Город мастеров
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о народных промыслах Нижегородского края.
Задачи: вызывать интерес и желания добывать сведения о народных промыслах нашего края, развивать умение классифицировать элементы разной росписи (городецкая, хохломская, семеновская); воспитывать активность, самостоятельность и инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zantyatie_gorodetskaya_rospis.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Город мастеров».
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о народных промыслах Нижегородского края.
Задачи: вызывать интерес и желания добывать сведения о народных промыслах нашего края, развивать умение классифицировать элементы разной росписи (городецкая, хохломская, семеновская); воспитывать активность, самостоятельность и инициативность.
Материалы: выставка предметов городецкой, хохломской и семеновской росписи, гуашь, кисти, шаблоны ваз, тарелок; банки с водой, тряпочка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие в город мастеров. Вы хотите?
Ответы детей: Да.
- Город мастеров – это город волшебства и творчества. А попасть туда может только тот, кто знает пословицы и поговорки о труде.
Ответы детей: Глаза страшатся, а руки делают.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Умение и труд все перетрут.
Всякое умение трудом дается.
- Молодцы, ребята! Теперь мы с вами можем отправиться в путешествие.
(Воспитатель и дети подходят к мини-музею «Изделия народных промыслов». На столе лежать игры по нижегородским промыслам, на доске – выставка репродукций).
- Посмотрите, ребята, вот какой дивный город встал перед нами. Милости просим в город мастеров. Здесь есть на что посмотреть. Наш нижегородский край славится золотыми руками умельцев.
1 –ый ребенок.
Загадаю я загадку.
Кто скорей найдет отгадку?
Резные ложки и ковши
Разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут чудесной красоты.
Блестят они, как золотые,
Или солнцем залитые…
Воспитатель: Что за изделие, какой росписи?
Ответы детей: Это изделие хохломской росписи.
Воспитатель: Молодцы, правильно!
2-ой ребенок.
Как волшебница Жар-птица,
Чародейка, мастерица –
Золотая хохлома,
Не сведи меня с ума!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Посмотрите, как сверкают
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Зорь червонные лучи
Древнесуздальской парчи.
3-ий ребенок.
Из липы доски сделаны
И прялки, и лошадки,
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там тих скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
4-ый ребенок.
Славный город Городец –
Всем русским промыслам венец,
Умельцы прялку расписали,
Роспись ту городецой назвали.
Потом дощечки, хлебницы, игрушки
Раскрасили на диво мастера,
Где птицы – символ счастья,
А кони – знак богатства и добра!
Воспитатель: Городец – старинный город. Окружающие его леса являлись основой для развития производства и промыслов. Городецкие мастера любили красоту. Это и развило стремление украсить декоративной резьбой и росписью дома, внутренне убранство избы. В районе Городца были развиты гончарное, золотошвейное производство, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка и кружевоплетение.
С большим искусством вырезали здесь пряничные доски для выпечки знаменитых городецких пряников.
В основе городецкой росписи лежит отказ от предварительной разметки. Мастера сразу наносят кистью основной фон и основные формы росписи. Каждый мастер выполнял роспись в своем индивидуальном стиле. Образца у них не было. Фантазию мастера никто не ограничивал. Работа был длительной и трудоемкой. Одним из основных законов городецкой росписи – ни один мастер не повторял работы другого.
Городецкая роспись развивалась как искусство оформления плоских поверхностей. Она не нуждается в тепловой обработке и это позволяло мастерам использовать широкую палитру красок.
- А какие цвета преобладают в городецкой росписи?
Ответы детей: розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, ярко-красный, вишневый, зеленый, коричневый.
- Какие основные элементы входят в состав городецкой росписи?
Ответы детей: Бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы, листья, кустики, гроздья винограда, фазаны, птицы волшебного сада, конь вороной.
-
Воспитатель: Современная городецкая роспись перешла на масляные краски. Большая плотность цвета, яркость усиливается обязательно лакировкой изделия. На фабрике «Городецкая роспись» изготавливается и расписываются множество предметов прикладного искусства – игрушки и детская мебель, посуда, скамеечки, панно, сувениры, разнообразная кухонная утварь. На фабрике работают талантливые мастера, которые продолжат традиции старых мастеров. Содержание сюжетов основано на темах народного творчества: пословицах, поговорках и сказаниях, т. е работы близки к русскому фольклору.
- Ребята, вы хотите стать мастерами городецкой росписи?
Ответы детей: Да.
- Тогда возьмите, пожалуйста, тоненькие кисточки, свои заранее раскрашенные предметы (вазы, тарелки) и начинаем их расписывать.
Дети начинают работать.
После занятия подводится итог. Работы детей рассматриваются и оформляется выставка «Мы – городецкие мастера».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».
Нетрадиционная форма работы с родителями....
Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».
Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...
Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»
Знакомство детей подготовительной группы с народными промыслами, с историей их возникновенияАктуальность:1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном ...
Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»
Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»...
Презентация Дополнительное образовательная деятельность воспитанников в подготовительной группе "Город мастеров" кружок "Пластилиновые мастера"
Основной материал-пластелин, а основным инструментом в пластилинографии является рука....
Дополнительное образовательная деятельность воспитанников в подготовительной группе "Город мастеров" кружок "Пластилиновые мастера"
Развитие мелкой моторики рук и развитие речи....