Проект «Экологическая тропа в детском саду
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект «Экологическая тропа в детском саду
«Мир, окружающий ребенка, -
это,прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой »
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.
Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми-цикл экскурсий по экологической тропе.
Цель:
Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Задачи проекта:
-формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение; систематизировать и углублять знания детей о растениях, насекомых и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное отношение к природе.
Проект открывает возможность формирование собственного жизненного опыта и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
К работе проекта привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без её поддержки и положительного примера. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Ожидаемые результаты.
· Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
-Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
-Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
· Родители.
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
· Педагоги:
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Сроки реализации проекта: 2 месяца
Этапы создания и оформления тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Формы и методы работы на экологической тропинке:
• экологические беседы;
• экологические экскурсии;
• уроки доброты;
• уроки мышления;
• экологические кружки;
• экологические конкурсы;
• КВН, викторина «Поле чудес»;
• экологические акции;
• обсуждение и проигрывание ситуаций;
• трудовой десант;
• «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)
• клуб исследователей природы;
• лаборатория юного эколога;
• опытно-исследовательская деятельность
· физкультурно-оздоровительные мероприятия.
• коллекционирование;
• экологические выставки и экспозиции;
• экологические праздники;
• экологические игры (дидактические, имитационные; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
• экологические сказки;
• экологические тренинги;
• инсценировки, театрализации и т. д.
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:
1. «Фитобар»
Цель:. Знакомить детей с приготовлением чая на основе лекарственных трав,их пользе для укрепления организма.
2. «Цветочная мозайка(цветник).
Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений
3. «Тетушка Липа»
Цель: знакомить детей с сезонными изменениями липы. Закрепить знания детей о характерных признаках дерева. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.
4. Летняя лаборатория.
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.
(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)
5. «Наш огород».
(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
6. «Кустарники».
Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.
7. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
8 «Волшебный лес»(ель,клен,сосна,)
Цель: знакомить детей с сезонными изменениями Закрепить знания детей о характерных признаках деревьев. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.
9.Яблоня
Цель: знакомить детей с сезонными изменениями плодовых деревьев.
10. «Птичья столовая»
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц,формировать умения отличать зимующих и перелетных птиц,их значение в природе.
11. «Лекарственная поляна»
Цель :знакомство с лекарственными растениями,закрепление знаний и умений по уходу за ними.
12 . «Зона творчества»
Цель: развитие творческих способностей детей, умение запечатлеть увиденное в продуктивной деятельности детей, воспитание эстетической культуры.
13. «Зона релаксации»
Цель :предоставление возможности для психологической разгрузки.
В результате реализации проекта:
-повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
-реализовались новые инновационные технологии, отвечающие требованиям ФГОС.
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу.
По, моему мнению, экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
Постоянное общение с природой, выращивание цветов, уход за питомцами живого уголка, подкормка птиц в зимнее время - это необходимые условия выработки у детей заботливого и гуманного отношения ко всему живому. Ребята наблюдают за лесными тружениками - муравьями, слушают шелест листьев, пение птиц, кваканье лягушек.
Учим детей слушать "голос леса". Дети знают лесные ягоды, умеют различать съедобные и ядовитые грибы, знают много лекарственных растений. Педагоги используют различные формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию:
- экскурсии,
- экологические занятия,
- экологические игры, чтение литературы экологического содержания,
- опытническая работа,
- проведение ежегодных акции "Берегите первоцветы" и "Птицы - наши друзья".
Считаю, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
В работе с детьми широко используется поэзия, альбомы по временам года, таблицы, схемы. В детском саду много картин. Это пейзажи Шишкина, Левитана, Грабаря, Поленова и др. Педагоги используют серию картин "Диких и домашних животных". Собран наглядный материал по экологии.
Дети вовлекаются в разные мероприятия: "Путешествие в город ", "Осенний калейдоскоп", "Природа, Родина и мы" и другие.
В результате целенаправленной работы по формированию экологической культуры старших дошкольников произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах.
Выстроенная система работы способствует развитию экологического сознания дошкольников, уточнению и систематизации знаний об объектах и явлениях природы. Особое место в работе педагогов отводится формированию представлений об окружающем природном мире, навыков содержания и ухода за растениями и животными через трудовую, игровую деятельность, художественное слово, изобразительное искусство. Углубленная работа по данной проблеме способствовала достижению следующих результатов:
- удалось уточнить и систематизировать знания детей об объектах и явлениях природы;
- видна положительная динамика в изменении отношения дошкольников к окружающему миру, развитии экологической культуры, в формировании чувства малой родины и осознания себя частью большой страны, именуемой Родиной;
- расширился и обогатился словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ologicheskaya_tropa.docx | 162 байта |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
Проект "Экологическая тропа в детском саду"
В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической...
Летний проект "Экологическая тропа в детском саду "
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–р...
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений &m...
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проводился в старшей группе нашего детского сада.Знакомство детей с окружающе природной действительностью, поможет им полюбить а далее и созранить окружающий мир....
Экологический проект «Экологическая тропа в детском саду»
laquo;Охранять природу — значит охранять Родину».М. ПришвинЛюбовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к род...