Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Игра - путешествие в мир бумаги" для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Селезнёва Наталья Ивановна

Исследовательская деятельность - опяты с бумагой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность в старшей группе. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.

«Игра – путешествие в мир бумаги»

Задачи:

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, уважительное отношение к труду взрослых, интерес к исследовательской деятельности - проведение опытов

Образовательные: расширить представления  детей об изготовлении бумаги, закрепить знания о различных видах бумаги (картон, тетрадная, салфе[a][b][c]тная), сравнить их качественные характеристики и свойства, конкретизировать знания о ее назначении. Активизировать в речи детей слова: коллекционер, коллекция, макулатура. Умение слушать друг друга, продолжать разговор по теме, уметь делать выводы в ходе исследовательской деятельности.

Развивающие: развивать любознательность, речь, мышление, внимание.

Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Оборудование: компьютер, телевизор, ножницы, емкость для воды.

Предварительная работа:

- беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;

- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

- знакомство с различными коллекциями.

Словарная работа: коллекционер, коллекция, макулатура.

Содержание.

  1. Вводная часть. 

Организационный момент.

Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок. (звонит)

Начинаем мы играть.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.

Я белая, как снег,

Дружу с карандашами,

Где он пройдет, там заметку кладет. (бумага)

Сообщение темы.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в мир бумаги, узнаем о том, из чего изготавливают бумагу, что делают из бумаги.

- Как вы думаете, из чего делают бумагу? (Из деревьев)
- Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой процесс. Посмотрите сообщение от Фиксиков.

Просмотр видео.

Обсуждение увиденного.

- Ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудятся очень много людей, какие действия они выполняют.

1. Деревья сначала рубят лесорубы, отправляют на фабрику для обработки. Там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе.

2. Отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага.

Стихотворение читают дети.

- Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.

- Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги. А скажите мне ребята, какими изделиями из бумаги мы пользуемся в повседневной жизни. (книги, раскраски, альбом, салфетки и др.)

- Раз бумагу делают из деревьев, а деревья – это легкие нашей планеты, что нужно делать для сохранения деревьев?

- Затрудняемся с ответом, тогда попробуем на него ответить в конце нашего путешествия.

2. Основная часть.

Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. (картон, тетрадная, салфетка)

Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы.

-  Посмотрите, что лежит на столах?

- Какая бумага? (картон, тетрадная, салфетка)

- Как узнать о свойствах бумаги? (можно провести опыты)

I. Опыты с бумагой. После каждого опыта один из детей делает отметку в рабочем листке о результатах. (мольберт)

1. Опыт «Разрывание бумаги»

- Перед вами картон, газетная и тетрадная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)

- Что можно сказать о бумаге?      

Вывод: вся бумага рвется, но с разной силой.

2 Опыт «Разрезание»

- Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: всю бумагу можно разрезать, но картон режется труднее.

3 Опыт «Сминание бумаги»

- Ребята, бумага может звучать? Что это за шум? (шелест бумаги)
- Правильно ребята это шелестит бумага.

- Что можно сказать о бумаге?    

Вывод: тетрадный лист и салфетку сминать легко, картон сложнее.

4. Опыт «Намокание». Для создания этого опыта нам понадобится вода. Положите листочки бумаги в воду.

- Что произошло?

- Какая бумага намокла быстрее?    

Вывод: салфетка намокла быстрее чем картон и тетрадный лист.

Общий вывод: вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному.

- Как вы думаете почему? (картон более плотный, толстый чем тетрадный лист и салфетка. Тетрадная – потолще, попрочнее из нее изготавливают тетради. Картон – самая толстая, плотная бумага, поэтому его используют для изготовления коробок, обложек для книг).

- Каким опасным свойством обладает бумага? (она горит) плакат о ТБ

Физминутка.

Дыхательная гимнастика

Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.

На комочек дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На комочек дуй сильнее,

Побежит он веселее.

II. Знакомство с коллекционером.

- Здравствуйте, ребята. Я коллекционер, я тоже собираю разные виды бумаги. Мне пришло сообщение, что вы то же имеете коллекции. Что такое коллекция? Коллекция - это собрание предметов по какому – то признаку.

- В вашем селе со мной случилась неприятность. Подул сильный ветер, и моя коллекция бумаги разлетелась, а часть ее попала в вашу группу. Помогите ее найти. Я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена.

- Ребята, давайте поможем найти разные виды бумаги из коллекции в нашей группе.

(Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в группе)

- Я давно увлекся собиранием бумаги и все виды у меня записаны:

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная (для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - бархатная бумага (для труда, поделок)

8 - салфетная бумага (гигиеническое назначение)

9 - копировальная бумага

- Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.

- Давайте теперь с Вами поиграем в игру «Сходство и отличие»

-Я называю вид бумаги, а вы должны отыскать предмет из данного вида бумаги

Картон - картонная коробка, книга, папка, настольная игра.

Газетная - газета, журналы

Альбомная – альбом для рисования.

Гофрированная бумага - цветок из гофрированной бумаги.

Обойная бумага – обои.

III. Повторение изученного.

- Можно ли самостоятельно сделать бумагу? Из какой бумаги? Расскажите.

1 слайд -  Сначала порвали на мелкие кусочки бумагу.

2 слайд – залили бумагу горячей водой и размешала все блендером

3 слайд -   Получилась кашица.

4 слайд -   На подготовленную сетку выложили кашицу.

5 слайд -   Добавили украшения – пайетки.

6 слайд -  Промокнули сверху другой салфеткой

7 слайд -   Оставили сохнуть.

8 слайд -  Получилась новая бумага, которую можно использовать для изготовления подарка.

3. Заключительная часть.

- Наше путешествие подошло к концу, расскажите, что вам запомнилось во время нашего путешествия?

- Что интересного узнали о бумаге?  (из картона делают прочные предметы, салфетки хорошо впитывают воду, на альбомной бумаге, тетрадной хорошо рисовать она не рвется. Но бумага горит, надо быть с ней осторожной возле нагревательных бытовых приборов). 

- Как много бумаги человек использует в своей жизни. Из чего напомните делают бумагу? (из деревьев)

- Что нужно делать чтобы сохранить деревья? (беречь бумагу). 

- Можно принять участие в сборе макулатуры. Макулатура – это использованная ранее бумага для повторной переработки для всех видов бумаги. Повторите это слово – макулатура. (раздать приглашения для участия в сборе макулатуры)

- Что такое коллекция? (это собрание предметов по какому – то признаку)

Дети встают в круг и благодарят друг друга за игру – путешествие.

Коллекционер предлагает ребятам сделать подарок гостям. Это бумага, выполненная самостоятельно ребятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Родной город» для детей старшей группы.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Родной город» для детей старшей  группы....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Продукты, содержащие витамины» для детей старшей группы.

В этом конспекте детей знакомим в каких продуктах какие витамины содержатся....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим+предметное рисование "Снежная семья" для детей старшей группы

Занятие содержит в себе различные методы работы; знакомит нас со снежной семьей (семьей снеговиков)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшей группы с ОНР тема: «Ранняя весна»

данный материал будет полезен воспитателям старших, подготовительных групп...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ для детей подготовительной группы с ТНР на тему: «Путешествие в мир живой природы»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ для детей подготовительной группы с ТНР на тему: «Путешествие в мир живой природы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир профессий» в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР

Познавательные области:Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цели: расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий; во...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе.Программные задачи:1.    Расширять представления о лесе, его обитателях и растительности.2....