Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы и закладывать позитивное к ней отношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 348.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 86
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
«Круговорот воды
в природе»
Используемые технологии:
- проблемно-поисковые;
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- экспериментирование;
- художественное слово.
Подготовила и провела: воспитатель Ходаковская Е.В.
г. Санкт-Петербург
2019г
«Круговорот воды в природе»
Цель: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств.
Задачи: показать огромное значение воды для всех живых существ; уточнить представления о разных состояниях воды, о природных водоисточниках; воспитывать бережное, экономное отношение к чистой воде (родниковой колодезной, водопроводной); развивать умение отгадывать загадки; провести эксперимент «Вечный садик»; создать у детей хорошее настроение.
Материалы: кукла-игрушка Ёлочка; лист ватмана, жетоны-капельки, цветные маркеры; 2 обрезанные 5-ти литровые прозрачные бутыли из-под воды, немного древесного угля и земли, отводки и черенки разных комнатных растений, красивые камушки, ракушки, маленькие игрушки.
Предварительная работа:
- рассказать детям о том, что такое колодец;
- разучить стихи;
- прочитать сказку К. Чуковского «Мойдодыр»;
- понаблюдать на прогулке за небом, облаками, снегом, льдом;
- предложить родителям принести красивые камушки, ракушки, маленькие игрушки для украшения мини-садика;
- поставить в воду черенки комнатных растений для их дальнейшей посадки;
- подготовить землю, древесный уголь.
Пояснительная записка:
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы и закладывать позитивное к ней отношение. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети не только постигают окружающий мир, испытывают нравственно-эстетические чувства, но у них формируется интерес к познанию, что является предпосылками к учебной деятельности. Это играет большую роль в решении основных задач дошкольного образования: подготовка детей к школе и жизни в обществе.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Сегодня я поливала цветы в холле, смотрю, а между горшочками сидит куколка. Я хочу вас с ней познакомить. Отгадайте загадку:
Преколючие наряды.
Кто же им скажите рады?
Платья из иголок
У красавиц … (Ёлок) Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Ёлка. Но наша ёлка не простая. Вот письмо от неё.
«Меня зовут Ёлочка. Меня вы узнаете по моему наряду. Я ношу бордовую шапочку и такие же башмачки, жёлтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Я дружу с другими героями Шалуном, Тихоней и Умницей. С ними я вас познакомлю в следующий раз. Вместе мы бережём и охраняем лес, заботимся о его обитателях. Мы поможем вам ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года!
Это всё вокруг ПРИРОДА!
А сегодня я прошу о помощи вас. Я отправляюсь в дальнее путешествие и некому поливать мой любимый садик. Помогите мне пожалуйста! Но сначала вы должны отгадать разные загадки и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ капелька-жетончик. Удачи!»
Воспитатель: Рядом с Ёлочкой лежала коробочка, в коробочке капельки-жетончики, их я буду вручать тем, кто правильно будет отвечать на вопросы. Но… Правильно отвечать на вопросы это не только дать правильный ответ, а поднять руку и чётко, громко с места сказать то, что нужно.
Угадайте, что такое? Она нужна на небе и на земле. Никто и ничто не может обходиться без неё. Она необходима всем-всем-всем. Одним - чтобы плыть, другим - чтобы жажду утолить, третьим - что-нибудь помыть. Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Это вода. Кому нужна вода? Кто без воды не может жить? Зачем вода нужна растениям и животным? Что люди делают с водой? Ответы детей.
Воспитатель: Растения надо поливать водой - иначе они засохнут. Животные пьют воду, а некоторые, например рыбы, в ней живут. Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, чтобы мыть, чтобы готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. Вот поэтому вода - царица на земле и на небе, царица всей природы. Где же вода встречается на земле, откуда вообще берут воду? Ответы детей.
Воспитатель: Вода есть и на земле и под землёй, на земле это реки и ручьи, моря и океаны, озёра и пруды. Под землёй вода тоже течёт - там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины поднимают вёдрами воду.
М. Пожарова «Колодец»
Опустить, ведро, низёхонько.
Поднимись, ведро, полнёхонько.
Зачерпни воды студёной.
Для рассады для зелёной.
Нам нужна вода для грядки,
Для коровы и лошадки.
Пей, Савраска, пей, Бурёнушка,
Пейте, милые, до донышка!
Воспитатель: В некоторых местах вода пробивается сквозь землю, как это называется? Ответы детей. Тогда получается родник. Люди и животные знают, что родниковая вода самая чистая и вкусная, поэтому приходят к роднику, чтобы напиться. Люди берегут родники. А почему вода царица не только на земле, но и на небе? Ответы детей. Правильно, без дождей растения на земле засохли бы.
Г. Ладонщиков «В знойный день»
В поле солнечно и тихо,
Сушит землю знойный день.
Призадумалась гречиха,
Свесил голову ячмень,
И не видят, что над бором
Туча вздыбилась горой,
Что печаль их очень скоро
Дождь развеет озорной.
Воспитатель: Теперь понятно, что на небе вода тоже бывает, когда по нему ползут тучи. А знаете ли вы, что вода нужна не только живым существам, но и разным предметам, вещам, сооружениям? Как вы думаете зачем? Ответы детей.
С. Погореловский «Апрельский дождик»
-Дождик, дождик,
Что ты льёшь?
Погулять нам не даёшь.
-Я водою дождевою
Землю мою, мою, мою.
Мою улицу и двор,
Мою крышу и забор.
Я калитку умываю,
И деревья и кусты,
Чтобы были к Первомаю
Все умыты и чисты!
Воспитатель: У воды есть сыновья. Попробуйте угадать, кто это такие?
Загадки.
1)Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
2) Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
3) Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло!
(Лёд)
Воспитатель: Где же мы можем наблюдать воду на земле? Ответы детей.
1)Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная.
(Озеро)
2)Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручей)
3)Летом бежит,
Зимою спит,
Весна настала-
Опять побежала. (Река)
Воспитатель: На земле мы можем наблюдать воду в реке, в озере, в ручейке, в море, в лужах. Давайте поиграем!
Динамическая пауза: игра «Море, озеро, лужи капелька». Море – все в большой круг, озеро – по пять человек, лужи – по двое, капелька – по одному.
Воспитатель: Вода - единственное вещество на земле, которое может быть в трёх состояниях: жидком (ответы детей) собственно вода, твёрдом (ответы детей) снег, лёд и газообразном (ответы детей) пар, облака.
1)Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)
2)Пушистая вата
Плывёт куда – то,
Вот вата ниже –
И дождик ближе.
(Облака)
3)С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло!
(Снежинки)
Воспитатель: Что такое пар, где мы можем его наблюдать? Ответы детей.
Зимой на улице при дыхании идёт пар, над кипящей водой, облака в небе.
Можно продемонстрировать образование пара при кипении воды в чайнике подставив сверху блюдце.
Путешествие воды.
Воспитатель: Любопытно было бы узнать, откуда появляется вода в колодцах, ручьях, озёрах и реках, из которых она вечно течёт и никак не вытечет, и, наконец, в огромных морях и океанах? Ответы детей.
Воспитатель: Попробуем с вами изобразить круговорот воды в природе наглядно.
Вода падает из облаков на землю в виде дождя или росы, просачивается внутрь земли, откуда вновь появляется в виде родников и ключей, наполняющих колодцы и ручьи; ручьи текут в маленькие речки, маленькие речки в большие реки, а большие реки в моря. Но откуда же берётся вода в облаках? Она поднимается туда невидимо водяным паром от сырой земли, от влажных лугов, от луж, озёр, рек и от самого моря, скапливается наверху в виде облаков и снова падает оттуда каплями. Так странствует беспрестанно вода между небом и землёй, и этот постоянный оборот воды очень важен для людей, растений и животных: без воды ни растения, ни животные не могли бы существовать, а без животных, растений и воды не могли бы жить и люди. Это называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Приклеить капельки-жетоны, полученные при отгадывании загадок, на лист ватмана под контуром облака. Воспитатель должен дорисовать солнце, землю и море.
«Вечный садик».
Воспитатель: С помощью этого садика можно наглядно проследить круговорот воды в природе.
Надо в нижней части обрезанной канистры насыпать немного древесного угля. Сверху насыпать столько плодородной земли, чтобы ёмкость была наполнена на одну четверть. Посадить отводки и черенки разных молодых долгорастущих растений небольших размеров.
Хорошо полить, украсить поверхность земли красивыми камушками, усадить какую-нибудь крошечную игрушку-зверюшку и плотно закрыть ёмкость крышкой .
Место для садика надо выбрать освещённое солнцем, но не под его прямыми лучами. Поливать в дальнейшем садик не надо, потому что он сам себя поливает: вода с земли постоянно испаряется, оседает капельками на крышке и снова дождиком выпадает на землю. Многие месяцы садик будет расти и радовать вас своей красотой.
Теперь мы можем помочь Ёлочке. Надо для её садика тоже устроить круговорот воды.
Вывод: В природе всё устроено разумно. Будем её любить и помогать!
Используемая литература:
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугешева Г.П., Чистякова А.Е. «Детство-пресс», СПб, 2010г
- «Живая экология», Программа экологического образования дошкольников, А.И. Иванова, Творческий центр «Сфера», Москва 2006г
- «Творим и мастерим», Ручной труд в детском саду и дома. Л.В. Куцакова, «Мозаика-синтез», 2010г
- «Русское народное творчество». Сборник загадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства вод...
Открытый показ НОД для родителей по познавательному развитию подготовительной к школе группы №10 на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Цель. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Задачи. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы "Круговорот воды в природе"
Занятие по развитию элементарных математических представлений ориентировано на интеллектуально – познавательное развитие детей 6-7 лет в свете реализации ФГОС ДО. Интеграция с другими ...
Конспект ОД по окружающему миру в старшей группе "Круговорот воды в природе"
Тема: Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. Цель: формирование элементов экологической культуры через изучение такого явления, как круговорот воды в пр...
Конспект интегрированного занятия для подготовительной к школе группе "Центр воды".
Интегрированное занятие "Центр воды" для детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия конкретизировать представления детей о вредных и полезных действиях человека по использованию воды....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды....