«Детское экспериментирование – путь к познанию»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Бажутова Юлия Сергеевна

сообщение на тему: "Детское экспериментирование - путь к познанию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Сообщение «Детское экспериментирование – путь к познанию»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, является одной из составляющих. Как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе.

Работая в дошкольном учреждении, я всегда стремлюсь искать новые подходы для интеллектуального развития дошколят. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы, диктуют выбирать более эффективные средства воспитания и обучения.

Я считаю, что одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно- образное мышление, экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным способностям.

В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в раннем возрасте практически единственный способ познания мира.

Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска, и «деятельным», т.е. ребёнок должен понимать, что он делает, как он это делает и для чего (чтобы получить новые знания). Ребенок может сам провести опыт, который не получился, но отрицательный результат тоже результат.

Экспериментирование проводится в ООД, в совместной и самостоятельной деятельности. Опыты с природным материалом, совместная и самостоятельная деятельность на прогулке позволяет дошкольнику лучше познать окружающий мир. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной и творческой личности.

Технология экспериментирования является одной из составляющих области познавательное развитие, которая предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале и др.), о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей. Об особенностях её природы.

Во ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагается построение общеобразовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

С малышами проводила наблюдения, игры: «разноцветная вода», «Тонет – не тонет», «Птичьи пёрышки», «Песочные струйки», «мыльные пузыри», «Хрустальные льдинки» и т. д.

В старшем возрасте – это познавательно-исследовательская деятельность, а именно: исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

С детьми среднего возраста провожу игры, наблюдения, эксперименты по следующим разделам: жидкость, свойства воды; воздух и его свойства; песок, глина, почва,; дерево, железо, бумага, резина, стекло, пластмасса; свет, отражение света; цвет, смешение цветов, что такое радуга; звук, магнит и его свойства; увеличительное стекло.

Начиная с простейших схем выполнения опыта(2-3 действия) у детей развивается логическое мышление, умение пользоваться более сложными операционными картами. Это умение является одним из основных в технологии экспериментирования, т.к. оно учит будущего школьника ставить перед собой цель, планомерно и последовательно двигаться к её достижению. Технология экспериментирования учит ребёнка анализировать последовательность выполненных действий, делать выводы, фиксировать полученные результаты.

Умение работать в команде сверстников, договариваться, отстаивать своё мнение является одной из составляющих области социально-коммуникативное развитие.

В результате спланированной организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. У детей развиваются такие качества личности, как: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность, целеустремлённость.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование - путь к познанию.

Подвести детей к пониманию то­го, что воздух не­видим, прозрачен....

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Проект " ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА"

В проекте отображается совместная деятельность воспитанников с воспитателем. Как путем практического экспериментирования происходит путь к познанию нашего мира....