Технологическая карта организованной образовательной деятельности Тема: "Нужны ли нам деревья (на примере ели)?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
Педагог _Новикова Любовь Сергеевна_________________________________________________________
ОО _Познавательное развитие____ Раздел Ознакомление с окружающим миром___ Возрастная группа Старшая группа__________
Тема __Нужны ли нам деревья (на примере ели)? ______
Цель ООД: ___Расширение и обогащение представлений обучающихся о хвойных деревьях.
Задачи ООД:
Образовательные:
-Формировать познавательный интерес к окружающему миру;
-формировать представления обучающихся о деревьях, их пользе в жизни человека;
-закрепить знания детей о деревьях, об уникальных свойствах хвойного дерева, о том, как человек использует эти свойства в своих целях;
-учить находить и называть признаки объекта;
- учить опытным путем определять возраст дерева.
Развивающие:
- Развивать представления обучающихся о лиственных и хвойных деревьях (на примере ели);
- формировать системное мышление у дошкольников с помощью ТРИЗ технологии «Системный оператор»;
- активизировать и обогащать словарный запас за счет введения в речь обучающихся новых слов ( хвоя, спил, вечнозеленые, рубанок);
- развивать ассоциативное и диалектическое мышление;
- создавать благоприятные условия для детского экспериментирования.
Воспитательные:
-Воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
Тип: формирование новых знаний, усвоение, закрепление.
Этап, хронометраж | Содержание деятельности | Реализуемые задачи | Форма работы | Методы и приёмы | Виды детской деятельности | Интегрируемые образовательные области (ФГОС ДО) | Планируемый результат | Формируемые целевые ориентиры (ФГОС ДО) | Используемые педагогические технологии | Оборудование |
1.Организационный (0.5 мин.) | Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Воспитатель предлагает взяться за руки. - Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!) | Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе, настроить детей на общение | Фронтальная | Словесный | Коммуникативная | Речевое развитие, социально- коммуникативное | Психологическая готовность к совместной деятельности | Обладает установкой положительного отношения друг к другу | Игровые | |
2.Мотивационный (1.5мин.) | - Ребята, посмотрите за окно, какое у нас сейчас время года? (Зима) Воспитатель предлагает поиграть в игру «Объект и его часть» - Ребята, я зима, а ты… Дети называют объекты, которые относятся к зиме (санки, снег, рукавичка, лыжи …) - А какой у нас главный зимний праздник? (Новый год) - А как под Новый год мы украшаем свой дом? (Дети перечисляют) Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель подводит к ответу, загадывая загадку: Вся пушистая, в иголках, а зовут ту гостью … - А что такое ель? (Дерево) -Как вы думаете, нужны ли нам деревья? (Да) - Хорошее предположение. Ребята, давайте мы это докажем и познакомимся с елкой поближе, а поможет нам в этом наша девятиэкранка. | -Воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель; активизировать и обогащать словарный запас; -развивать ассоциативное и диалектическое мышление; -развивать представления обучающихся о лиственных и хвойных деревьях (на примере ели); -формировать познавательный интерес к окружающему миру; | Индивидуальная | Cсловесный, игровой, проблемно-поисковый | Игровая, коммуникативная | Речевое развитие социально-коммуникативное развитие | Определена общая цель | Умеет принимать общую цель | Информационно-коммуникационные технологии; ОТСМ-ТРИЗ, | |
3. Основной, усвоение новых знаний (10мин.) | Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и посмотреть на экран. - Скажите, ребята, к какому миру относится дерево? (К природному, потому что выросло само по себе, без помощи людей) - Ребята, скажите, на какие две группы делятся деревья? (Лиственные и хвойные) - У лиственных на ветках плоские листья, а у хвойных- иголочки, иголки на хвойных деревьях – это те же листья и называются они - хвОя. Воспитатель предлагает детям повторить это слово. - На нашей елочке хвоя, значит это дерево какое? (Хвойное) -На какую геометрическую фигуру похожа елочка? (Треугольник) - Что еще бывает треугольным? (Пирамидка, колокольчик, конус) -А какая ель по цвету? (Зеленая) - Что еще бывает зеленым? (Трава, карандаш, ковер) -Меняет ли свой цвет елочка на протяжении года? (Нет) - Правильно, в отличие от лиственных деревьев, хвойные деревья по осени иголочки не сбрасывают, они вечнозеленые, т.е. ВСЕГДА, в любое время года. - Какие части есть у нашей елочки? (Корень, ствол, ветки, хвоя, шишки) - Что она умеет по действию? (Растет, пьет воду, качается) - А по месту, где мы можем ель увидеть? (Лес, парк) - Давайте, рассмотрим прошлое елочки, чем она была раньше? (Росток, семечко) -Сначала она была маленьким росточком, который появился из семечка. - Каким по размеру был этот росток по отношению к взрослому дереву? (Маленький) Физминутка: Воспитатель предлагает ребятам показать, как происходил процесс роста елочки с самого начала. - Подул ветерок, деревья в лесу закачались, и их семена разлетелись в разные стороны, а затем опустились на землю. (Дети кружатся и садятся на ковер). Вы маленькое, сморщенное семечко, а я – тучка, проплыву над вами по небу и полью вас дождиком, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. (Дети кистями рук изображают корни дерева) Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся ростки. Куда? В землю? (Нет, к солнышку), (дети приподнимаются, изображая маленький росток). Растет наше дерево все выше и выше (Дети встают). Веточки на деревце растут. Подул ветерок и деревце закачалось из стороны в сторону. (Дети подняли руки-ветви вверх и качаются из стороны в сторону) -И вот уже его созревшие семена полетели в разные стороны и опустились на землю. (Дети сели на ковер). Эксперимент: - Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят деревья животным и птицам? (Кормят птиц своими семенами, служат домом жилищем для белок, разных птиц) - А людям? (Ответы детей) Воспитатель приглашает детей к столам, для опыта. - А теперь подойдите к столам, мы будем с помощью эксперимента выяснять, какую пользу приносят деревья людям. Результаты нашего опыта занесем в морфотаблицу, чтобы не забыть. Дети встают вокруг стола. -Перед вами спилы хвойного дерева, возьмите их в руки. Спил-это кусочек дерева, полученный в процессе распила дерева на части, он полностью сохраняет все свойства дерева. -А знаете ли вы, ребята, как определить, сколько лет дереву? Если посмотреть на него внимательно, то можно увидеть круги или ещё их называют кольца, по этим кольцам и определяют возраст дерева, сколько колец, столько и лет дереву. (Дети рассматривают спилы, пытаются посчитать кольца, воспитатель называет возраст дерева) - Какой спил на ощупь по твердости\мягкости? (Твердый) -Как проверить спил на прочность? (Ответы детей) - Сломать или смять попробуйте. Не получается? Значит, спил прочный. - А какой он по рельефу? (Шершавый) – А теперь возьмите в руки деревянный брусок для сравнения, проверьте, какой он по рельефу? (Гладкий). - Это говорит о том, что, дерево легко подвергается обработке. Таким оно становится, если плотник использует рубанок (инструмент для обработки дерева) Воспитатель делает вывод с последующим занесением его в морфотаблицу: -Благодаря тому, что дерево твердое, прочное и при этом легко обрабатывается, человек создает из него предметы своего быта. Посмотрите вокруг. (Дети называют деревянные объекты в группе) -А теперь приложите спил к щеке. Какой он по температуре? (Теплый) -Это говорит о том, что дерево удерживает тепло и не пропускает холод. Поэтому из дерева строят дома. (поговорка -Изба елова, да сердце здорово) -А теперь понюхайте. Что вы ощущаете? (Приятно пахнет) -Опишите запах. (Ароматный, душистый, приятный, крепкий, свежий) -Поэтому дерево используют в медицине, в виде эфирных масел-настоящего природного лекарства. Воспитатель предлагает понюхать детям кусочек ваты с каплей эфирного масла хвойного дерева. - Способно ли наше дерево издавать звук? Дети брусочком стучат по спилу (Да) - Поэтому человек создает из него музыкальные инструменты. Воспитатель показывает детям деревянные ложки, ксилофон, трещотку. (Все выводы по опыту отражены в морфотаблице) Воспитатель предлагает детям вернуться к системному оператору. Дети садятся на ковер. - А теперь давайте заглянем в будущее нашей елочки, что с ней может произойти? (Попадет на завод, и из нее сделают игрушку, дверь, мебель) После обсуждения воспитатель предлагает заполнить окошко будущего, поместив туда деревянный конструктор. - Ребята, скажите, а все ли спиленные деревья попадают на деревообрабатывающий комбинат? (Ответы детей) -Вспомните праздник- Новый год. В каждом доме в это время стояла нарядная ель. А что с ней случается после праздника? (Выкидываем ее) - Это хорошо или плохо? Ответы детей. -Это плохо, потому что срубленное дерево не пошло на пользу людям, из него не сделают мебель или предметы обихода, оно уже не накормит птиц своими семенами, а растут деревья медленно, и пока вырастут новые – сколько кислорода не достанется людям. - Как же, ребята, с этой проблемой справиться, подумайте, чем можно заменить настоящую, живую ель в новогодние праздники? (Сделать своими руками, купить искусственную ель). Воспитатель на экране показывает варианты сделанных руками человека новогодних елей. - Ребята, в начале занятия мы с вами предположили, что деревья нам нужны, скажите, это действительно так? Ответы детей -Нам удалось это доказать? (Да) | - формировать познавательный интерес к окружающему миру; -формировать представления обучающихся о лиственных и хвойных деревьях; -формировать представления обучающихся о пользе дерева в жизни человека, животных и птиц; -закрепить знания детей о деревьях; - формировать системное мышление у дошкольников с помощью ТРИЗ технологии «Системный оператор»; - воспитывать бережное отношение к деревьям, природе в целом; -учить находить и называть признаки объекта; - учить опытным путем определять возраст дерева; -закрепить знания детей о деревьях, об уникальных свойствах хвойного дерева, о том, как человек использует эти свойства в своих целях; - создавать благоприятные условия для детского экспериментирования; -воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности. | Фронтальная, индивидуальная | Словесный, игровой, практический, демонстрационный. Объяснение, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности. | Продуктивная, практическая, познавательная, коммуникативная, двигательная, экспериментальная | Речевое развитие социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. | Сформировались представления о хвойных деревьях, о роли деревьев в жизни человека, животных и птиц. | Обладает элементарными представлениями о жизни дерева, о его пользе для человека, животных и птиц; активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, способен договариваться. | ОТСМ-ТРИЗ, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, экспериментирование. | Компьютер, цифровая консоль «Колибри» - клеенка; -отрывок муз произведения, спилы хвойного дерева и деревянные брусочки по количеству детей, салфетки, эфирное масло, вата. - морфотаблица с картинками признаками; - скалка деревянная; -муз.инструменты (ложки, ксилофон, трещотка) |
5.Заключительный. Рефлексия (3мин.) | - Какую пользу приносят деревья людям? А животным? (Дети отвечают, обращаясь к результатам опыта, отраженным в морфотаблице). - Как нужно относиться к деревьям в лесу? (Бережно) -Молодцы, вы хорошо сегодня поработали! | -Подвести итоги организованной образовательной деятельности, оценить деятельность (выразить свое отношение) обучающихся; -закрепить знания детей о деревьях, об уникальных свойствах хвойного дерева, о том, как человек использует эти свойства в своих целях. | Рассуждение | Словесный | Коммуникативная | Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие | Обучающиеся, продемонстрировали усвоение материала. | Обладает начальными знаниями о пользе дерева в жизни человека, животных. Отвечает на вопросы взрослого. | Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. "Осеннее дерево"
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Художественно-эстетическое развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Осеннее дерево» ...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по рисованию "Осенние деревья".
Группа: подготовительнаяТема: «Осенние деревья». Рисование Цель: формировать у детей эстетическое отношение к явлениям природного мира через рисование.Задачи: О – закреплять представ...