«Ах, Африка» (конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

стадниченко татьяна викторовна

Ознакомление детей подготовительной к школе группы с растительным и животным миром Африки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ах, Африка»

(конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе)

Ход занятия:
- Ребята, скажите какое время года сейчас? (зима)
Да, за окном зима, мороз, холод, а мы сегодня отправимся с вами в очень жаркую страну и нам станет тепло и весело.
Ребята, а попробуйте сами найти Африку на карте. СЛАЙД
(Показ детей)
А, что это (глобус), а давайте посмотрим есть ли Африка на глобусе? (есть)
Посмотрите, а что это вокруг нее синего цвета? (Вода)
-А как нам до нее добраться? На чем нам туда можно поехать? (на корабле)
-Послушайте какой есть хороший стих про Африку
“Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”.

Ученые, изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета.
Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?
Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.
Африка делиться на пустыню, тропики, саванну. 
Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)
Совершим небольшую прогулку по пустыне. СЛАЙД
- Посмотрите, что вам напоминает пустыня? Похожа она на море?
- вот эти небольшие возвышенности похожие на холмы называются барханы. Здесь дуют горячие ветра, и песок как - бы перетекает с одного места на другое. 

- А еще ребята в пустыне годами не бывает дождей.
Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
Воспитатель: Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. СЛАЙД
Как же они обходятся без воды? (ответы)
У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли.
Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая глубоко под землей).
Кажется, в пустыне не может быть животных.
Но есть одно очень выносливое животное которое живет в пустыне, послушайте мою загадку и отгадайте, о ком она?
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд) СЛАЙД
Верблюда называют кораблем пустыни.
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля)
Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. 
Почему им не жарко в пустыне?
(Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей).
Когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.
Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. 
Давайте отправимся дальше.
Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации). СЛАЙД
Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады
Ребята, давайте отдохнем на берегу озера! (да)
Ребята, пустыня осталась позади.
Впереди - Африканская саванна  СЛАЙД
Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Называются они Баобабы. СЛАЙД
Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.
Что за царь зверь?
Это– лев. СЛАЙД
 Ребята, лев может быть незаметным, так - как он прячется  среди желтой сухой травы.
Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.
Как же животные спасаются от хищников? Например  “Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра). СЛАЙД  (быстро бегают)
Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру.
Что делать зебре? (защищаться)
Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.
Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются.
- Посмотрите кто это ?
“Тут входит голову задрав 
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав 
А потому, что он …(жираф) СЛАЙД
В саванне живет самое высокое животное на земле.
Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги).
Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом.
Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: 
“И петь не поет
И летать не летает…
За что же народ 
Его птицей считает?” (Б.Заходер)
Кто же это? (страус) СЛАЙД
Почему же его считают птицей? (у страуса есть крылья, но служат ему украшеньем).А еще у страусов есть одна интересная особенность он когда боится прячет голову в песок.
“Есть очень много рогачей 
В зоопарке и в лесу 
У всех рога на голове 
А у него лишь на носу”(носорог) СЛАЙД
Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. 
А что у него на лбу? (рог)
А вот Африканские гиганты.
Узнали вы их? (слоны) СЛАЙД
Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).
Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет).
Мы были в пустыне, были в саванне, теперь побываем в тропиках. СЛАЙД  В тропиках живет много обезьян, почему? СЛАЙД  ( да правильно обезьяны живут в тропиках потому, что там растет много деревьев, пальм, кокосовые, банановые, финиковые. Обезьяны прыгают, лазают по деревьям, перепрыгивают с пальмы на пальму, цепляясь за лианы. У них очень интересная и веселая жизнь.
Это – Килиманджаро. СЛАЙД (показываю на карте). В переводе с языка народов Африки, сверкающая гора, а как вы думаете почему? В солнечных лучах она сверкает.
Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо.
“А по реке плывет бревно
Ох, и злючее оно
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит…” (крокодил) СЛАЙД
-В Африканских реках водится много крокодилов. Они подстеригают свою добычу в воде. Когда зебры, антилопы подходят к водопою, они на них набрасываются. Крокодилы очень сильные животные.
По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы.
Ну, что засиделись? Давайте немного отдохнем?

Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф 


(руки вверх, потягивание).
У меня над головой 


(наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист 


(руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места). 

Дид. игра «Подбери слово»
Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый)
А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).
Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)
Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)
У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)
У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)
Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул)
Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда..(вырыл)
И передвигаются все по-разному.
Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)
А носорог? (ходит)
А черепаха? (ползает)

ИТОГ:
Скажите, понравилось вам путешествие?

Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна.
В Саване  есть гигантские деревья – баобабы.
Африка – это царство холода.
Ну, что ребята молодцы!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».

Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. "В лес по грибы".

Дети поехали в лес по грибы. В лесу их встретила Белка, которая познакомила со съедобными и несъедобными грибами....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе "В лес по грибы"

Дети едут в лес по грибы Белка знакомит их со съедобными и несъдобными грибами....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему «День знаний. Школа»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширять представления детей о праздниках, познакомить с праздником День Знаний, его содержанием. Продолжать учить рассматривать сюжетную картину, вести диалог по ее соде...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...