конспект занятия "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательное занятие для детей средней, старшей группы в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vozduh.odt | 14.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Воздух — невидимка»
средняя группа 4-5 лет.
Цель: Познакомить детей в ходе исследовательской работы со свойствами воздуха, его значением для жизни на земле; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны, расширить представление детей о значимости воздуха в жизни человека.
Развивать способность делать умозаключения, анализировать.
Сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, воображение. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, природе.
Задачи:
Образовательные:
Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
дать представление о том, что воздух обладает свойствами(невидимый, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
способствовать формированию у детей познавательного интереса;
обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Развивающие:
Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Предварительная работа: Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактическая игра «Живое-неживое». Беседы из цикла «Земля-наш общий дом», чтение познавательной литературы; изготовление бумажных корабликов.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- тазики – «море» для корабликов
- салфетки бумажные (по количеству детей);
- веера (по количеству детей);
- апельсин.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня у нас будет очень интересное занятие. Мы с вами будем изучать загадочное вещество. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками. Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
"Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!"
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: А как вы думаете что такое воздух?
Дети ............
Воспитатель: Правильно - это то, чем мы с вами дышим. Вот сейчас мы поиграем с вами в игру «Дышит или не дышит». Я буду называть предметы или явления, если они дышат, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то сидите тихо. Готовы?
Дети:...........
Воспитатель : (перечисляет: дерево,насекомые, окно, люди,стол, животные, цветы, камень …)
Молодцы, ребята, все были внимательны. А как вы думаете, в помещении детского сада есть воздух? Чтоб это увидеть и доказать мы превратимся в маленьких учёных и отправимся в лабораторию. Ребята а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Лаборатория - это помещение где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правила поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать и находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки. Готовы! Вместе со мной произносим слова: " Вокруг себя мы по вернёмся, раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся."
Ребята, как вы думаете, мы видим воздух?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, невидимый, прозрачный. Воздух всегда вокруг нас, чтоб его увидеть надо его поймать. (Опыт №1: с полиэтиленовым пакетом)
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: А внутри человека есть воздух? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Дети подходят к столам и садятся на стульчики.
(Опыт № 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.)
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные! (пускаем мыльные пузыри)
Воспитатель: Воздух есть внутри предметов: мыльные пузыри, воздушные шарики, спасательный круг, надувные матрасы, шины в автомобиле и др. Пуская мыльные пузыри, мы доказали, что воздух занимает место, он не имеет формы, а принимает форму предмета, в котором находится.Лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится много, и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку.
Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? Через что?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем , как дышат наши носики. (встали и подышали через нос).
Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А сейчас проведем опыт с салфеткой, чтобы доказать, что воздух есть и он движется. (Опыт №3: с бумажной салфеткой).
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 4. С веером.(раздаю веера)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем!
Игра « Кораблики»(дети подходят к тазикам с водой)
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Физкультминутка:
Мы сидели, мы устали, воздух дружно изучали,
А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись, хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.
Всем друзьям мы улыбнулись, наклонились, раз и два, чтоб не болела голова.
И закончили зарядку тихо, тихо сели за столы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, мы чувствуем запах цветов, продуктов, запах дождя? Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза.
Опыт №5: с апельсином (дети закрыли глаза, режу апельсин, дети нюхают воздух)
Воспитатель: Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.Давайте это проверим и поиграем в игру "Не дышу"( дети закрывают нос и рот и пытаются не дышать).
Опыт 6. «Не дышу»
Воспитатель: Вот видите,вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Нам с вами нужен чистый воздух и мы должны его беречь.
А как вы думаете, отчего засоряется воздух?
Д: ……
Воспитатель: Воздух загрязняют заводы и фабрики. Машины загрязняют воздух выхлопными газами. Загрязняют атмосферу лесные пожары. Люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.
Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Д: Не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах.
Посадить как можно больше цветов, деревьев, потому что деревья очищают воздух, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Чем больше зелени на земле, тем чище воздух!
Воспитатель: А теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Встанем потихонечку.
Вокруг себя обернемся, немного пройдёмся и в детский сад вернёмся .
Ребята, где мы с вами сегодня были? О чём говорили?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: говорили о воздухе, о свойствах воздуха. Воздух какой?
Дети: (ответы детей)
Как много мы сегодня узнали о воздухе!
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать
Воздух легче воды и он есть внутри пустых предметов и даже внутри людей;
Без воздуха ничто живое не может жить;
А ещё мы узнали, что воздух не пахнет, но может передавать запахи;
Ещё мы узнали, что такое ветер! Ветер - это движение воздуха.
Через нос проходит в грудь
и обратно держит путь,
он невидимый, но всё же
без воздуха мы жить не можем.
В: Посмотрите ребята, у нас на столе есть грустные и веселые смайлики, если вам занятие понравилось, то возьмите весёлый смайлик, а если нет, то грустный .
Ребята, а я вам приготовила сюрприз. Но чтобы получить сюрприз надо отгадать загадку.
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет- любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Правильно! Это воздушный шар! Держите ваш сюрприз. А сейчас давайте с вами попрощаемся с нашими гостями и пройдём в группу. Ребятам пора на прогулку, гулять на свежем воздухе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....