Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
проект (старшая группа)

Бойко Марина Николаевна

Данный проект проводился в старшей группе нашего детского сада.

Знакомство детей с окружающе природной действительностью, поможет им полюбить а далее и созранить окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa_1.docx801.82 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Экологическая тропа в детском саду»

Составитель: воспитатель Бойко М. Н.

Актуальность:

Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Метод проектов позволяет приобщить детей дошкольного возраста к природоохранной деятельности, способствует формированию у них элементов экологической культуры.  

  Цель:                                                                                                                        Знакомство детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников способам охраны окружающей среды.

Задачи:                                                                                                                                   1.Дать детям представление о разнообразии растительного мира Краснодарского края на растениях ближайшего окружения;                                                                       2.Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;                                  3.Формировать знания о проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);               4.Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;                                              5.Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.

Участники: Группа воспитанников старшей группы педагог, родители.

Содержание: интегративный .

Продолжительность:    краткосрочный   2 недели  ( 2-3 недели мая)

Доминирующий вид:     комбинированный: познавательно - творческий.

Этапы проекта

I этап — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

II этап — собственно познавательно-исследовательский.

III этап — обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Предполагаемый результат:

    Дети узнают особенности природы родного края;

Дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе;

У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;

Дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

Этапы реализации проекта:                                                                                            1 этап — подготовительный

Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей.

Подбор методической и художественной литературы по теме.

Разработка методических материалов: подготовка перспективного и тематического  планов проекта.

Подготовка иллюстративного и презентационного материала по теме.

Подготовка необходимых средств детской изобразительной деятельности.

Подготовка аудио записей по теме.

Подготовка и составление планов и конспектов активной  работы с детьми  на каждой точке тропы.

Реализация проекта по видам изучения.

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

Цветник

Деревья и кустарники

Птицы

Луг; травы и насекомые.

Перспективный план по маршруту экологической тропы.

Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

«Цветник»

- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Многолетние и однолетние

цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула.

«Кустарники»

«Деревья»

закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Сирень;

шиповник;

берёза;

кипарис;

клён;

калина

ива.

«Птицы»

-углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;

-сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к птицам.

Птицы:

голуби,

воробьи,

дрозд краснодарский

трясогузка

Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.

«Луг»

-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

-дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;

- воспитывать чувство бережного отношения к  природному сообществу луга.

Цветы:

мать-и-мачеха, одуванчик,

анютины глазки

клевер

лютик

Травы,

насекомые.

     2 этап реализации проекта. Содержательный.

Тема

Активная деятельность

Задачи

Цветник

Наблюдение «Вестники весны »

Познавательная беседа «Первоцеты в цветниках»

Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны Дать представления о первоцветах, учить определять их по описанию

Слушание музыки; «Вальс цветов»

Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений

Дидактические игры « Узнай цветок по описанию», «Где растет»

Закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря

Изготовление коллажа  «Цветочная поляна»

Обучение детей передавать  характерные особенности цветов, используя технику аппликации, оригами.

Развитие воображения

Деревья и кустарники

Наблюдение за деревьями и кустарниками. Беседа о том, что происходит в их жизни весной.

Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках

Дидактические игры: «К дереву беги», «С какого дева листок»

Закрепление знаний о деревьях

Придумывание сказки «О дереве»

Развитие связной речи, активизация  словаря и словаря признаков

Рисование «Деревья нашего участка»

Обучение детей создавать изображения деревьев и кустарников, передавая особенности их внешнего вида

 Птицы

Наблюдение «Птицы нашего участка». Беседа «Роль птиц в природе»

Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят

Дидактические игры «Летают, бегают и плавают», «Кто как кричит», «Перелет птиц»

Закрепление и систематизация знаний детей о птицах.

Чтение рассказа «Лесные домишки»  В. Бианки

Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли

Коллективная лепка «Птичий базар»

Развитие умения лепить птиц, передавая особенности их внешнего вида

Луг; травы и насекомые

Наблюдение за травянистым покровом  и насекомыми лугового участка.

Развитие словарного запаса детей, связной речи. Обучение детей умению различать растения по характерным признакам внешнего вида. Узнавать и называть насекомых.

Лекарственные травы

Учить различать и называть лекарственные травы участка

Просмотр презентации «Насекомые нашего края»

Дать представления о видовом многообразии насекомых и их роли в природе.

Чтение рассказа «Как муравьишка домой спешил» Бианки В.

Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.

Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники.

Рисование «На лугу»

Развитие творческих способностей по теме: «Насекомые», «Лекарственные растения»

    3 этап. Итоговый.

Направление  

Активная деятельность

Задачи

Познавательное развитие

Итоговое путешествие по экологической тропе.

Обобщение  знаний по проекту «Экологическая тропа. Формирование устойчивого интереса к живой природе.

Работа с родителями

Оформление родительского уголка фотоматериалами проекта.

Ознакомление родителей с решением задач экологического воспитания в детском саду.

Литература ;

1.Николаева С.Н. «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада. Мозаика-Синтез 2010г.

2.Соломенникова О.А. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез 2006г.

3. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Мозаика-Синтез 2010г.

4. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка в детском саду.69 учебно-методический комплект. Рыжова-М  Линка 2015- 272 с.21

5 Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.. Экологические загадки, стихи , игры. М ВАКО 2005-240с. (Дошкольники; учим, развиваем, воспитываем).

6. Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. Соколова Л.А. , детство-пресс 2014 – 80 с.

7. Интернет ресурс.

ПРИЛОЖЕНИЕ                                               

C:\Users\user\Pictures\20220512_105114 - копия.jpg     

C:\Users\user\Pictures\20220524_110522.jpg

C:\Users\user\Pictures\20220527_110046.jpg

C:\Users\user\Pictures\20220527_161256.jpg

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

Данный материал будет полезен для старших воспитателей, зам. по ВМР       ...

Экологическое воспитание – экологическая тропа в детском саду семинар–практикум

Экологическое воспитание – экологическая тропа в детском садусеминар–практикум...