Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Путешествие в прошлое» во второй младшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях с использованием малого фольклора.
Задачи: Познакомить детей с русской избой – жилищем крестьянской семьи.
Вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, люлька и др.), народным играм и русскому фольклору.
Обогатить словарь детей народными пословицами, потешками, новыми словами.
Развивать связную монологическую речь.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Образовательная область: Речевое, познавательное, сольно-коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ,
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
«Путешествие в прошлое»
во второй младшей группе воспитатель МКДОУ ЦРР- детский сад №10 г. Россошь Прядеина Тамара Геннадьевна
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях с использованием малого фольклора.
Задачи: Познакомить детей с русской избой – жилищем крестьянской семьи.
Вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, люлька и др.), народным играм и русскому фольклору.
Обогатить словарь детей народными пословицами, потешками, новыми словами.
Развивать связную монологическую речь.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Образовательная область: Речевое, познавательное, сольно-коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Методы и приёмы:
Словесный (рассказ, беседа, чтение стихов, потешек, песен, вопросов)
Наглядный (рассматривание русской избы, старинных вещей)
Практические (дидактическая игра «Что было, что стало»)
Материалы и оборудования: Проектор, ноутбук, магнитофон, аудиозапись рус. нар. песен, мини, видео из мультфильма «» – музей: «Русская изба» с предметами быта (печь, ухват, чугун, старинная посуда, сундук, самовар). Игрушки: петушок, котик-Васька, противень с оладушками, оладушки в миске.
Предварительная работа: из солёного теста оладушки.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Звучит русская народная мелодия, воспитатель с детьми входят в «русскую избу», образуя круг.
I.Организационный момент.
Дети, в какой стране мы живем? (В России) ЭКРАН
В каком городе? Какие дома у нас в городе? (высокие, многоэтажные)
А я приглашаю вас отправиться со мной в деревню. Посмотрим, какие там дома.
Садитесь на лошадок, и отправимся в путь.
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке на одной ножке
В старом лапоточке по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в ямку бух!
Ой, смотрите, вот белочка сидит.
Сидит белочка в тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке сестричке,
Воробью, синичке
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Вот какая заботливая белочка, всех угостила и про ребят не забыла. Она и для вас приготовила орешки, вот только они у неё рассыпались из корзины. Давайте поможем ей их собрать.
Проводится игра «Соберём орешки в корзинку».
Белочка нам дарит орешки, и мы отправляемся в путь.
Воспитатель: - Пусть наши лошадки пасутся на лугу, а мы с вами пойдём пешком.
Большие ножки идут по дорожке (руки на поясе колени высоко поднимаем).
Маленькие ножки бегут по дорожке (на носочках бегут) 2 раза.
На экране изображение деревенских домов.
Воспитатель:
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет? (давайте постучим) песенка «Пальчиками постучим»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Раздаётся громкий стук.
Мы орешками стучим,
В гости мы попасть хотим.
Раздаётся голос петушка. (МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА)
Воспитатель: - А вот и петушок нас встречает.
Дыхательная гимнастика «Петушок»
И.п, стоя прямо, ноги врозь, руки опустить.
Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «Ку-ка-ре-ку» 2раза. Дети входят в избу.
Воспитатель: - Проходите, садитесь (дети садятся)
Русь издавна славилась добротой своей, русский народ сложил много пословиц о добре, давайте вспомним:
- Жизнь дана на добрые дела.
-Добро желаешь, добро и делай.
Воспитатель: - А вы знаете, что когда хозяева построят новый дом, первого впускали кого? Правильно Петушка.
А для чего?
-Петушок клюёт зёрнышки и склюёт всё плохое, а добро оставит.
Воспитатель: - А когда гости приходят, как говорят хозяева? (нарядить детей мальчика и девочку)
- Гость на порог, хозяину в радость.
-Для дорогого гостя и ворота настежь.
На проекторе многоэтажные дома, деревенские избы. Картинка как носили на коромысле воду.
Воспитатель: - В деревне нет многоэтажных домов, а стоят маленькие избы.. По воду люди ходили на реку или брали воду из колодца. Не было газа, света даже не было.
- А что же люди делают, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).
- Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь (показывает печь). Посмотрите ребята. На ней готовили еду. А топилась печка дровами, бросают их в печку, поджигают, дрова горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.
- Ребята, а у кого в доме есть такая печка? - Как нет?
А на чём Ваши мамы готовят?
Воспитатель: - Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы.
-А давайте с вами, в печке, испечём оладушки?
Ладушки, ладушки, хлопают в ладоши.
Испечём оладушки. ладошкой оладушку круговое движение.
На окно поставим. изображают окно.
Остывать заставим. руки полочкой, пальчиком указательным.
Немного погодим. руки полочкой перед собой
Всем оладушек дадим. небольшой поклон приветствия, руки вперёд.
(воспитатель ставит в печь оладушки).
- Пока оладушки будут выпекаться, мы продолжим экскурсию по русской избе.
-Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился, в чугунке варили кашу, каша получалась рассыпчатая. (Показать детям, как ухватом вынимали чугунок из печи).
. Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»
- Ещё печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. Печь, тёмными вечерами, освещала избу. А ещё на печи можно было погреться. (Мяукает котик игрушка).
Вот и наш котик забрался на печь погреться.
Воспитатель: - Вот он наш котик. (Игрушка кота).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Небывалой красоты,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котик в огород –
Всполошится весь народ:
И петух и курица
С деревенской улицы.
Воспитатель: - Давайте поиграем с котиком?
игра: «Кошка»
Есть у нашей кошки –лапки. (поглаживание рук)
А на лапках цап-царапки (пальцы коготками вверх-вниз)
Целый день она хлопочет (скребём коготками по коленям)
Коготки свои всё точит,
Наточила и в кровать.( Спим)
Мяу-мяу надо спать.
Мышки в норочке сидят (смотрим сквозь кулак)
Мышки в щелочку глядят.
Кошку увидали, сразу убежали (спрятали ручки за спинку).
(слышится плач ребёнка, воспитатель берёт на руки малыша)
Воспитатель: Посмотрим, кто же плачет в колыбельке Для маленьких деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, им пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы)
Как их надо петь? (тихо, медленно, ласково). Давайте покачаем малыша, и споём ему колыбельную.
Баю –баю - баеньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке,
Будет в них сынок ходить,
Наши валенки носить (положили малыша в колыбельку).
Воспитатель: - В русской избе шкафов и шифоньеров не было совсем. Где же русские люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. Их делали прочными, в них и вещи хранили, на них и спали.
Подводит детей к столу на столе самовар, глиняная посуда и деревянные ложки.
Воспитатель: - Подойдём к столу и рассмотрим, что же стоит на нём. (Садятся за круглый стол) Эта та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины.
А это Самовар. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель: - Ой, ребята, оладушки, наверное, уже готовы, достаёт и ставит на стол.
Рефлексия: - Куда мы с вами приехали?
Где побывали?
Что вам понравилось? (изба, домашняя утварь,, игра, песенка и т.д)
Воспитатель: - А нам пора возвращаться, в детский сад. Я предлагаю вам полететь на воздушном шаре., а оладушки возьмём с собой.
Скажем гостям – Милости просим к нам на оладушки! (дети улетают)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Бусы для Зимы» для второй младшей группы
Задачи: Формировать представления детей о свойствах льда (холодный, прозрачный, тает в теплой воде). Формировать представления детей о правилах поведения на открытых водоемах в зимни...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Мебель" во второй младшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группыТема: «Как у людей появилась мебель» Интеграция о...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе«Путешествие по русским народным сказкам» ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в волшебный лес» во второй младшей группе
Данная НОД направлена на закрепление представлений детей о последовательности времён года, о сезонных изменениях присущих тому или иному времени года, о правилах по...
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в осенний парк» во второй младшей группе.
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в осенний парк» во второй младшей группе Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию для второй младшей группы группы.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе по теме "Транспорт"...
- Мне нравится (4)