Проект экспериментально-исследовательской деятельности «Ее величество - электричество».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель исследования.
Изучить причину образования статического электричества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_s_elektrichestvom.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Проект
экспериментально-исследовательской деятельности
«Ее величество - электричество».
Занимательные опыты со статическим электричеством
Автор: Морскова Т.А.
2020 г.
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участник проекта: дети старшей группы
Актуальность.
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т.д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но мы знаем, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но как его можно получить мы не знаем. И поэтому решили поближе познакомиться с образованием этой энергии, а называется оно - статическим.
Цель исследования.
Изучить причину образования статического электричества.
Объект исследования: статическое электричество.
Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.
Гипотеза исследования.
- Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов.
- Все ли вещества электризуются.
- Что в воде электроны свободно перемещаются.
Задачи исследования.
- Узнать, что собой представляет статическое электричество.
- Выяснить причину возникновения статического электричества.
- Узнайте о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.
Методы исследования:
- Подумал сам.
- Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».
- Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».
- Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
- Спросил у родителей и воспитателя.
- Провел исследование, эксперименты, опыты.
- Освоил «занимательные» фокусы.
Этапы исследования.
Этапы | Цель | Методы |
1 этап Теоретическое исследование проблемы | Выяснить: - что такое статическое электричество; - причины возникновение статического электричества. | - подумать самому; - просмотр мультфильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы»; - просмотр научно-познава-тельных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука»; - просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей; - спросил у родителей и воспитателя. |
2 этап Практическое исследование проблемы | Выяснить: - какой материал, при трении может электризоваться; - причины возникновение статического электричества; - все ли вещества электризуются; - а в воде электроны свободно перемещаются. | - опыты, эксперименты; - моделирование; - наблюдение; - анализ; - сравнение. |
3 этап Практическое использование результатов исследования. | - выступление перед ребятами группы «Занимательные фокусы» - с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Золушка» и др. - показ компьютерной презентации «Электричество…» | - демонстрация фокусов. |
1 этап. Теоретическое исследование проблемы.
Что такое статическое электричество и
причины возникновение статического электричества.
Что же такое статическое электричество? Чтобы ответить на этот вопрос мы изучили интересные научные журналы, рассматривали иллюстрации. Просмотрели детские передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука». И вот что узнали.
Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.
Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.
Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).
А если одним из объектов, между которыми перескакивают электроны, являетесь вы, то вы почувствуете легкий «удар». Молния, между прочим, представляет собой гигантскую электрическую искру, электрический разряд в результате накапливания статического электричества в туче во время грозы.
2 этап. Практическое исследование проблемы.
Чтобы понять, как получается статическое электричество необходимо провести опыты. Подобрали опыты и необходимый материал. И приступили к интересным исследованиям.
- Опыт «Статическое электричество»
Цель. Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используете в быту.
Материал и оборудование:
Два воздушных шарика
Головные волосы
Алюминиевая банка
Шерстяная ткань
Начинаем эксперимент:
Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти. Поднесём их друг к другу. Что происходит?
Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит?
Положим алюминиевую банку на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит?
В первом случае воздушные шары будут отталкиваться друг от друга.
Во втором случае шарик будет притягивать наши волосы к себе.
В третьем случае банка будет катиться за шариком. Как это произошло?
Протирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно. (Приложение 1)
- Опыт «Понятие об электрических зарядах»
Цель: посмотреть, что будет в результате контакта между двумя различными предметами, возможно разделение электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
- Опыт «Танцующая фольга»
Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Материал и оборудование:
Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).
Ножницы.
Пластмассовая расческа.
Бумажное полотенце.
Начинаем эксперимент:
Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?
Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
- Опыт «Прыгающие хлопья»
Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?
В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
- Опыт «Поможем Золушке».
Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Чайная ложка молотого перца.
Чайная ложка соли.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
- Опыт «Ожившие волосы».
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал.
Расческа
Шерстяной шарф
Начинаем эксперимент:
Берем расческу и трем ею о шерстяной шарф, дотрагиваемся до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Почему так происходит?
Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.
Теперь мы знаем, что такое статическое электричество и как оно образуется. И подтвердили гипотезу о том, что не все вещества электризуются и что в воде электроны свободно перемещаются.
А знания и умения можно применить при показе друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Поможем Золушке», «Живые волосы».
Использованная литература.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007
- Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания, д/гуверн. и родит. Детство-пресс.2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)
В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...
Проект экспериментально – исследовательской деятельности «Вода – её значение и свойства».
Проект экспериментально – исследовательской деятельности «Вода – её значение и свойства». ...
Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством
Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участник проекта: Корогод Марк ...
Проект экспериментально-исследовательской деятельности «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Краткосрочный исследовательской - творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»Что я слышу – забываю.Что я вижу – я помню.Что я делаю – я пони...
Творческий проект экспериментально-исследовательской деятельности «Как извергается вулкан» (подготовительная группа)
Дети самостоятельно создадут искусственный макет вулкана путем опытно - экспериментальной деятельности «Извержение вулкана»....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Его Величество - Электричество» (подготовительная группа)
Познакомить детей с электричеством и правилами безопасногообращения с ним....
Проект экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Отправляемся в страну Эксперименталию»
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейших проблем современности.Детское экспер...