Город мастеров
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Эльвира Максимовна

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о народных промыслах Нижегородского края.

Задачи: вызывать интерес и желания добывать сведения о народных промыслах нашего края, развивать умение классифицировать элементы разной росписи (городецкая, хохломская, семеновская); воспитывать активность, самостоятельность и инициативность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zantyatie_gorodetskaya_rospis.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Город мастеров».

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о народных промыслах Нижегородского края.

Задачи: вызывать интерес и желания добывать сведения о народных промыслах нашего края, развивать умение классифицировать элементы разной росписи (городецкая, хохломская, семеновская); воспитывать активность, самостоятельность и инициативность.

Материалы: выставка предметов городецкой, хохломской и семеновской  росписи, гуашь, кисти, шаблоны ваз, тарелок; банки с водой, тряпочка.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие в город мастеров. Вы хотите?

Ответы детей: Да.

- Город мастеров – это город волшебства и творчества. А попасть туда может только тот, кто знает пословицы и поговорки о труде.

Ответы детей:  Глаза страшатся, а руки делают.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Умение и труд все перетрут.

Всякое умение трудом дается.

- Молодцы, ребята! Теперь мы с вами можем отправиться в путешествие.

(Воспитатель и дети подходят к мини-музею «Изделия народных промыслов». На столе лежать игры по нижегородским промыслам, на доске – выставка репродукций).

- Посмотрите, ребята, вот какой дивный город встал перед нами. Милости просим в город мастеров. Здесь есть на что посмотреть. Наш нижегородский край славится золотыми руками умельцев.

1 –ый ребенок.

Загадаю я загадку.

Кто скорей найдет отгадку?

Резные ложки и ковши

Разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут чудесной красоты.

Блестят они, как золотые,

Или солнцем залитые…

Воспитатель: Что за изделие, какой росписи?

Ответы детей: Это изделие хохломской росписи.

Воспитатель: Молодцы, правильно!

2-ой ребенок.

Как волшебница Жар-птица,
Чародейка, мастерица –

Золотая хохлома,

Не сведи меня с ума!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Посмотрите, как сверкают

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Зорь червонные лучи

Древнесуздальской парчи.

3-ий ребенок.

Из липы доски сделаны

И прялки, и лошадки,
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.

Там тих скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

4-ый ребенок.

 Славный город Городец –

Всем русским промыслам венец,
Умельцы прялку расписали,
Роспись ту городецой назвали.

Потом дощечки, хлебницы, игрушки

Раскрасили на диво мастера,
Где птицы – символ счастья,
А кони – знак богатства и добра!

Воспитатель:  Городец – старинный город. Окружающие его  леса являлись основой для развития производства и промыслов. Городецкие мастера любили красоту. Это и развило стремление украсить декоративной резьбой и росписью дома, внутренне убранство  избы. В районе Городца были развиты гончарное, золотошвейное производство, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка и кружевоплетение.

С большим искусством вырезали здесь пряничные доски для выпечки знаменитых городецких пряников.

В основе городецкой росписи лежит отказ от предварительной разметки. Мастера сразу наносят кистью основной фон и основные формы росписи. Каждый мастер выполнял роспись в своем индивидуальном стиле. Образца у них не было. Фантазию мастера никто не ограничивал. Работа был длительной и трудоемкой. Одним из основных законов городецкой росписи – ни один мастер не повторял работы другого.

Городецкая роспись развивалась как искусство оформления плоских поверхностей. Она не нуждается в тепловой обработке и это позволяло мастерам использовать широкую палитру красок.

- А какие цвета преобладают в городецкой росписи?

Ответы детей: розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, ярко-красный, вишневый, зеленый, коричневый.

- Какие основные элементы входят в состав городецкой росписи?

Ответы детей: Бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы, листья, кустики, гроздья винограда, фазаны, птицы волшебного сада, конь вороной.

-

Воспитатель: Современная городецкая роспись перешла на масляные краски. Большая плотность цвета, яркость усиливается обязательно лакировкой изделия. На фабрике «Городецкая роспись» изготавливается и расписываются множество  предметов прикладного искусства – игрушки и детская мебель, посуда, скамеечки, панно, сувениры, разнообразная кухонная утварь. На фабрике работают талантливые мастера, которые продолжат традиции старых мастеров. Содержание сюжетов основано на темах народного творчества: пословицах, поговорках и сказаниях, т. е работы близки к русскому фольклору.

- Ребята, вы хотите стать мастерами городецкой росписи?

Ответы детей: Да.

- Тогда возьмите, пожалуйста, тоненькие кисточки, свои заранее раскрашенные предметы  (вазы, тарелки) и начинаем их  расписывать.

Дети начинают работать.

После занятия подводится итог.   Работы детей рассматриваются и оформляется выставка «Мы – городецкие мастера».

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».

Нетрадиционная форма работы с родителями....

Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».

Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...

Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»

Знакомство детей  подготовительной группы с народными  промыслами, с историей их возникновенияАктуальность:1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном ...

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»...