конспект "Удивительное в камне"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Матриал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами камней
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnoe_v_kamne.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
познавательного занятия в старшей группе
Программное содержание:
Познакомить детей с понятиями «природные» и «искусственные» камни; дать представление о ювелирных качествах хризолита, свойствах гранита, мрамора их природном происхождении и роли в жизни человека. Дать информацию о строительных свойствах искусственного камня - кирпич; цели его изобретения. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Материал: образцы камней, шкатулка, образцы ювелирных украшений из хризолита, иллюстрации с их изображением; фотографии памятников, домов, набережных.
Предварительная работа чтение отрывков из произведений П Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце»
Ход
Воспитатель Ребята, я узнала, что с минуты на минуту, к нам в гости прибудет Хозяйка медной Горы. А вы знаете кто она? Где живет? (ответы детей)
По сказанию Хозяйка живет в недрах Уральских гор.(подвести детей к карте – показ).
В давние времена, когда иностранные послы и купцы посещали Россию, они поражались неслыханным богатствам нашей земли. Как вы думаете, каким ? (ответы детей). Наша земля всегда была богата природными ресурсами
( деревом, хлебом и др.) особенно славился богатством Урал( предложить детям самим показать его на карте). Он был богат камнем. В недрах Уральских гор находятся залежи разных видов камней.
Стук в дверь под музыку появляется Хозяйка медной горы.
Хозяйка – Здравствуйте, дорогие друзья! (дети приветствуют Х., садятся вокруг нее). Глубоко в Уральских горах мой дом, полон он разных камней – самоцветов, окружен каменными глыбами сказочной красоты. В кладовых моих есть камни для праздника, украшения и для жизни, без которых человек не может обходиться. Любой камень о себе может многое рассказать, нужно к нему только внимательно присмотреться. Привезла я вам шкатулку с моими сокровищами. Каждый камень в ней нужный, полезный; присмотритесь к нему и попробуйте о нем рассказать.
Х. достает хризолит, дети рассматривают его, передают из рук в руки.
- Как называется этот камень? (дает название).
- Как человек может использовать этот камень?
- Почему вы так считаете?
Х. Из хризолита человек научился делать украшения – кулоны, серьги, кольца, и др. ( показ предметов, иллюстраций). Как вы думаете, почему этот камень привлекает внимание людей? (ответы детей).
Х. Следующий камень в моей шкатулке тоже очень необычный и красивый, (достает мрамор, дети рассматривают его).
- Как называется этот камень?
- Как человек его использует?
- Почему вы так думаете?
Долгие годы формируется он в недрах гор. Человек очень любит этот крепкий камень. Люди делают из него памятники, колонны, камины, столы и др. (показ иллюстраций). К сожалению мрамор уже нечасто встречается в моих кладовых, а чаще всего люди находят другой очень крепкий камень ( достает гранит, дети рассматривают его).
- Как, вы думаете, как он называется ? (ответы детей)
- Это гранит. Для чего он нужен человеку?
- Почему вы так считаете?
Чаще всего люди делают из гранита памятники, фонтаны, набережные на реках
( показ иллюстраций).
Физминутка. ( дети под музыку «путешествуют в горы»)
Х. Я принесла вам маленькую частицу своих богатств. Скажите мне, какой камень вам запомнился, понравился больше всего и почему? (ответы детей)
Как выдумаете, какой из этих камней больше всего необходим людям? Почему?
( дети высказывают предположения).
Восп-ль Дорогая Хозяйка, мне кажется, что все эти камни необходимы человеку. Ведь они приносят людям пользу. Хризолит, мрамор и гранит украшают их жизнь каждый по - своему. Скажи, а много ли у тебя камней в Уральских горах?
Х. Много и разных, но с тех пор, как человек научился находить и обрабатывать камни, их становится все меньше.
В. Ребята, в шкатулке у Хозяйки медной горы собраны камни, которые появляются в природе сами, без участия человека. Такие камни называют «природные». Люди научились их находить, обрабатывать и применять. Но таких камней становится все меньше и меньше, человеку нужно бережнее относиться к использованию их в своей жизни. Поэтому люди сами научились делать камни на заводах и фабриках. Мы с детьми даже нашли несколько таких камней ( достает осколок кирпича). Хозяйка, ты знаешь, что это такое?
Х. Нет, я первый раз вижу такой камень. Что это? (дети помогают с ответом).
В. Это кирпич. Его изготавливают люди, поэтому этот камень называют
«искусственным». Ребята, расскажите Хозяйке, зачем нужен кирпич людям. (ответы детей, показ иллюстраций, фотографий).
Для того, чтобы изготовить такой крепкий и нужный камень, люди научились определять свойства камней, их особенности, коллекционируют разные камни и конечно же изучают. И мы с вами сегодня тоже узнали много нового от Хозяйки Медной горы. Ребята, что вам особенно запомнилось? Какой камень понравился и почему? (ответы детей).
Воспитатель предлагает сходить в краеведческий музей, где есть выставка камней, организовать в группе свой мини - музей камня.
Х.М.Г. дарит детям камни в их музей и обещает навестить детей и посетить их музей, прощается и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".
Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности....
Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».
Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней; познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение; воспитывать ...
Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...
Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"
Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...
Конспект НОД в подготовительной группе в рамках реализации музейного проекта «Музей камней Крыма» на тему: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ КРЫМА» с использованием опытно-исследовательской технологии
Целью данного занятия выступает ознакомление детей с разнообразием мира камней со всего Крыма и их свойствами....
Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"
Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экс-периментальной деятельности с камнем в группе раннего возрасте №2 Тема: «Волшебные камни»
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования...