Конспект по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nashi_pomoshchniki_-_ushi.docx | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«СК Начальная школа- детский сад № 144"
Конспект ООД
по ознакомлению с окружающим миром
для детей с нарушением зрения
в подготовительной к школе группе
«Наши помощники. Уши»
Составила:
Ежова А.Н.,
воспитатель, первая
квалификационная
категория
г. Дзержинск
2019 г.
Этапы ОС | Содержание этапов |
| |
Форма образовательной ситуации | Организованная образовательная деятельность |
Образовательная область | Познавательное развитие |
Вид детской деятельности | Познавательная |
Тема | «Наши помощники. Уши» |
Цель | Расширение представлений о строении и значении органа слуха. |
Задачи Образовательные Развивающие Воспитательные | Расширять представления детей о строении и функционировании уха, о его значимости. Развивать познавательную активность детей, способность к наблюдению и самонаблюдению, умение анализировать полученные результаты. Воспитывать привычку здорового образа жизни, способствовать привитию стойких культурно - гигиенических навыков; умение слушать друг друга и воспитателя. Познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха. |
| |
Дидактические игры « Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка» ; подвижная игра «Стоп» ; чтение В.Суслов «Тишина» | |
| |
Игрушка - чебурашка, письмо с загадкой; схемы-правила, воронка, стакан с водой, мольберт магнитный, аудиозапись с различными звуками, спица, набор карточек для показа источника звука(для детей). | |
| |
Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка. | |
5. Методы и приемы | |
Игровая мотивация, создание проблемной ситуации, беседа, наблюдение, самонаблюдение, исследовательская деятельность, использование схем - правил, игра «Узнай, чей голосок», физкультминутка, художественное слово. | |
6. Способы организации детей | |
Подгрупповая, индивидуальная. | |
7. Мотивационно – ориентировочная часть | (Дети стоят около воспитателя) Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо и адресовано оно нашей группе. Давайте, посмотрим, что же в нем. Вот и само письмо: «Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто я? «Я сказочный зверек. Не медведь и не хорек, Горжусь большими своими ушами, Дружусь со всеми малышами?». - А как вы догадались? (Воспитатель вносит игрушку). - А вот и наш гость. Проходи пожалуйста, Чебурашка. Тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, большие. Как ты думаешь, зачем тебе уши? Чебурашка: (воспитатель говорит за героя): Не знаю, наверное, для красоты. Воспитатель: Не только, Чебурашка. Оставайся с нами, сегодня мы поговорим о том, для чего нам нужны уши и что такое слух. |
8. Организация детской деятельности | Воспитатель: Ребята, проходите к столам. И ты, Чебурашка, не отставай. Садись и внимательно слушай (сажаю игрушку). - Ребята, давайте рассмотрим ухо друг у друга. Сначала девочки повернуться к мальчикам, теперь повернитесь мальчики к девочкам и рассмотрите их ушко. - Что вы увидели? - На какую форму оно похоже? (Оно похоже на квадрат или на другую форму?) (Обведите ушко пальчиком, посмотрите я обведу на рисунке) - То, что вы увидели и можно потрогать называется ушная раковина. Повторим вместе. - Теперь обследуйте свое ухо пальчиком. - Ухо гладкое? - Куда, может попасть пальчик из ушной раковины? Из ушной раковины ваш пальчик попал в слуховой проход. - Далеко ли уходит пальчик в ушко? - Почему дырочка нас не пускает? - Там находится самая главная часть уха тонкая - тонкая пленочка. Называется она - барабанная перепонка. Повторим это слово. Звук ударяется об эту перепонку, и мы его слышим. Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт. Ребята, только при тишине мы сможем услышать, как рождается звук. Сядем тихо. Демонстрация опыта У воспитателя в руках воронка. Воспитатель: Ребята, я возьму воронку. Представьте себе, что воронка - это ухо. Широкая часть воронки - это ушная раковина (обвожу рукой), узкая - это наружный слуховой проход. Вода - это звук, который проходит в ухо. Кусочек бумаги - это барабанная перепонка. Теперь смотрите и слушайте. Звук через ушную раковину идет к барабанной перепонке и ударяется о нее. Перепонка дрожит, и мы слышим звук (во время объяснения лью воду через воронку). Чебурашка: Ой, а я сейчас дотронусь до этой волшебной пленочки - барабанной перепонки. Пальчиком я не достану, возьму вот эту спицу. Воспитатель: Ребята, что же тогда произойдет с перепонкой, ведь она очень тонкая? (Делаю в бумаге большую дыру). - Ребята, проверим, услышим звук? (лью воду через отверстие бесшумно). - Перепонка повреждена, человек остался глухим на всю жизнь, перепонку починить нельзя. Зрительная гимнастика Раз - налево, два – направо, Три - наверх, четыре – вниз А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир! Воспитатель: Ребята, теперь поиграем в игру «Угадай, чей голосок», она поможет нам понять - хороший ли у нас слух. (Встаем в круг на коврике, один ребенок в середину) Чебурашка: Я поближе сяду, чтобы ничего не пропустить. Воспитатель: Как ты узнал, что Маша тебя позвала? -Усложним игру, постарайтесь изменить свой голос, (повторяем игру 1-2 раза). Чебурашка: Все ребята справились с заданием, какие хорошие у них ушки. А что еще могут наши ушки кроме определения звуков? Воспитатель: Проверим, можем ли мы с помощью ушей определять направление звука? Останемся в кругу, Даша вставай в круг. Тот, на кого я покажу, похлопает в ладоши, а Даша покажет рукой, откуда шел звук. Даша, закрывай глаза: (показываю на Лизу или Илюшу, или Сашу М.). - Лиза, Саша М., Илюша: а ты скажешь откуда шел звук: сбоку, сзади или впереди от тебя. Закрывай глаза, а ты (показываю) топай ножками. - Правильно сказал Илюша? - Ребята получилось у нас определить, откуда были посланы звуки? - А еще с помощью ушей можно определить расстояние. Садитесь на краешек коврика. У меня в руках колокольчик, я позвоню в него, а вы скажите близко или далеко он звенел. Закрывайте глаза (подхожу то близко, то далеко). - Чебурашка: Ой, как интересно, можно я тоже позвоню в колокольчик? Воспитатель: Попробуй (Чебурашка звонит в колокольчик). Чебурашка: Какие у вас замечательные уши, умеют определять расстояние. А сможете ли вы по звуку определить, что я видел, когда шел к вам в гости? - Пойдемте за столики, берите с подноса карточки и разложите перед собой. Когда поймете, кто (что) издает звук, поднимите карточку. Готовы? (Включаю аудиозапись на диске). Чебурашка: вы все верно показали. Воспитатель: Ребята, а вы сами видели, кого встретил Чебурашка? - Что же помогло вам узнать ? - Значит, наши уши могут еще и видеть. - Ребята, а почему у нас два уха, а не одно? - Как вы думаете, надо беречь наши уши? - Как же помочь нашим ушкам быть здоровыми? (выставляю на доску карточки и проговариваю) - нельзя ковырять в ушах различными предметами, чистить уши можно только с помощью родителей; - нужно беречь уши от сильного ветра; - нужно беречь уши от громких звуков; - нельзя заталкивать в уши различные предметы, т. к. слуховой проход очень узкий и достать оттуда мелкий предмет будет нельзя; - нельзя сильно сморкаться; |
9. Рефлексивно-оценочная часть | - Чебурашка: спасибо вам, ребята! Я столько всего узнал про уши. Воспитатель: Все сегодня постарались, были внимательны, хорошо поработали. Молодцы! - А ты, Чебурашка, оставайся у нас в группе погостить! |
Список литературы
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Ко-
маровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
2 Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с
нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1990.
3. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Плаксина Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного восприятия // Проблемы воспитания и социальной
адаптации детей с нарушением зрения. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.:
1995.
5. Подколзина Е.Н Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Город Детства, 2007.
6. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников:Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр, - М,:ВАКО, 2005.
7.Зрительная гимнастика для детей 2 – 7 лет / авт.-сост. Е.А.Чевычелова. – Волгоград : Учитель, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению с окружающим миром (по экологии)для детей младшей группы
1. Уточняют представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов,...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром во 2ой младшей группе. Тема:"Приключение Ушастика"
Конспект.по ознакомлению с окружающим миром для детей ...
конспект по ознакомлению с окружающим миром Тема Экскурсия по заповедным местам национального парка Нижняя кама. Гвоздева М.Н
Сформировать у детей представление о растительном и животном мире Республики Татарстан .Познакомить с понятием "Заповедник" и роли человека в жизни его обитателей....
Конспект по ознакомлению с окружающим миром (Окружающий мир) в первой младшей группе на тему "Как мы дружно все живем"
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.Задачи: закреплять знания детей о родственных отношениях; развивать умение называть ближайших р...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы (животный и растительный мир) через дидактические игры.
quot;Путешествие с зайчиком на волшебном паровозе"...
Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "В мире пластмассы"
Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "В мире пластмассы"Цель: формировать представление детей о свойствах и качествах предметов из пластмассы....