Проект "Наши соседи-насекомые"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологический проект помог мне расширить и систематизировать знания о насекомых. Воспитывать отзывчивость и гуманное отношение к окружающей среде. Стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта.
Название проекта: «Наши соседи – насекомые».
Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (муз. руководитель, физ. работник).
Образовательная область: экологическое воспитание.
Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи – насекомые».
Задачи проекта:
- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
- воспитывать бережное отношение к живому;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
- составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опор ной схемы.
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
- знакомство с литературными произведениями: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», А.Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С.Михалков «Академия наук»,Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В.Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Ушинский «Пчёлки на разведках», К.Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
- прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов»;
- просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Сотрудничество с семьёй:
- Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.
Взаимодействие со специалистами:
- Музыкальный досуг «Пчёлки - добрые подружки».
- Физкультурное развлечение «На полянке».
Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «На полянке», поделки из природного материала, выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».
План реализации проекта:
Виды деятельности |
Сроки |
Результаты |
Форма регистрации результата |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Музыкальный досуг «Пчёлки – добрые подружки» | 03.06.10 | Воспитание эмоциональной отзывчивости | Фотографии |
2.Беседы «Путешествие в мир насекомых» | 02.06.10 08.06.10 16.06.10 | Знания о насекомых | Конспекты бесед |
3. Наблюдения за насекомыми | 04.06.10 11.06.10 15.06.10 23.06.10 | Расширение кругозора и экологических представлений | Дневник наблюдений Конспекты наблюдений |
4. Физкультурное развлечение «На полянке» | 24.06.10 | Закрепление знаний о способах передвижения насекомых | Фотографии |
5. Выставка детских работ «Букашечки-таракашечки» | 25.06.10 | Творческий продукт изобразительной деятельности | Выставка |
6. Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок» | В течение месяца | Представления детей об окружающем мире | |
7. Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики» | В течение месяца | Закрепление знаний о способах передвижения насекомых | Описание игр |
8. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом с детскими рисунками | 30.06.10 | Содействие сотрудничеству детей и взрослых | Описательный рассказ о насекомом с детскими рисунками |
Художественное слово.
Стихи
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа – мать им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
***
«Про всех»
Все-все
Все На Свете
На свете нужны
И мошки
Не меньше нужны
Чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
- Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все-все,
Все На Свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Б.Заходер
***
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
***
Мотылёк
«Расскажи, мотылёк,
Чем живёшь ты, дружок?
Как тебе не устать
День-деньской всё порхать?»
-«Я живу средь лугов,
В блеске летнего дня;
Ароматы цветов –
Вот вся пища моя!
Но короток мой век –
Он не долее дня;
Будь же добр, человек,
И не трогай меня!»
Л. Модзалевский
***
Пчёлка золотая
Над цветком порхает,
Сок душистый пьёт-
Собирает мёд.
***
Я – большой мохнатый шмель,
Разбудил меня апрель
Жаркими лучами,
Звонкими ручьями.
Я летаю, я жужжу,
Над поляною кружу,
Яркий выберу цветок –
Буду пить душистый сок!
***
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод,
Мы – быстрые стрекозы,
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
***
Я беззаботный мотылёк,
Хоть я живу всего денёк,
Но не грущу напрасно-
Ведь жизнь моя прекрасна!
В небесном голубом просторе
Купаюсь я, как будто в море,
Я не грущу напрасно-
Ведь жизнь моя прекрасна.
Ромашками белеет луг,
Порхают бабочки вокруг.
Я не грущу напрасно-
Ведь жизнь моя прекрасна!
Подарит мне живой цветок
Медовый золотистый сок,
Я не грущу напрасно –
Ведь жизнь моя прекрасна!
***
Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку,
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей,
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!
Майский жук
Чок, чок, чок, чок!
Прилетел в сад жучок.
На берёзу сел –
Все листочки съел.
Позову скворцов
Со всех концов,
Позову грачей –
Летите скорей –
Жука проглотите!
И мой сад спасите!
Незваная гостья
Муха, муха-надоеда,
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит.
Хлеб нарезан – можно есть.
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали!»
Муха
Надоедливая мушка
Дребезжит, зудит над ушком,
Безобразие какое,
Не даёт она покою,
Спрятал уши под подушку
Приземлилась на макушку,
Лапками защекотала –
Загнала под одеяло.
Только я увижу сон,
Снова раздается звон.
Вот поймаю хулиганку
И запру в стеклянной банке.
Посиди, подумай малость-
С кем ты глупая связалась?
Е. Стеквашова
Рыжеусый хулиган
Таракан, таракан,
Рыжеусый хулиган!
Днём ты дремлешь в уголке
В щелочке на потолке.
Ночь придёт, погаснет свет –
Никого на кухне нет,
На охоту ты идёшь:
Начинается грабеж!
Шаришь ты по грязным мискам,
Из которых ела киска,
Лакомишься манной кашей,
Сладкий кофе пьешь из чашки.
Веселишься ты всю ночь.
- Уходи, разбойник, прочь!
Про бабочку
Я в руки взял большой сачок ,
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после - отпустил...
***
На тоненькой ветке висят паутинки.
Из них паучата рисуют картинки.
Сегодня по плану урок рисованья.
Им важный паук объясняет заданье:
"Возьмите росинку, добавьте рассвета,
Измерьте на глаз расстоянье до лета,
Поймайте на слух полет стрекозы,
И капельку влейте сосновой слезы,
И лапкой проворной весело, смело -
Вперед, паучата, скорее за дело!"
И замер у ветки шалун - ветерок,
Чтоб вздохом своим не сорвать им урок.
Галина Бахарева
Сороконожка
Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее всё нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
"Просьба ноги вытирать!"
Муравей
В муравьином доме крышу
Починить пора.
За соломинкою вышел
Муравей с утра.
К ней через дорогу
Добрался не спеша.
Оглядел,
Потрогал:
Очень хороша!
Ухватился лапками,
Раз - и поволок...
Под лопухами-шапками
Домик-бугорок.
Нелегко,
Но к домику
Тащит всё равно.
Для тебя -
Соломинка,
А для него -
Бревно!
Ух , как стало жарко,
Даже лоб намок!
Бросил бы,
Да жалко:
Дом уж недалёк!
Песенка жука
Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук;
Вот как громко я жужжу!
Тут же пчёлка зажужжала,
На жука направив жало:
Ты смотри меня не трожь,
Уколю больней, чем ёж.
Я жужжать умею тоже,
На жука чуть-чуть похоже
З-З-З
Фонарик
Мне не скучно без огня -
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком -
Он с зеленым огоньком,
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.
А. Барто
Жук
Мы не заметили жука,
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!
А. Барто
Счастливый жук
- Ты откуда,
Милый жук,
голубые ножки?
Видишь, я тебя держу
На своей ладошке!
- Я по свету кочевал,
Плёлся по дорожке,
А потом заночевал
На кусте картошки.
-Ешь, пожалуйста , цветок,
Пей свою росинку.
Если б ты увидеть мог
Собственную спинку!
Ты- блестящий, голубой,
Ты - такой красивый!
Зря качает головой
Селезень ленивый.
Я не дам тебя склевать
Утке-кривоножке.
Будем вместе ночевать
На кусте картошки.
Замечательно вдвоём
Кочевать по свету!
Мы в кино с тобой пойдём,
Каждый - по билету.
И увидят все вокруг,
Что живёт на свете
голубой красивый жук,
Голубой счастливый жук
И счастливый Петя.
Ю. Мориц
Паучок
Паучок приехал
На базар:
Мухам паучок
Привёз товар.
Он его развесил
На осинке:
- Кто желает
Свежей паутинки?
В.Орлов
Паучок
Меж берёзок паучок
Сплёл красивый гамачок.
И теперь
Он жарким днём
Спит,
Покачиваясь в нём.
И.Винокуров
Жук
Жучишка-крошка
Влетел в окошко,
Возле меня полетал немножко.
Потом уселся на ухо кошки.
Потом попил компота из ложки,
Потом попробовал хлебные крошки
Возле оставленной кем-то лепёшки,
Потом наелся варёной картошки,
Потом слегка искупался в окрошке...
И очень довольный, что сыт и цел,
Запел по-жучьи
И улетел.
В.Лунин
Жуки
Ну какое ж детство без жуков!
Их следы — как вышитые строчки.
Из-под плотных тёмных пиджаков —
Светлых крыльев лёгкие сорочки.
Чудо как хорош гудящий звук,
Звук блаженный песенки полётной.
Жалко, что летать не любит жук,
Жалко, что жужжит он неохотно.
На автомобильчик он похож,
И усами движет, как чудовище,
И блестит, как дорогая брошь,
Сам себе разбойник, сам сокровище.
У жука ужасно важный вид.
Ух, какой он взрослый и усатый!
Жутко занят, страшно деловит,
Жук из наших рук бежит куда-то.
Тот как жёлудь. Этот как орех.
Вот рога оленьи, носорожьи.
Майский жук летает лучше всех.
Но дороже всех коровка божья.
У коровок божьих
Кофточки в горошек.
Попроси — и полетят
Прямо из ладошек!
В. Берестов
Летит - гудит,
Сядет - молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг -
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб -
Спасайся бегом!
***
- Где была ты?
- Тут и там!
- Где летала
- По цветам!
- Что домой ты принесла?
- Мёд! - ответила пчела.
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная пчела.
***
Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод,
В нём - тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд!
***
Вкусно лакомства готовит -
А не повариха.
Носит при себе иголку,
Хоть и не портниха.
***
На точёном кружку,
На одном ворожку
Стоят сто чашек
С неварёной кашей.
Ни ложек, ни масла,
А есть можно.
***
Работник садовый,
Поясок медовый.
Зажужжала, как пила,
Полосатая пчела.
Всё жужжит она, жужжит.
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла.
Мёд готовит нам пчела!
***
Зверёк мохнатенький
Летит за сладеньким.
Хоть и жалит очень больно,
Но работой мы довольны!
Сок из цветочков он берёт
Нам копит в сотах сладкий мёд.
***
Чудо-город-городок -
Шумных домиков рядок.
Целый год янтарный мёд
В бочках не кончается!
И всё лето весь народ
На цветках качается!
***
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом?
***
Если к вам болезнь пришла,
Тело жаром пышет,
Врач по имени Пчела
Вам рецепт пропишет:
- Поскорей от гриппа Вы
Мёд примите липовый!
Ю.Энтин
***
Муравьишка в чаще
Дуб тяжёлый тащит.
Эй, товарищи – друзья,
Выручайте муравья!
Коли нет ему подмоги,
Муравей протянет ноги.
Заклички про насекомых
Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки,
Кушают конфетки.
Всем по одной
А тебе не одной.
Яры пчёлушки,
Медоносушки,
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
Собирайте медок!
Пчёлка, гуди,
В поле лети!
С поля лети,
Медок неси!
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.
Загадки
Самого не видно, а песню слышно,
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
Кто нектар цветочный пьёт,
Полосатый, а не кот?
(Шмель)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он
А жильцов в нём миллион.
(Муравейник)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он.
(Кузнечик)
Разрешенья не спросил,
Подлетел - и укусил!
(Комар)
Н.Пикулёва
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец.
(Паук)
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь.
(Комар)
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её…
( Стрекоза)
Сок цветов душистых пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её…
(Пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда сажусь.
(Жук)
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает.
(Муха)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
Домовитая хозяйка,
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
(Пчёла)
Не солнце, не огонь, а светит.
(Светлячок)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся.
(Муха)
В лесу у пня
Суета, беготня –
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравьи)
Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Кровь свою прольёт.
(Комар)
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка.
(Кузнечик)
Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно –
Лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей –
Я рабочий …
(Муравей)
Пальчиковая гимнастика.
ЖУК, СТРЕКОЗА, ОСЫ.
Жук летит, жужжит, жужжит.
И усами шевелит.
Вот такая стрекоза –
Очень крупные глаза.
Вертится как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Осы любят сладкое
К сладкому летят
И укусят осы, если захотят.
Божьи коровки
Божьей коровки папа идёт.
Следом за папой мама идёт.
За мамой следом детишки идут
Вслед за ними самые малыши бредут.
Красные костюмчики носят они.
Костюмчики с точками чёрненькими.
Папа семью в детский садик ведёт,
После занятий домой заберёт.
Физкультминутки
Бабочка
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, встрепенулась.
Раз – росой она умылась.
Два - изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Трудолюбивая пчёлка
Пчёлка трудится весь день (рисуем руками круг)
И работать ей не лень. (покачиваем указательным пальцем)
От цветка летит к цветку (взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения руками по животу)
Хоботком нектар сосёт, (наклоны вниз)
За день много соберёт. («раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесёт нектар в тот улей. (изображаем полёт)
И назад вернётся пулей. (показываем указательный палец)
В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)
Скоро ведь зима придёт (поёживание)
Будет пчёлкам, чем питаться. (имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться. (имитация накладывания мёда в соты)
Пословицы и поговорки
- Муравей не велик, а горы копает.
- Муравью роса – ливень.
- Самую злую змею может одолеть куча муравьёв.
- На муравейнике долго не усидишь.
- Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.
- Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
- Одна пчела много мёду не наносит.
- Пчёлка маленькая, да мёд её сладок.
- Яблоньку за яблоки любят, а пчёлку – за медок.
- Пчела знает, где мёд брать.
- У кого пчела, тому жизнь весела.
- Приходи к пчеле с кротким словом, береги пчелу добрым делом.
- Жужжала муха, дождалась паука.
Народные приметы
- Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
- Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.
- Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
- Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.
- Если муравьи прячутся в кучке - жди сильного ветра, дождя, грозы.
- Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.
- Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.
- Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.
- Если много комаров – готовь короб для ягод.
- Если много мошек – готовь по грибы лукошек.
- Если муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы.
- Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
- Если лист с деревьев сыпется густо, пора улья с пасек убирать.
- Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.
Ответь на вопросы
- Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)
- Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых)
- Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)
- Как называется дом, который люди строят для пчёл? (Улей)
- Когда пчёлы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами).
- Где строят гнездо шмели? (На земле - в норках, ямках, трещинках)
- Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)
- Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)
- Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках)
- Чем поёт кузнечик? (Крыльями)
- Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног)
- О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)
- На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)
- Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи)
- Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчёлы, шмели, бабочки)
- Почему возле водоемов много комаров? ( Комары откладывают личинки в воду)
- Где у комара уши? (В усах)
- Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные присоски на лапках)
- Где живут тараканы? (В домах)
- Какой вред приносят вред людям мухи и тараканы? ( Разносят инфекции)
- Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются)
Дидактические игры:
«Четвёртый лишний»
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
- заяц, ёж, лиса, шмель;
- трясогузка, паук, скворец, сорока;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
- таракан, муха, пчела, майский жук;
- стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
«Игра в слова»
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе и т.д.). Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестро - крылая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…
Литература:
- Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
- О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
Консультация для родителей
"Первая помощь при укусах насекомых"
Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в кожу, и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только самки.
Единичные укусы пчёл здоровые люди переносят легко. Они, как правило, вызывают местную реакцию. Кожа краснеет, появляется припухлость, ощущается сильная болезненность, жжение, зуд. Однако, сильную токсическую реакцию вызывают даже одиночные укусы в голову, кровеносный сосуд, в полость рта. При этом появляются головокружение, головная боль, тошнота, слабость. Иногда отмечается рвота, повышение температуры тела, обморок. Есть дети особо чувствительные к яду перепончатокрылых насекомых. Помимо обычных реакций, у них при повторном укусе и возникают крапивница, слезоточение, обильные выделения из носа. В тяжёлых случаях возможен отёк гортани – осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.
Частота возникновения аллергических реакций на укусы осами и пчёлами очень велика. У чувствительных детей резкая реакция может развиться в ответ на один укус. Следует заметить, что ужаления пчёлами более тяжелы, чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с ядовитой железой.
Если ребёнка ужалила пчела, прежде всего, необходимо удалить жало с места поражения. Эту процедуру нужно делать осторожно, чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку. После извлечения жало следует уничтожить, иначе, попав случайно на кожу, оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц ядовитой железы. Затем на место поражения кладут лёд или полотенце, смоченное холодной водой. Использовать для охлаждения землю, глину, как порой делают, нельзя – это может привести к инфицированию, развитию столбняка.
В том случае, когда реакция на укус насекомого бурная, необходима неотложная медицинская помощь. Поэтому следует как можно быстрее вызвать врача или доставить потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение. До прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко приподняв ему голову. Можно дать ребёнка таблетку противоаллергического средства.
Пчёлки – добрые подружки
Летняя сказка
Декорация: лесная полянка. Деревья, цветы на подставках расставлены по четырём углам полянки (для танца пчёлок). Большая ёлка, под ней – домик-улей. (Количество пчёлок должно быть чётное – две или четыре).
Рассказчик.
На опушке, возле ёлки,
Жили – поживали пчёлки.
Прилетели на лужок
Собирать лесной медок.
(Под музыку вылетают пчёлки, в руках у них маленькие ведёрки и большие расписные ложки. Они присаживаются около цветов, собирают ложками нектар.)
Все цветы любили пчёлок –
Полосатеньких девчонок.
Им головками качали
И на танец приглашали.
(Выбегают дети с цветами и исполняют танец пчёлок и цветов.)
1-я пчела.
Лето быстро к нам пришло
И тепло нам принесло.
Стала яркою полянка-
Здесь нам очень хорошо.
2-я пчела.
Будем летом здесь летать
И медок мы собирать.
3-я пчела.
Пригласим к себе гостей,
Угостим их поскорей!
4-я пчела.
Мы повесим объявленье:
«Приглашаем в воскресенье
Всех гостей к нам в гости в дом,
Угостим лесным медком».
(Пчёлы вешают на ёлку большое объявление и улетают в улей. Под музыку появляются бабочки и исполняют танец).
Бабочки.
Тук-тук-тук, мы в гости к вам…
Пчёлки (все вместе выходят из домика).
Очень рады мы гостям!
Бабочка.
Прочитали объявленье.
К вам пришли по приглашенью!
Нам бы сладкого медку,
Взять хотим для угощенья.
Обещался в воскресенье
Навестить кузнечик нас.
Пчёлки (вместе).
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощайтесь, забирайте,
Да здоровье укрепляйте!
(Пчёлки отдают Бабочке ведерко с мёдом).
Бабочка.
Вам за вашу доброту
Я «спасибо!» говорю.
Про дружка - кузнечика
Песенку спою.
(Песня «Кузнечик». Бабочки улетают. Пчёлки машут вслед, улетают в домик. Появляется медведь, пытается пробраться к мёду. Пчёлы вылетают и жалят, медведь убегает от них. Игра «Медведь и пчёлы», с участием детей.)
Пчёлки.
Мы хоть маленькие пчёлки
Но обидеть не дадим.
И ужалить больно можем,
За себя мы постоим.
Медведь.
Не пробраться к мёду так,
Что ж попробую иначе.
Тук-тук-тук! Я в гости к вам!
Пчёлки. Очень рады мы гостям!
Медведь.
Мне бы на зиму медку!
Лапу с мёдом пососу!
Ведь из всех лесных зверей
Мёд люблю я всех сильней!
Дайте мне побольше мёду!
Съем хоть целую колоду!
И лечиться буду им,
Вкусным, сладким и густым.
Пчёлки.
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощаем! Забирай!
Да здоровье укрепляй!
(Пчёлки отдают Медведю ведёрко с мёдом).
Медведь.
Вам за вашу доброту
Я «спасибо!» говорю.
(Медведь уходит, пчёлки улетают в домик. Звучит музыка, выходит бабушка.)
Бабушка. Тук-тук-тук! Я в гости к вам…
Пчёлки. Очень рады мы гостям!
Бабушка.
Мне бы вашего медку!
С мёдом чай я пить люблю!
Ну, а иногда бывает,
С дедом мы зимой хвораем.
Тут болит и там болит,
Мёд нас быстро исцелит!
Мы его и в чай, и в кашу,
И в любую пищу нашу.
Мёд – лекарство, лучше нет!
Это знает целый свет!
Пчёлки.
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощайтесь, забирайте,
Да здоровье укрепляйте!
(Пчёлки отдают Бабушке ведёрко с медом.)
Бабушка.
А за вашу доброту
Я подарок подарю.
Я нашла для вас цветочек,
Посадила вот в горшочек.
Пусть ваш домик украшает,
Обо мне напоминает.
1-я пчёлка.
Замечательный цветочек,
Словно красный огонёчек!
2-я пчёлка.
Яркий, нежный и красивый…
Пчёлки (вместе). Говорим тебе спасибо.
Ребёнок. Тук-тук-тук! Я в гости к вам!
Пчёлы. Очень рады мы гостям!
Ребёнок.
Нам бы сладкого медку,
К именинному столу.
Знают взрослые и дети
Нет ничего вкусней на свете.
И полезней его нет -
В этом мёда весь секрет.
Пчёлы.
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощайтесь, забирайте,
Да здоровье укрепляйте!
(Пчёлки отдают ребёнку ведёрко с мёдом.)
Ребёнок.
От души благодарим
И спасибо говорим.
И «Полечку цветочную»
Пропеть мы вам хотим.
(Дети исполняют песню «Цветочная полечка».)
1-я пчела.
Мы трудились, мы старались,
Все довольными остались.
2-я пчела.
Не страшна зима для нас,
Мёда сделали запас.
3-я пчела.
А теперь нам в дом пора
Ждёт работа нас с утра.
4-я пчела.
Мёдом, детки, угощайтесь,
Пчёлок вы не обижайте.
Физкультурное развлечение с элементами психогимнастики
«На полянке»
Звучит музыка со звуками леса. «Жил-был Зелёный лес. Это был не просто Зелёный лес, а поющий лес. Берёзы там пели нежные песни берёз, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые. Предлагаю отравиться в лес на прогулку».
В колонне по одному дети идут друг за другом, выполняя следующие задания:
«Тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз, и идут друг за другом;
«Копна» - дети берутся за руки и направляются к центру круга, соединив руки в центре;
«Кочки» - приседают, положив руки на голову.
Бег широким и мелким шагом в чередовании с обычной ходьбой (2 р.)
Построение в круг (на полянке цветы со стихами).
- Мы вышли на чудесную солнечную полянку и, если прислушаться и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни.
ОРУ
- Бабочка – красавица
Всем цветочкам нравится.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
1 – наклон головы к правому плечу, одновременно плавное поднятие рук. 2 – и.п. 3 – наклон головы к левому плечу, одновременно плавное поднятие рук. 4 – и.п.
- Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку,
Вверх неспешным ходом
Ползёт по стебельку
К пахнущему мёдом
Яркому цветку.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
1-2 – поднять левую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтем правой руки. 3-4 – поднять правую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтём левой руки.
- Муравьишка в чаще
Дуб тяжелый тащит.
Эй, товарищи-друзья,
Выручайте муравья.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки впереди, опущены и сжаты в кулаки. 1 – наклон вперед, 2 – выпрямиться, руки поднять к правому плечу, 3 – наклон вперед, 4 – выпрямиться, руки поднять к левому плечу.
4. Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
И.п.: лежа на спине, руки в стороны.
1-4 –попеременное сгибание и разгибание рук. 5-8 – попеременное сгибание и разгибание ног.
- Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
И.п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе.
1-10 – подскоки на двух ногах.
Упражнение на восстановление дыхания «Посмотрим по сторонам».
И.п.: о.с.
1 – поворот вправо, правую руку вправо (вдох),
2 – и.п. (выдох),
3 – поворот влево, левую руку влево (вдох),
4 – и.п. (выдох).
Влетает пчела:
Всё жужжу я и жужжу,
Над цветочками кружу.
Мёд готовлю я,
Потому что я – пчела.
-Здравствуйте, ребята! Как вы оказались на этой полянке?
Ведущий: Мы пошли на прогулку в лес и вышли на полянку.
Пчела: А кого вы сегодня увидели?
Ответы детей.
Пчела: Не устали? Тогда поиграем.
П.и. «Пчёлы и ласточки».
Дети-пчёлы летают и поют:
Пчёлки летают, медок собирают.
«Ласточка» сидит в гнезде, по окончании пения говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает!» затем вылетает из гнезда и ловит пчёл.
Игра на внимание «Пчела».
Пчёлы летят Медленно взмахивают кистями рук.
И жужжат, жужжат.
Летели, летели, Вращают перед собой указ. Пальцами.
Ребятам на нос сели. Быстро вращают кистями рук. Пчёлка
Ж-ж-ж… хлопает в ладоши, дети показыв. на нос.
«На щёки… на уши… на колени…»
Ведущий: Мы поиграли, а теперь отдохнём.
Релаксация «Волшебный сон».
Когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Ты не заснешь по настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание наступает «Волшебный сон».
Пчела:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2р.)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится ровно, глубоко, легко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают засыпают (2р.)
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются (2р.)
Дышится ровно… глубоко … легко…
Пауза
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
Ведущий: И пока мы отдыхали, сном волшебным засыпали, вырос на полянке грибок. Этот гриб не простой, а волшебный. Мы с пчёлкой посмотрим, какой сюрприз приготовил для вас «Зелёный лес». (В грибе –печенье-грибочки). Ребята, пришло время прощаться с пчёлкой. Досвидания!
Изучаем животный мир - ставим опыты
Чем бабочка похожа на слона?
Тебе потребуются:
- Небольшой стеклянный аквариум
- Мелкая сетка или стекло, чтобы закрыть аквариум сверху
- Лупа
- Сачок для бабочек
- Стеклянная банка с крышкой
- Пластилин
- Деревянный брусок
- Спелый банан
- Сахарный песок
Понятно, что бабочка совсем не похожа на слона. Но ты обязательно слона вспомнишь, если увидишь, как бабочка ест. У всех насекомых маленькие ножки около рта превращены в челюсти, строение которых зависит от того, чем питается насекомое. Например, у муравьев и кузнечиков челюсти приспособлены для разгрызания листьев растений. Самый необычный способ питания использует бабочка - у нее есть длинный полый хоботок, похожий на длинную трубу. Обычно хоботок свернут, но он вытягивается, когда бабочка чует еду, например что-то сладкое. Можно сказать, что бабочка действует хоботком, почти как слон хоботом.
Схема работы:
1. Если у тебя нет сачка для ловли бабочек, сделай его из старой наволочки. Закрепи угол наволочки на проволочном кольце и прикрепи к нему деревянную палку длиной около 30 см.
2. Поймай несколько бабочек и посади их в стеклянную банку. Чтобы аккуратно достать бабочку из сачка, надо взять ее пальцами за сложенные крылышки.
3. Подготовь аквариум: помести в его центре деревянный брусок, закрепив его при помощи пластилина.
4. Из оставшегося пластилина сделай маленькую чашечку и прикрепи ее на верхушку бруска.
5. Положи в чашечку кусок банана, посыпь его сахаром и смочи немного водой.
6. Прикрепи снаружи лупу так, чтобы чашечка была хорошо видна.
7. Запусти бабочек в аквариум и закрой его сверху сеткой или стеклом.
Результат:
Сначала бабочки будут просто беспорядочно летать в разных направлениях. Но уже примерно через минуту они успокоятся и начнут обследовать свой новый дом. Скоро первая бабочка обнаружит еду и сядет на край чашечки с бананом. Тихо подойди к аквариуму и посмотри на бабочку в лупу. Возможно, не сразу, но через некоторое время ты обязательно увидишь, как бабочка разворачивает хоботок и начинает есть.
Объяснение:
Бабочка чувствует запах, похожий на запах ее любимой пищи - цветочный нектар. Хоботком она сначала пробует еду, потом начинает сосать. Если банан достаточно мягкий, ты увидишь, как кусок уменьшается и как бабочка втыкает хоботок то в одно, то в другое место.
Совет по подготовке отчета:
Покажи на выставке аквариум с бабочками. Помни, что бабочки не смогут жить в неволе дольше недели, поэтому через несколько дней их надо выпустить на свободу.
Воронка Берлиза для почвенных паразитов
Тебе потребуются:
- Плотная бумага
- Кусок сетки с не очень мелкими дырочками
- Клейкая лента
- Большая стеклянная банка
- Жидкость для мытья посуды
- Столовая ложка
- Настольная лампа
- Лопатка
- Ведерко
- Проба почвы
Почвенные насекомые могут съесть целый сад за одну ночь. Днем они прячутся в гниющих листьях или в других остатках растений либо зарываются в землю, а ночью вылезают, уничтожая сады, огороды и цветники. Проследить за вредными жучками очень сложно - придется всю ночь сидеть с фонариком. Но с помощью хитрого устройства, названного по имени его создателя воронкой Берлиза, ты сможешь поймать вредных насекомых в ловушку.
Схема работы:
1. Вырежь из плотной бумаги развертку воронки, как показано на рисунке, и скрепи концы клейкой лентой.
2. Отрежь такой кусок сетки, чтобы он закрывал дно воронки, и закрепи его на воронке клейкой лентой.
3. Налей в банку воды, добавь туда одну столовую ложку жидкости для мытья посуды.
4. Помести воронку узким концом в банку. Воронка должна опираться на края банки и стоять прямо.
5. Собери лопаткой пробу почвы в ведерко. Почву возьми из-под больших листьев и кустов.
6. Насыпь почву в воронку.
7. Направь лампу на широкий конец воронки, чтобы свет падал на поверхность почвы.
8. Оставь свет включенным на всю ночь.
Результат:
Утром ты увидишь в банке с водой довольно много насекомых. Именно такие почвенные паразиты живут у тебя в саду.
Объяснение:
Почвенные насекомые не любят свет и жару. Они стараются спрятаться, закапываются глубже и проваливаются через сетку.
Совет по подготовке отчета:
Помимо воронки, покажи фотографии своего сада и того места, откуда были взяты пробы. Найди и сфотографируй следы поедания растений насекомыми. Купи или возьми в библиотеке определитель насекомых своего района и попробуй распознать некоторых насекомых, попавших в банку. К распространенным почвенным вредителям относятся многоножки, уховертки, долгоносики.
Ловушка для ночных насекомых
Тебе потребуются:
- Среднего размера картонная коробка с клапанами
- Алюминиевая фольга
- Яркий фонарик или настольная лампа
- Крепкая веревка
- Старый носок
- Круглая резинка
- Клейкая лента
- Скрепки
- Ножницы
- Белая краска
- Кисточка
- Линейка
Эта ловушка позволит тебе наловить ночных насекомых, не прибегая к помощи вредных химических веществ. Ты соберешь хорошую пробу насекомых, обитающих в твоем районе, хотя результаты будут, конечно, зависеть от времени года, температуры воздуха и выбранного места работы.
Схема работы:
1. Покрась в белый цвет всю коробку снаружи и изнутри, кроме ее внутренней задней стенки.
2. Приклей пластилином или специальным клеем на внутреннюю заднюю стенку коробки лист фольги.
3. Обрежь клапаны коробки, как показано на рисунке.
4. Отогни клапаны внутрь коробки, чтобы их срезанные концы соединялись. Не скрепляй клапаны - нужно еще доделать ловушку и поместить в нее фонарик.
5. Положив коробку на бок (клапанами к себе), прорежь в "полу" отверстие диаметром примерно 10 см.
6. Отрежь у старого носка мысок, просунь носок в отверстие и закрепи степлером. Из носка должна получиться трубочка, выходящая из коробки.
7. Закрепи круглой резинкой второй конец носка на горлышке стеклянной банки.
8. Сделай два маленьких отверстия в "крыше" коробки (в ее стороне, покрытой фольгой) на одинаковом расстоянии от задней стенки так, чтобы коробка висела ровно, когда в ней будет фонарик.
9. Поставь в коробку фонарик, чтобы его свет как можно лучше отражался от фольги. Загни клапаны внутрь коробки и повесь ее на дереве так, чтобы носок и банка висели внизу. Лучше выбрать место как можно дальше от любых источников света.
10. Время от времени смотри, кто попался в банку. Можно оставить ловушку на всю ночь и проверить ее утром.
Результат:
В банку наберутся ночные насекомые, в основном мотыльки и комары.
Объяснение:
Ночные насекомые ориентируются по луне и звездам. Их привлекает любой источник яркого света. Насекомые летят на свет и попадают в коробку, а выбраться оттуда им мешают клапаны. Многие насекомые, например мотыльки, любят, чтобы свет падал все время с одной стороны. Они летают вокруг фонарика по кругу, пока не устанут. Уставшие насекомые провалятся в носок и окажутся в банке.
Совет по подготовке отчета:
Сделай фотографии, показывающие изготовление ловушки. Продемонстрируй готовую ловушку на выставке. Не забудь сфотографировать ловушку в том месте, где она висела, и запиши время суток, погоду и продолжительность сбора насекомых.
Рассмотри пойманных насекомых и постарайся показать их живыми, особенно если среди них есть редкие виды. Больше узнать о ночных насекомых помогут специальные книги - определители насекомых. Живых насекомых удобно показывать в стеклянной банке со стороны, закрытой темной бумагой. Можно положить им немного еды, например кусочек хлеба, намоченный в сахарном сиропе.
Если ты захочешь еще поработать над проектом, попробуй ловить насекомых в разных местах. Ты убедишься, что ночные насекомые везде разные, многих можно поймать только там, где поблизости есть вода.
Знаешь ли ты?
Насекомые видят цвета не так, как млекопитающие. Многие насекомые различают только коротковолновый свет, то есть синий, фиолетовый и ультрафиолетовый. Такое зрение позволяет им видеть солнце через слой облаков и ориентироваться по нему в любую погоду. Ученые предполагают, что насекомые могут очень хорошо различать разную форму предметов, в том числе нужные им растения, даже на большом расстоянии.
Муравьиная дорожка
Тебе потребуются:
- Неглубокая картонная коробка с крышкой
- Кусок стекла или оргстекла, полностью закрывающий коробку
- Белая краска и кисточка
- Клейкая лента
- Ножницы
- Садовая лопатка или тяпка
- Банка с крышкой
- Садовые перчатки
- Блюдце
- Кусок банана
- Сахарный песок
Возможно, тебе случалось наблюдать за цепочкой муравьев, идущих от твоего бутерброда, положенного в траву во время пикника. Как муравьи нашли бутерброд? Ответ подскажет этот проект.
Схема работы:
1. Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет.
2. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого.
3. Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам.
4. Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой.
5. Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи небольшим количеством воды. Поставь блюдце в левую половину коробки недалеко от угла.
6. Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла.
Результат:
Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.
Объяснение:
Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек.
Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.
Совет по подготовке отчета:
Покажи на выставке свою коробку с муравьиными цепочками. Если нужно, добавляй муравьям еды. Помни, что муравьи могут жить в неволе без своей королевы несколько дней, потом их надо осторожно вернуть на прежнее место, иначе все они погибнут.
Знаешь ли ты?
С помощью химических сигналов общаются не только муравьи, но и многие другие насекомые. Например, мотылек-самец чувствует самку за несколько километров благодаря своим хеморецепторам - участкам усиков, воспринимающим запах.
Изучение паутины
Тебе потребуются:
- Плотная черная бумага (обычные листы и большие листы)
- Ножницы
- Садовые перчатки
- Лак для волос
- Хороший помощник
Этот проект научит тебя аккуратно собирать паутину, чтобы можно было ее изучать. Паутину проще найти весной или осенью, а самое лучшее время для ее поисков - раннее утро. Сначала обязательно прочитай что-нибудь про пауков, которые водятся в твоем районе. Среди них могут быть и ядовитые. Таких пауков и их паутину лучше не трогать. Основные типы паутины - концентрическая, треугольная и мелкоячеистая. Ядовитые пауки обычно плетут концентрическую паутину.
Схема работы:
1. Выбери подходящую паутину. Если увидишь паука, постарайся определить его. Надев перчатки, поднеси черную бумагу к паутине сзади. Помощник с ножницами и лаком для волос должен быть рядом.
2. Аккуратно побрызгав лаком на паутину и бумагу, надо перерезать основные нити, держащие паутину.
3. Зафиксируй паутину лаком и оставь на ночь для высыхания.
Результат:
Паутина на бумаге должна быть красивой и четкой. Отдельные части паутины можно внимательно изучить с помощью лупы.
Объяснение:
За миллионы лет пауки научились плести паутину различного рисунка. Каждая паутина соответствует условиям жизни паука и лучше всего подходит для его любимой пищи. Паук начинает плести паутину с ее основных частей - осевых нитей и нитей крепления. Затем промежутки между основными нитями он заполняет сеткой более тонких нитей. Нити паутины образуются в специальном органе на брюшке паука.
Совет по подготовке отчета:
Помести все собранные паутины в рамки под стекло. Напиши, где они найдены.
Знаешь ли ты?
Паутина очень устойчива, очень долговечна и очень прочна. Она прочнее шелка, прочнее любого синтетического волокна и прочнее стальной проволоки. Если из паутины паука-крестовика спрясть веревочку толщиной в карандашный грифель, то, чтобы ее порвать, потребуется груз около 250 килограммов, то есть на такой веревочке можно подвесить небольшую корову. На шелковой веревочке такой же толщины можно подвесить только 35 килограммов, на нейлоновой - около 50-60, и чуть больше на стальной проволоке.
Ученые провели эксперимент по изучению влияния невесомости на строительные способности пауков. Отправленные в космос вместе с космонавтами, пауки сначала растерялись, но потом сплели паутину точно так же, как сделали бы это на Земле.
Любимый цвет насекомых
Тебе потребуются:
- Красная, желтая, зеленая, синяя и фиолетовая плотная бумага
- Белый лист бумаги
- Ручка или маркер
- Наручные часы
- Линейка
- Большая доска
- Мед
Мы никак не можем согласиться с тем, что насекомые плохо различают цвета. У некоторых из них даже есть любимый цвет. Этот любимый цвет обычно соответствует цветкам, в которых. Можно найти самый вкусный нектар. В этом проекте ты сможешь узнать любимые цвета разных насекомых, а потом заставить их изменить свои пристрастия к любимым цветам.
Схема работы:
1. Нарисуй на белом листе таблицу (строки - названия цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый; столбцы - названия насекомых: мухи, пчелы, мотыльки, мошки, бабочки). Если хочешь, можно сделать схему шире, добавив других насекомых. Обычно оставляют одну колонку для неизвестных насекомых (пометь ее знаком вопроса).
2. Сделай копию этой карты.
3. Прикрепи обе карты на доску, чтобы одна была поверх другой.
4. Разложи листы цветной бумаги на гладкой травяной поверхности. Положи по краям камешки, чтобы листы не унесло ветром.
5. Сядь примерно в 90 см от листов бумаги, возьми в руки доску со схемой. Наберись терпения и сиди очень тихо. Скоро на листы бумаги начнут садиться насекомые.
6. Отмечай черточкой каждое насекомое в нужной клеточке таблицы.
7. Через 20 минут подсчитай черточки в каждой клеточке, чтобы увидеть, каким насекомым какой цвет больше нравится.
8. Сними первую схему и открой вторую.
9. Поставь маленькое блюдечко с медом на лист бумаги "самого непопулярного" цвета.
10. Снова в течение 20 минут отмечай насекомых.
11. Сравни две заполненные схемы.
Результаты:
Красный и фиолетовый цвета привлекают крупных насекомых - бабочек, мотыльков, пчел. Синий цвет больше нравится мухам. Обрати внимание, что осы любят желтый цвет (возможно, об этом уже догадывался тот, кто пробовал одеться в желтую одежду на пикник). Меньше всего насекомых привлекает зеленый цвет, потому что зеленые цветы (например, цветы-сережки на деревьях) обычно бывают без нектара. Но если поставить блюдечко с медом на лист зеленой бумаги, насекомые полетят туда, забыв о своих любимых цветах.
Объяснение:
Насекомые предпочитают те цвета, которые напоминают им о любимом нектаре. Но любимые цвета зависят и от условий жизни насекомого. Например, если убрать привлекающий множество пчел ярко-желтый цветок кабачка, пчелы сначала будут искать желтый цвет, но потом переключатся на розовый клевер. Теперь их будут больше привлекать розовый или фиолетовый цвета. Мед на зеленом листе бумаге заставляет насекомых забыть о цветах и ориентироваться по запаху, поскольку запах явно означает еду. Именно поэтому насекомые на пикнике садятся на твой даже не совсем яркий бутерброд, хотя видят кругом много самых разных цветов.
Совет по подготовке отчета:
Сделай фотографии и покажи на выставке заполненные таблицы. Собери и засуши растущие в твоем районе цветы, которые должны больше всего нравиться насекомым.
Знаешь ли ты?
Большинство насекомых видит цвета, не доступные человеческому глазу. Способность видеть свет с короткой длиной волны - ультрафиолетовый - позволяет насекомым видеть солнце сквозь облака и уверенно ориентироваться по нему. Когда насекомое садится на цветок, оно находит нектар не только по запаху, но и по расположению тычинок цветка. Высасывая нектар, насекомое переносит пыльцу с цветка на цветок, и это очень важно для образования семян.
Источник: Глен Веччионе "Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов".
Системная паутинка проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наши соседи - насекомые"
Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...
Педагогический проект " Наши соседи - насекомые "
Для педагогов ДОУ...
Педагогический проект " Наши соседи - насекомые "
Для педагогов ДОУ...
Проект "Наши соседи - насекомые"
Проект "Наши соседи - насекомые". Предназначен для детей второй младшей группы....
Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""
Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...
Наши соседи насекомые.
Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие реб...
проект "наши соседи - насекомые".
проект "Наши соседи - насекомые" с примерным планом реализации (3 недели)...