Конспект ООД "Пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
/устный журнал/
старший воспитатель
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
Москалькова И.В.
Невель
2019
Цель: уточнить и расширить представление о внешнем виде, особенностях поведения зимующих птиц, о роли их в природе и жизни человека. Учить устанавливать связь между строением клюва, ног, поведением и средой обитания. Воспитывать желание помогать птицам в трудное
для них время.
Подготовка к занятию: наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций, чтение произведений В. Бианки «Синичкин календарь», «Сова», «Тетерева в лунках»; заучивание З. Александрова «Новая столовая», Ладонщикова «Наши птицы» и др.
Материал: плакаты о бережном отношении к птицам; выставка книг о птицах; медали с изображением птиц; шапочки; изображение разных видов кормушек; грамзапись голосов птиц.
Содержание журнала:
1 стр. «На лесной опушке»;
2 стр. «Для тех, кто любит интересные истории»;
3 стр. «Стихи, игры, загадки»;
4 стр. «Книга жалоб и предложений».
Ход занятия:
Вос-ль: Вот и наступил Новый год. Сегодня 2 января, а вчера было 1 января, для всех людей, зверей и птиц самый большой праздник. С этого дня к нам возвращается солнышко и начинается свой календарь – расписание работы на весь год, а год состоит из месяцев. Январь – его первый месяц – носик года. В народе говорят: январь – середина зимы и начало года. За ним идут 11 месяцев. Самый последний месяц года – декабрь. Что вы о нём знаете? С января все люди нашей страны получают новые журналы и газеты. Какие журналы выписали вам родители?
Сегодня мы с вами получили журнал «Пернатые друзья». Этот журнал необычный, он говорящий и звучащий. Его страницы могут рассказать нам много нового и интересного о зимующих птицах. Давайте перелистаем страницы этого журнала. Открываю первую страницу. Она называется: «На лесной опушке». Эти птицы могут заговорить с вами, если вы правильно их назовёте и узнаете по голосу. Давайте послушаем, о чём они говорят (грамзапись: дробь дятла).
Кто это был?
Ребёнок: «дятел»:
Хоть я не молоток – по дереву стучу,
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Расскажите обо мне.
Как вы отличаете меня от других птиц?
Что помогает мне держаться на дереве?
Как я достаю насекомых?
Почему обо мне говорят: «Не дровосек, не помощник,
А лучший в лесу работник?»
Ребёнок-«дятел» награждает медалями за лучшие ответы детей.
Вос-ль: Кто бойко перескакивает с одного сучка на другой? Кто выводит звонко свою песенку в солнечный день? /песенка синицы/
Ребёнок-«синица»:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня друзья привычка:
Как начнутся холода,
Прилетаю к вам всегда.
Очень хочется послушать ваш рассказ обо мне. Как вы меня узнаёте? Где я живу летом? Зачем я заглядываю в каждую трещинку на дереве? Почему я могу висеть на дереве вниз головой? /награждение/
Вос-ль: Послушайте эту загадку и голос птицы.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Ребёнок-«снегирь»: Почему меня называют «снегирь»? зачем я сажусь на рябину? На яблоню-дичку? /награждение/
Вос-ль: Вот прилетела стайка маленьких, сереньких птичек, уселись на ветки и жалобно чирикают, словно жалуются на голод: «чуть-жив», «чуть-жив». Кто же это?
Ребёнок-«воробей»: Не холодом, а голодом страшна зима! И без помощи людей нам было бы ещё хуже. Самые многочисленные птицы – это мы. Летом от нас большая польза садам и огородам. Мы скромные, обыкновенные птицы. А я сейчас приглашу к вам необыкновенную птицу – северного попугая. Кто знает, как называется эта птица? – клесты.
Ребёнок-«клёст»: я думал, что вы меня не узнаете? Почему меня называют «северным попугаем»? Почему клёст – необыкновенная птица? Зачем мне такой клюв? /награждение/
Вос-ль: Какие ещё птицы зимуют у нас? /сова, филин, глухарь, тетерев, вороны, сороки/ Вы много знаете птиц. Птицы хотят вам что-то пожелать:
Дети-«птицы»: Не забывайте о нас! Помогите пережить трудное время! Подкармливайте нас! Летом мы отплатим вам добром за заботу.
Вос-ль: Следующая страница: «Для тех, кто любит сказки». /стук в дверь/
Входит Старичок-Лесовичок. Осматривает плакаты, книги.
Лесовичок: Здравствуйте, защитники природы! Вы узнали меня? Я принёс с собой дары леса. Сегодня я побывал в столовых наших друзей. Посмотрите на этих птичек и скажите, у кого я побывал? Кто любит шишки? – дятел, белка, клёст.
Лесовичок: У меня для вас сюрприз (достаёт перо, а к нему приклеено письмо). – Дорогие, ребята, здравствуйте! Пишут вам ваши друзья,
зимующие птицы. Вы знаете, что большую часть времени мы
проводим в воздухе, поэтому чувствуем изменения в погоде
лучше, чем люди. По нашему поведению можно узнать, какая
погода будет вечером, завтра. Народ, наблюдая за нами,
составил свои приметы: Когда синица начинает с утра
пищать – ожидай ночью мороз.
Лесовичок: А вы знаете приметы? /награждение/
Знаете ли вы какие-нибудь интересные истории из жизни зимующих птиц?
Старичок-Лесовичок показывает слайды или иллюстрации, чтобы помочь вспомнить истории.
Вос-ль: Следующая страница: «Стихи, игры, загадки».
Дети встают в круг и поют:
Друг за другом мы идём,
Дружно, весело поём.
Надо думать, не зевать,
Только верно рисовать.
/сорока, соловей, ворона, воробей, ласточка, клёст, скворец, синица, щегол, голубь…/
Если птица перелётная – руки поднять;
Если зимующая – хлопок в ладоши.
Загадки: Он щебечет: чик-чирик,
Серый, ростом не велик,
Скачет, скачет по дорожке,
Ищет зёрнышки и крошки. /воробей/
Ой, на месте не сидится,
Всё летает каждый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: тень-тень. /синица/
Чтение стихотворения ребёнком: З. Александрова «Новая столовая».
Лесовичок: Слышу! Слышу! Ваша столовая готовит разные угощения. Но везде по разному. В некоторых столовых такого не увидишь.
Вос-ль: Следующая страница: «Книга жалоб и предложений».
/Стук в дверь/.
Входит ребёнок-«сорока». – Здравствуйте, я принесла вам «книгу жалоб и предложений».
Лесовичок: Есть в лесу такая книга. Она с большими страницами. Зимой страницы белые, а летом – разноцветные. Пишут в ней звери и птицы, кто коготком, кто клювом, кто крылом. Вот какие жалобы написаны:
- жалуемся на голод! Сучки и ветки покрылись льдом. Просто беда! Ножки скользят, до насекомых никак не добраться. Вся надежда на вас, ребята! – синицы –
- очень много беспорядка в кормушках. Меню – однообразное: каша мороженная, крошки тоже. Ветер налетает, корм с полочек сдувает.
– голубь –
Лесовичок: Дальше идут предложения, как лучше сделать кормушку? Какой корм птицам нужен? Дети рассматривают разные кормушки.
Лесовичок: Спасибо, ребята! За стихи, загадки, игры, интересные истории о птицах. Быстро прошло время, пора мне в лес возвращаться. Расскажу своим друзьям-птицам о вас. Всегда помните правило:
Дорожи каждым деревцем,
Каждой травинкой,
Каждой птичкой и зверьком,
Будь заботливым другом природы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД "Друзья"
развиваем воображение...
Конспект "Поможем друзьям"
Конспектинтегрированной непосредственно образовательной деятельности (занятия) по образовательной области «Познание»в группе «Б» общеразвивающей направленностидля детей 4 – 5летТема: «Помо...
Конспект викторины "Друзья природы" в старше-подготовительной группе детей с ФФНР.
ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ( НЕ ЗАГРЯЗНЯТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ, БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ )....
Конспект "Добрые друзья".
Совместная деятельность детей и взрослых....
конспект ОД "Друзья колобка"
конспект ОД во 2-ой младшей группе, ОО "Художественное творчество", интегрированное...
Конспект НОД "Друзья для Осьминожки" (печать ладошками)
Конспект НОД "Друзья для Осьминожки" (печать ладошками)...
Конспект НОД "Друзья Лесовичка"
Структурное подразделение «Детский сад №16 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»Рузаевского муниципального района « Друзья ...