Проект в старшей группе «Птицы прилетели, весну принесли»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Фоменкова Татьяна Александровна
Проект в старшей группе «Птицы прилетели, весну принесли»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ptitsy_prileteli_vesnu_prinesli.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ                              

 «Птицы прилетели, весну принесли»

  • Тип проекта: творческо-информационный.
  • Вид проекта: средней продолжительности.
  • Тип проекта: информационно-творческий.
  • Продолжительность проекта: 2 недели (6 марта  — 17 марта 2017г.).
  • Участники проекта: дети  старшей разновозрастной группы — 11 человек; воспитатель группы; родители.
  • Возраст детей: 5-7 лет  (старшая разновозрастная  группа).
  • Форма работы: индивидуальная, групповая.

Актуальность:

Проблема: недостаточное представление у детей о временах года.

С развитием информационно-коммуникационных технологий и в условиях повышенной занятости родителей дети ограничены в общении с природой и социумом, и имеют слабые представления о мире природы, о процессах, происходящих в определённые времена года, что значительно искажает картинку окружающего мира.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОО расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в весенний период, о весенних праздниках и историей их возникновения.

В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Планирование детской деятельности в режимных моментах, свободной деятельности, занятий в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» в ходе реализации проекта помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Просыпается весной природа…».

Задачи проекта:

  • Расширить представления о сезонных изменениях в природе (просыпание природы от зимнего сна, появление почек, первой травы, увеличение светового дня, прилёт птиц с юга и т.п.), о труде людей весной.
  • Расширить и углубить знания о жизни птиц и животных в весенний период.
  • Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к природе.
  • Продолжать учить детей формулировать причины всех весенних изменений.
  • Развивать у детей, любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно — творческой деятельности
  • Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
  • Познакомить с весенними праздниками, приметами.
  • Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.
  • Разучить стихотворения русских поэтов о весне.

Предполагаемые результаты:

  • Расширение представлений о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной.
  • Расширение и углубление знаний о жизни птиц и животных в весенний период.
  • Обогащение словаря детей.
  • Усовершенствование умения подбирать существительные к прилагательному, синонимы, антонимы, способности сочинять оригинальные рассказы, пересказа литературных произведений.
  • Повышение уровня умений интонационной выразительности речи и темпа, умения передавать различные эмоции.
  • Накопление опыта передачи различных образов в рисунке.

Этапы проекта:

1 этап – организационный.

Получение сведений о первоначальном уровне знаний на тему «Признаки весны», выявление «пробелов» в этой области. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. Методическое обеспечение проекта. Подбор художественной литературы.

Интервьюирование детей на тему «Признаки весны»(6.03.2017)

Беседа «Перелетные птицы» (6.03.2017)

Беседа: «Весенние месяцы» (6.03.2017)

Создание развивающей среды в групповом помещении для реализации проекта;

2 этап – практический.

Что было проведено:

Образовательные области Виды детской деятельности

Игровая деятельность Д/и «Времена года» (7.03.2017, 16.03.2017).

Физическое развитие П/и с правилами «Перелет птиц»(7.03.2017г.), «Ручеек» (7.03.2017), «Скворцы и кошка» (14.03.2017, 16.03.2017).

Физминутки «Лесная лужайка», «Дерево».

Познавательное развитие Занятия «Птицы прилетели – весну принесли» (6.03.2017),  «Беседа о весне» (17.03.2017).

Художественно – эстетическое развитие «Изготовление кормушек» (8.03.2017).

Работа с календарём погоды – развивать наблюдательность.

Наблюдение:  предложить детям понаблюдать за птицами.  Какие птицы прилетали  к нам на участок? (6.03.2017).

Наблюдение за деревьями (7.03.2017), за таянием снега, обратить внимание на более освещенные места (16.03.2017).

Упражнение «Кто весной к нам прилетит» — закреплять знания о перелетных птицах (14.03.2017).

Рассматривание книги «Времена года» (6.03.2017).

Д/у «Назови перелетных птиц» (17.03.2017).

Социально-коммуникативное развитие Занятие «О чем поют птицы весной» (15.03.2017), «Первоцветы» (16.03.2017).

Ситуативный разговор с детьми: «Осторожно – сосульки/снег с крыши» (13.03.2017).

Д/и «Назови весенние месяцы» (15.03.2017)

Сл. /и «Назови ласково» (8.03.2017), «Я знаю 5 признаков весны» (10.03.2017).

Речевое развитие «Весна. Перелетные птицы» (8.03.2017г.).

Беседа «К нам весна пришла, радость принесла» (7.03.2017г.), «Птицы весной птицы» (10.03.2017г.).

Игры «Времена года»(7.03.2017г.), «Загадки о птицах» (8.03.2017, 13.03.2017), «Загадки о весне» (9.03.2017г.), «Пословицы и поговорки о весне» (14.03.2017).

Г.Скребицкий «Весна» (15.03.2017), Чтение Я.Аким «Апрель» (8.03.2017г.),  А.Барто «Веревочка» (10.03.2017). «На лесной полянке», «Март, апрель, май»(16.03.2017).

Художественно-эстетическое развитие Рассматривание картин Левитана «Весна»(9.03.2017г.), «Грачи прилетели» (14.03.2017).

Аппликация «Грачи» (9.03.2017), Аппликация «Сосульки»(16.03.2017).

Рисование: «Весенние цветы» (7.03. 2017г.).

3 этап – заключительный.

Проведение итогового занятия «Беседа о весне» (17.03.2017).

Результаты проекта:

  • Знания детей о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной расширились.
  • Знания детей о жизни птиц и животных в весенний период расширились.
  • Словарь детей пополнился новыми словами.
  • Накопление опыта передачи различных образов в рисунке.
  • Усовершенствование умения подбирать существительные к прилагательному, синонимы, антонимы, способности сочинять оригинальные рассказы, пересказа литературных произведений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БЕСЕДА О ВЕСНЕ»

Цель: формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

  1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги;

  1. развивать коммуникативные навыки.
  2. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Планируемые результаты: сформированы представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Ход занятия

Воспитатель: – Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте.

1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (весной)

2. Была белая седая

Пришла зелёная молодая? (зима-весна)

Воспитатель: — Молодцы вы правильно отгадали загадки.

Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель».

Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно. Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: – Почему ты Алина (Таня, Артём и т.д.) так думаешь?

Дети: – Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: – Значит, о каком времени года эта музыка?

Дети: – О весне.        

Воспитатель: – Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

За дверью слышится карканье

Воспитатель: – Ой, ребята мне показалось или вы тоже, что-то слышали. Пойду-ка я посмотрю.

Воспитатель за дверью берёт Каркушу и вносит в зал

Воспитатель: – Дети, посмотрите кто нам за дверью каркал, кто это?

Дети: – Каркуша.

Воспитатель: – Узнали, молодцы, а Каркуша ребята очень, обеспокоена.

Воспитатель подносит Каркушу к уху.

- Она говорит, что летала в лес и там ещё морозно и холодно, а в селе давно уже весна.

Каркуша просит вас помочь ей позвать весну в лес, поможем Каркуше?

Дети: – Поможем.

Воспитатель: – Ребята, а чтобы Каркуше помочь, нужно нам до леса добраться. На чём можно быстро добраться до леса?

Дети: – На машине, на самолёте, вертолёте.

Воспитатель: – Хорошо, а я предлагаю построить самим машину и назвать его как-то по — весеннему, как мы назовём наш  транспорт?

Дети: – Веснаход и т.д.

Воспитатель: – Вот мы и построили наш веснаход занимайте места.

Дети по 3 человека встают в обручи.

Воспитатель: – Каркушу берём с собой. Заводим мотор. Поехали ребята! А чтобы весну в лес позвать, о ней надо многое знать. Вот мы приехали в лес.

На экране фото леса

Воспитатель: – Посмотрите ребята, а в какой мы лес приехали? В весенний или зимний?

Дети находят признаки весны

Дети: – В весенний, потому что нет сугробов, снега на ветках, видно проталины и светит  солнце.

Воспитатель: – А какие признаки весны вы ещё знаете?

Дети: – Капают сосульки, снег потемнел и тает ит. д.

Воспитатель: – Какие вы молодцы, назовите первый месяц весны?

Дети: – Март.

Воспитатель: – Правильно, а март в народе называют капельником, дни со звонкими капелями-солнечниками.

Воспитатель: Какие еще весенние месяцы вы знаете? Правильно, апрель и май!

За изменчивый характер апрель на Руси получил много народных прозвищ: капризник, обманщик, плут, лукавец; в апреле куда ни глянь — везде вода, а отсюда новые имена: водолей, снегогон, «Месяц живой воды».

-А почему апрель называют: «Месяцем живой воды»?

-Ещё, в древней Руси этот месяц называли «Цветнем», потому что именно в апреле появились первые цветы-первоцветы.

-Может быть. Вы знаете какие-нибудь первые цветы? (ответы детей)

Мать-и-мачеха, одуванчик, подснежник.

  1. Один из первых цветов весны с необычным названием, но объяснение ему существует: если взять в руки, но не рвать листочки этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху твёрдый и холодный. Вот и назвали его мать — и — мачеха.
  2. Каждую весну встречаю я на своей полянке чудесное растение- гусиный лук. В каждом цветке у него шесть жёлтых лепесточков. Цветки собранны букетиком на не высоком стебельке. А рядом со стеблем поднимаются из земли один единственный длинный и узкий листок. Это и есть гусиный лук. В земле у гусиного лука небольшая луковица, что остаётся зимовать. За эту луковицу и назвали гусиный лук луком. Ну, а почему гусиный лук назвали именно гусиным? Когда – то гусиного лука было очень много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, которые они очень любили… Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка – гусиный лук. И верно, стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же замечаю я высоко – высоко в небе стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою Родину.
  3. Медуница. В апреле начинает цвести необыкновенно красивый цветок. Любят это растение шмели и пчёлы за обильный для ранней весны нектар. За медовую дань так и прозвали этот цветок. Его ни с каким другим цветком не спутаешь: на одном стебле и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются.
  4. Одуванчик: А я цветочек желтенький
    С зелёным стебельком,
    Раскроюсь утром ранним,
    Закроюсь вечерком.                                                                                                    5) Фиалка: На солнечной опушке
    В траве стоит она
    Лиловенькие ушки.
    И тут поможет нам смекалка
    Все зовут цветок…
    (фиалка)

6) Хохлатка: Зацветает этот весенний цветок очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. А у каждого цветочка длинный вырост – хохолок. Радует нас этот хрупкий цветок недолго.

А теперь ваши глазки должны отдохнуть.

Упражнение для глаз.

Быстро – быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай,
(моргать 10 раз)
Чтобы зоркими нам быть, нужно глазками крутить,
Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала, (повернуть глаза влево, вправо, вверх вниз 10 раз)

Зорче глазки чтоб глядели

Разотрём их еле – еле (массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз)

Нужно глазки открывать,

Чудо чтоб не прозевать (широко открывать глаза, закрывать с интервалом в 30 секунд).

Воспитатель: Давайте послушаем сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему так назвали этот прекрасный цветок.

Сказка о подснежнике (обыгрывают сказку).

Однажды старуха Зима со своим спутником Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Пригрело ласковое Солнышко, растопило потемневший снег, появились лужицы. А на поляне под деревом цветок вырос. Синий – синий и очень тонкий. Родился он под снегом, вот его и назвали – Подснежник.

Вы и в правду о весне много знаете, а теперь пришла пора весну закликать.

Физкультминутка:

Улыбаются все люди,
Весна! Весна! Весна!
Она везде она повсюду,
Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянки,
Идёт! Идёт! Идёт!
На солнышке зовёт погреться,
Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,
Звенит! Звенит! Звенит!
По камушкам река широко,
Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,
И всё живое сразу слышит,
Весенний звон!

Звучит фонограмма голоса птиц

Воспитатель: – Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

Дети: – Грач.

Воспитатель: – Правильно.

Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на вскач
А зовётся птица-грач.

Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Дети: – Скворцы, ласточки ит. д.

Воспитатель: – Ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется «Прилетели птицы».

Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

  1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
  2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.
  3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

Воспитатель: — молодцы вы были очень внимательны.

- Посмотрите дети, что-то наша Каркуша заскучала. Я предлагаю вам сделать для Каркуши подарок. Давайте сядем за столы. Сядем красиво, спинка прямая. Мы подарим Каркуши жаворонка (из бумаги, приготовить заранее).

Воспитатель: — Жаворонки – жавороночки, летите весну на крыльях несите.

- Каркуша, посмотри, какого для тебя жаворонка мы сделали. Теперь ты не одна о весне стрекотать будешь. Ребята, Каркуша очень довольная осталась и говорит вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад. Экипаж занимает места. Заводи мотор! Полетели!

- Вот мы с вами и в детском саду.

- Ребята, как вы думаете, мы помогли Каркуше весну позвать?

Дети: — Да.

Воспитатель: — А как вы помогли?

Дети: — Загадки отгадывали, весну закликали, жаворонков делали.

Воспитатель: — Вы молодцы! Много знаете о весне. Вы дружные ребята. На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по теме: "Птицы прилетели - весну принесли".

Коннспект составлен с использованием личностно-ориентированной, игровой, здоровьесберегающей технологии и ИКТ. Позволяет решить следующие задачи:- уточнить и углубить представление детей о птицах родн...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старше-подготовительной группе По теме: ««Птицы прилетели – весну принесли»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старше-подготовительной группеПо теме: ««Птицы прилетели – весну принесли»...

Календарно - тематическое планирование во 2 младшей группе по теме " Весна. Птицы прилетели - весну принесли".

Календарно - тематическое планирование подробно раскрывает работу по теме на неделю....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Птицы прилетели – весну принесли»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  в старшей группе «Птицы прилетели – весну принесли»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Птицы прилетели - весну принесли"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Птицы прилетели - весну принесли"...

Проект в старшей группе «Птицы прилетели – весну принесли»

Цель проекта: Воспитание любви к природе, представление о перелетных птицах. Знакомство с особенностями внешнего вида и образа жизни птиц....

Сценарий открытого мероприятия в средней группе "Птицы прилетели, весну принесли"

Сценарий открытого мероприятия в средней группе "Птицы прилетели, весну принесли"...