Проект "Экологическая тропа в детском саду"
проект на тему

Цыпышева Светлана Андреевна

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 65 «Озорница»

Проект

«Экологическая троп» в детском саду

                                                                                             

                      Подготовила воспитатель:

Цыпышева С.А.

                         

г.Нижневартовск

2013 


Аннотация(слайд №1)

Данная работа  посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического,  психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно  просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.

Актуальность(слайд №2)

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.

   Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Введение.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.  В своей работе с детьми мы используем разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой – наглядные (наблюдения), практические (подвижные игры, дидактические игры, словесные игры), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты, экскурсии, прогулки, работа в уголке природе. Экологическая тропа - один из важнейших компонентов экологической развивающей среды. Она позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

      Экологическая тропа – это специально разработанный  или специально оборудованный маршрут в природу. При организации работы на экологической тропе важно использовать разнообразные формы и методы работы.

      Экологическая тропа поможет нам реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребенка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и охранять.

Данный проект открывает перед дошкольниками удивительный мир, сотканный из тайн, загадок и чудес, который ребенок сможет постичь с помощью взрослых. Деревья, цветы, травы, кустарники – это гости другого мира, который мы, взрослые, порой и не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением. А ведь вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребенок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или наоборот, возмущение. Подлинное искусство воспитателя состоит в том, чтобы ребенок видел мир сердцем.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к взаимодействию с миром природы.

Работу в рамках организации экологической тропы ДОУ необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществлять тесный контакт всех педагогов и воспитанников, а так же необходимо привлекать родителей, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа  должна располагаться по всему периметру ДОУ, что позволит всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Цель: (слайд №3)Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

  • Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления  об объектах    живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
  • Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
  • Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.
  • Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.  

Участники проекта: (слайд №4)

  • Воспитатели.
  • Дети всех возрастных групп.
  • Родители.

Этапы создания и оформления тропинки:

  1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической зоне(слайд №5), схемы в группах с учетом возрастных особенностях детей. (слайд №6) В экологической зоне может быть макет экологической тропинки, изготовленный вместе с детьми старшего возраста. (слайд №7)
  3. Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа. (слайд №8)
  4. Составление паспорта всех точек тропинки. (слайд №9)
  5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку, а также знаков – поведение в природе.
  6. Составление методических рекомендаций (перспективный план на все возрастные группы по каждой точке) по работе с детьми на каждой точке.

Видовые точки.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде   указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:

  • «Цветник» (слайд №10)

Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:

  • труд с детьми: посадка новых растений воспитателем, полив, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме;
  • наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
  • сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
  • беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)

  • «Птичья столовая» (слайд №11)

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

(«Птичий столб», поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – кормушки, скворечники.)

  • Летняя лаборатория. «Песочница» (слайд №12)

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)

  • «Альпийская горка» (слайд №13)

  • «Огород». (слайд №14)

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

 (Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)

  • «Метеостанция» (слайд №15)

Цель: развивать любознательность, желание наблюдать и изучать явления природы (осадки, направление ветра).

(Это специально организованное место, где будет собрано оборудование для наблюдений за погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т.д. Опыты используются наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний. В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей.)

  • «Березка русская» (слайд №16)

Цель: знакомить с взаимосвязями всех процессов, происходящих с берёзой. Дать представление о берёзовой роще, о подберёзовике, об их взаимосвязи; понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около берёзы.

  • «Осинка»

Цель: учить устанавливать связи между состоянием дерева и условием среды. Развивать наблюдательность, умение видеть изменения в разное время года.  Воспитывать бережное отношение к живой природе.

  • «Рябина красная» (слайд №17)

Цель: знакомить с взаимосвязями всех процессов, происходящих с рябиной. Развивать наблюдательность, умение видеть изменения в разное время года. 

(Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить). Воспитатель рассказывает о правилах обращения с растениями и их значении в природе.)

  • «Сладкая ягодка» (слайд №18)

Цель: обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека.

(Дошкольники исследуют листья и ягоды. Воспитатель рассказывает о правилах ухода за растениями и их значении в природе.)

  • «Уголок нетронутого леса» (слайд №19)

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев. Воспитывать чувство прекрасного.

(На лужайке в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) — это тоже объект для наблюдения детей.)

На участках можно оформить разнообразные клумбы для цветов. Примеры представлены на слайде. (слайд №20)

Формы и методы работы.

Экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. (слайд №21)

  • Образовательная деятельность по экологическому воспитанию  
  • Экологические экскурсии.
  • Уроки доброты.
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Экологические кружки.
  • Экологические конкурсы.
  • КВН, аукционы, марафон, викторина.
  • Экологические акции.
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций.
  • Трудовой десант.
  • Зеленый патруль.
  • Клуб последователей природы.
  • Лаборатория юного эколога.
  • Составление экологических карт.
  • Ведение «Панорамы добрых дел».
  • Ведение календарей природы.
  • Коллекционирование.
  • Экологические выставки и экспозиции.
  • Экологические музеи.
  • День (неделя) экологического творчества.
  • Экологические праздники и фестивали.
  • Экологические игры (дидактические, имитационные, игры-

моделирования экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т.д.).

  • Экологические сказки.
  • Экологические тренинги.
  • Инсценировки, театрализации и т.д.

Обсуждение и проигрывание ситуаций.

      Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.

      Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.

  • Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель расстроился такому поступку. Почему?
  • Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.
  • Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
  • Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т.д.

Коллекционирование.

Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы.

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»)

Коллекционировать можно все что угодно: запах, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для детей дошкольников тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные

 «Как?»; «Почему?»; «Отчего?».

Например, «Почему у елки зеленые иголки?», «Как дышит береза?», «Где ночуют птицы?»

Не следует забывать познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием им природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формирование у детей чувства природы.

Уроки доброты.

Проводится индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?», «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»;»Чем удивительна лягушка?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Экологические экскурсии – экспедиции (по территории ДОУ, СОШ).

Содержанием экскурсии может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельеф местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекции; исследовать растения, почву, воду в разных условиях.

Для экологических экспедиций требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш; папка для гербария; коробки; пакеты; фотоаппарат и т.д.

Результаты работы оформляются в виде альбома, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель их – ознакомление с придорожными явлениями, недоступные для наблюдения детям.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Практическая деятельность детей.

Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадки деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам.

Особое значение имеют акции, которые планируются раз в неделю. Например: «Санитарный день»; «Покормите птиц зимой». Совместно с родителями можно провести  акцию «Посади дерево»; «Субботник». 

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводится образовательная деятельность с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

Предполагаемые результаты: (слайд №22)

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети смогут различать  живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

  2. Дети будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

  3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

  4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи.

Вывод: (слайд №23)

  • Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.
  • Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
  • Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.
  • Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта: (слайд №24)

  • повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
  • улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
  • повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Работа в рамках организации экологической тропы ДОУ позволяет, не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические тропинки в детском саду

Здравствуйте дети! Здравствуй природа!Здравствуйте леса, реки, моря и озера, поля и горы. Здравствуйте птицы – соловьи, совы, воробьи, медведи, белки, волки!Если бы человек каждый день вот так з...

Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"

Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"...

Экологическая тропа в детском саду.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе....

Экологическая тропа в детском саду.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе....

Экологическая тропа в детском саду

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. ...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА В ДЕТСКОМ САДУ

ВОТ ТАКУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПИНКУ МЫ СОЗДАЛИ В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ. ДЕТИ ПУТЕШЕСТВУЮТ ПО НЕЙ С УДОВОЛЬСТВИЕМ....