ее героев, воспитывать чувство патриотизма.- Формировать представление о Великой Отечественной войне на основе изучения семейных реликвий о пра...
Почему теперь нужно готовить ребенка к школе, на сколько сегодня это важно и действительно ли нужно?
Мы живём в такое время, когда образовательная система предъявляет очень высокие требования к будущим первоклассникам. Сейчас уже недостаточно снабдить ребёнка букварем, ручкой и линейкой - он должен б...
конспект организованной образовательной деятельности на тему "Правила нужно знать, правила нужно соблюдать"
Показать детям в игровой форме основные правила безопасности на улице. Формировать навык внимательного и осознанного поведения на улице. Закрепить знания детей о местах опасных для детских игр, о прав...
Сценарий патриотического мероприятия для старшего дошкольного возраста «Это нужно не павшим, это нужно живым!»
Сценарий патриотического мероприятия для старшего дошкольного возраста«Это нужно не павшим, это нужно живым!»Актуальность:, Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня од...
«Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»
Любой здравомыслящий человек скажет «ДА. КНИГИ НУЖНЫ»! Отрицать книгу и чтение – значит отрицать человеку самого себя, ведь речь – это один из немногих признаков, отличающих на...
Праздник посвященный Дню Победы "ЭТО НУЖНО НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!"
Праздник посвященный Дню Победы"ЭТО НУЖНО НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!"Цель: Осознание детьми причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему....