"Удивительный мир -лес!"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Дементьева Ольга Вячеславовна

Занятие направлено на уточнение и расширение представлений детей о лесе, растительном и животном мире; сформировать у детей представление о взаимосвязях обитателей леса – растений и животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_les.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №17

комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Удивительный мир – лес!»

Подготовила и провела:

Воспитатель Дементьева О. В

Санкт-Петербург

2020

Задачи:

Образовательные:

- уточнить и углубить представление детей о лесе, растительном и животном мире; формировать у детей представление о взаимосвязях обитателей леса – растений и животных.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Развивающие: развивать умения составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия; закрепить понятия: хищники и травоядные.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Демонстрационный материал: Плакат, с изображением леса, хвойного, лиственного, смешанного.

Раздаточный материал: карточки с изображением деревьев. Картинки с изображением леса, хвойного и лиственного в виде пазлов. Небольшие карточки, с изображением животных, птиц и насекомых леса.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В.Бианки «Сова»; чтение произведений Е.Чарушина «Заяц, «Лиса», «Волк»

Материал: магнитная доска, картинки с изображением животных, птиц, насекомых, дидактические карточки «С какой ветки детки», карточки «Найди и обведи», карточки «Пищевые цепочки», запись звуков леса. Два подноса.

Словарная работа: лесные цепи, равновесие, питание.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в особенный, прекрасный мир – лес! Мир, который в первую очередь состоит из деревьев. А какие деревья растут в лесу? Как они называются? (липа, клен, ель и др.) Какие из этих деревьев хвойные? (ель, сосна, кедр) Правильно, это всё хвойные деревья. Почему их так называют? (у них есть хвоинки) Скажите, какие виды деревьев вы знаете? (лиственные и хвойные)

Липа, осина, тополь, клен – к какому виду относятся эти деревья? (к лиственным) Почему их так называют – лиственные деревья? (Потому что у них на ветках листья) Назовите лиственные деревья. (липа, осина, тополь клен) Да, все деревья разделяются на лиственные и хвойные.

Как назовем лес, в котором растут липы, березы, клены, осины? (лиственный лес) Лес, в котором растут ели, называют ельником. Там, где растут только сосны – сосновым бором. А еще их можно назвать хвойными лесами.

Кроме лиственных и хвойных бывают   смешанные леса. Как вы думаете, какие деревья растут в таких лесах? (и лиственные, и хвойные)

Сейчас мы будем с вами лесничими и вырастим хвойный и лиственный леса. Здесь вместо поляны с елочкой должен вырасти хвойный лес. А здесь, на поляне с кленом – лиственный лес. Возьмите карточки с изображением деревьев и положите на нужную поляну. Там же вы найдете и их деток – листья и семена. У кого сложился пазл? Какое дерево у тебя Саша, Сережа, Ангелина? Какой лес вырастили вы, ребята? (лиственный) А у вас? (хвойный) Скажите одним словом: кедр, ель, сосна –это…… (хвойные) В чем отличие лиственных деревьев от хвойных? (у лиственных – листочки, а у хвойных - иголочки) Возьмите карточки с изображением деревьев определите, в каком лесу оно должно расти в лиственном или хвойном. Будьте внимательны при выполнении задания. Ну а теперь проверим выполнение задания, если все деревья растут в правильно лесу, то деток с ваших деревьев вы найдете на полянке, каждый в своем лесу. А теперь переверните пазлы, если пазлы одного цвета, то задание выполнено правильно, если нет, то значит это ошибка. Давайте прислушаемся к звукам наших лесов. Тихо, кажется, что здесь кроме деревьев никого нет. Прислушайтесь, и лес откроет нам свои секреты. (звукозапись звуков леса) Что же вы услышали? (дует ветер, поют птицы, падают шишки) В лесу живет много разных обитателей. И они прислали нам гостинцы (из-под дерева достаю корзинку) Хотите узнать, что там? А вот посмотреть мы сможем, если правильно выполним задания. Определять мы будем на запах, на вкус, на ощупь. Достаю из корзинки коробочку с надписью «угадай на вкус» один ребенок с закрытыми глазами пробует на вкус яблоко. (аналогично определяют на запах орехи, на ощупь – груши, шишки.  Как вы думаете, кто прислал вам эти подарки? Какие животные прислали нам гостинцы? (белка, медведь, ежик, заяц) Да, в лесу живут разные виды лесных обитателей.  Например, белка и заяц – травоядные они питаются растениями, волк и лиса – хищники, они охотятся на более мелких обитателей леса, а ежик и медведь – всеядные: они едят и растительную пищу, и мелких животных. Кто запомнил, какие животные травоядные? (заяц, белка) К какому виду животных относятся лиса и волк? (это хищники) Почему ежа и медведя называют всеядными? (потому что медведь и еж едят и растения, и мелких животных)

Пройдите, пожалуйста, к столам и возьмите карточки с зеленой рамкой.  Перечислите кто нарисован у вас на карточках. (лось, волк, куница, белка, заяц, лиса) А теперь будьте внимательны! Первый ряд обведет маркером хищных животных, а второй ряд – травоядных. Гриша, каких животных ты обвел? Почему? (я обвел лося, белку и зайца, потому что они питаются растениями) Почему не обвел волка, лису, куницу? (потому что это хищник) А теперь немного передохнем и разомнемся.

У нас славная осанка

Мы свели лопатки

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята

И как мишка косолапый

И как серый волк – волчище

И как заинька трусишка.

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся.

Но кроме зверей в лесу живут насекомые и птицы и другие представители животного мира. Вот гусеница сидит на листе дерева. У нее одно дело - поедать листья. Вот мышка съела травинку, а тут под корой жук-усач грызет дерево. Не съедят ли они весь лес? Нет, не съедят. За ними много глаз присматривают. Вот синичка гусеницу цап – понесла в гнездо птенцов кормить. Дятел продолбил дырку в дереве и вытащил жука. За синицей и дятлом следят другие животные. Синицу и дятла ловят соколы, ястребы. И получается, что все жители леса друг от друга зависят. Ястребам не прожить без синиц, синицам без гусениц, а гусеницам без листьев. И всем вместе без леса. А зависимость жителей леса друг от друга называют - пищевой цепочкой. Возьмите карточки на подносках голубого и оранжевого цвета и выложите пищевые цепочки.

Солнце – шишка – белка – ласка

Солнце – береза – заяц – волк

Давайте проверим оранжевые карточки (выкладываю цепочку на магнитой доске): солнце светит, на хвойных деревьях растут шишки, белка грызет орешки, белку ловит ласка. А теперь проверим, как вы выложили цепочку на голубой карточке. (Ответы 1-2 детей)

Ребята скажите, а что произойдет, если вдруг исчезнут все деревья (зайцы останутся без пищи, и погибнут, а если не будет зайцев, то и волки тоже исчезнут). А если не будет волков? А если не будет зайцев? А если солнце не будет светить и обогревать? (рассуждения 2-3 детей)

В природе все взаимосвязано и важно, чтобы взаимосвязь сохранялась. Ведь все обитатели леса, являются важными и ценными членами лесного братства. Даже без маленькой гусеницы или хищного волка нарушается равновесие в природе. И очень важно чтобы человек сохранять равновесие в природе. Не засорял окружающую среду и бережно относился к животному и растительному миру.

Ребята, вот и подошла к концу наша прогулка по удивительному миру – прекрасному лесу! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Удивительный проект или Золушка всему причина.

проект экологической направленности...

конспект "Удивительное в камне"

Матриал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами камней...

Сценарий Новогоднего утренника для младших дошкольников с участием их любимого героя Лунтика "Удивительные оживления игрушек у Новогодней ёлки"

Дети под музыку входят в зал стайкой вместе с Ведущей. Ведущий говорит поздравления, пожелания….     «… итак начинаем наш Новогодний утренник»Вводная часть 1.С новым Годом по...

Презентация к ООД «Удивительный мир портретов». Текстовое оформление презентации к ООД «Удивительный мир портретов»

Материал, представленный на конкурс   «Художники – детям» по ознакомлению дошкольников с портретной живописьюНоминация  :«Презентации к ознакомлению с ...