Конспект занятия в старшей группе "Для чего человеку нужны нитки, ткани и одежда"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Познакомить детей со свойствами тканей, помочь определить особенности их;
дать представление об истории иглы,
учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем,
развивать логическое мышление, сообразительность;
дать понятие о разнообразии видов одежды, необходимости создания человеком одежды.
Воспитывать желание научиться шить простые швы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в старшей группе | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организационно-образовательной деятельности по образовательным областям «Познание» и «Ознакомление с окружающим миром» в старшей группе «Для чего нужны человеку нитки, ткани и одежда»
Цель: Познакомить детей со свойствами тканей, помочь определить особенности их; дать представление об истории иглы, учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем, развивать логическое мышление, сообразительность; дать понятие о разнообразии видов одежды, необходимости создания человеком одежды.
Воспитывать желание научиться шить простые швы.
Словарь: хлопок, лен, шелк, синтетика, шерсть, игла, серебро, вышивка, портной, швейная машина, кожа, мех, шов, ткать.
Материалы: швейная машинка (игрушечная), виды швейных игл, виды ниток, коллекция тканей, набор демонстрационного материала по теме «Одежда», схема от нитки до одежды.
Ход занятия
- Дети, какие вы сегодня красивые, нарядные, аккуратные! Скажите, что вы чувствуете, когда на вас надеты красивые платья и нарядные рубашки, модные брюки и красивые куртки? (ответы детей)
- Из чего сделана ваша одежда? ( Из ткани.)
- Посмотрите, ребята, на коллекцию тканей.
Воспитатель приглашает детей к столу, где представлены образцы различных тканей. Дети рассматривают ткани, исследуют руками на ощупь.
- Расскажите, какие ткани вам понравились.
Дети рассказывают, какая ткань по цвету, по структуре, толстая или тонкая, мягкая или жесткая, прозрачная или плотная и т.д.
- Посмотрите внимательно, все ткани разные, но у них есть одно сходство: все они сделаны из нитей. А теперь посмотрите, какие бывают нити, из которых изготавливают ткань. А нить сначала скручивают в такие большие бобины, а потом уже из нескольких бобин на станке ткут ткань. Станок называется – ткатский.
Воспитатель показывает разные нити из разных тканей, дети рассматривают их, пробуют руками. Знакомятся с коллекцией ниток, в которой есть нити из хлопка, льна, шелка, шерсти. Воспитатель отмечает, нити все разные, поэтому и ткани все разные.
Ребята, хотите узнать, когда появились первые нити, и человек стал делать из них ткани? Послушайте интересный рассказ.
Это было давным-давно, когда на нашей планете было всегда тепло и люди обходились без одежды. Они связывали из листьев растений себе повязки и прикрывали свое тело от солнечного зноя и от мелких насекомых. Но постепенно климат на земле менялся, стало холоднее, и древним людям пришлось позаботиться о своем теле, чтобы уберечь его от холода и ветра. Послушайте маленькое стихотворение:
Человек придумал выход.
Взял он шкуру, перья птиц
И создал себе одежду,
Чтоб от холода спастись.
Но такая одежда не всегда была удобной. Она была тяжелой, грубой, движения человека были скованы. Летом в ней было очень жарко.
Однажды кто-то из людей заметил, что растения состоят из тонких нитей, и, если эти нити обработать, получается волокно, из которого можно прясть пряжу и изготавливать ткань. Люди стали обматываться тканью. Скоро они заметили, что в такой одежде неудобно жить и работать. Тогда люди начали из ткани шить. Платья были длинные, до самой земли. Это тоже было неудобно и постепенно платья стали укорачивать. В них стало удобно ходить и работать.
А чем же люди шили? Ведь иголок и швейных машин в то время не было. Люди придумали прокалывать шкуры зверей и ткани тонкими отточенными камнями, рыбьими костями. Тяжелым был этот труд. Затем нитями соединяли части одежды. Постепенно толстые и грубые иглы из камня и кости, заменялись, на иглы из железа. А у нас в России люди научились изготавливать иглы из серебра. Первые стальные иглы к нам завезли арабские купцы. С помощью стальной иглы люди научились шить не только простую, скромную одежду, но и красивые наряды с отделкой и вышивкой. Многие мастера швейного дела удивляли своим искусным трудом людей.
А еще есть пословицы об игле, послушайте: Без иглы не портной; Не игла шьет, а руки. (Воспитатель объясняет значение пословиц).
Намного легче стало людям, когда изобретатели придумали швейную машинку. Сейчас почти в каждом доме есть швейная машинка. Машинки бывают ручные и электрические. На фабриках, в цехах шьют на современных электрических машинках. Швейные машины умеют делать всё: и пуговицы пришивать, и обметывать ткань, и вышивку делать. Швейные машины умеют шить любую одежду и из самой тонюсенькой ткани и из толстого меха и из кожи и из синтетического материала.
- Ребята, а кто вам сшил вашу одежду? (ответы детей)
- Кому-то платье сшила мама, брюки сшила бабушка, а кому-то купили в магазине готовую одежду. Люди, которые умеют шить, называются портными. Про портниху можно сказать так: - Целый день сегодня шью, я одела всю семью. И про портного, тоже есть пословица – У портного и локоток на отлёте. ( Объясняет смысл пословицы).
- А кто дома вместе с мамами или бабушками шьют куклам одежду, их тоже можно назвать портнихами. Пусть вы только учитесь шить с помощью иголки и нитки, но когда подрастете, в школе у вас будет урок труда, где девочки научаться шить на швейной машинке. Давайте вместе с вами сделаем физкультурную минутку про иголочку и представим - будто мы портные.
Физкультурная минутка: «Иголочка» (Дети выполняют движения согласно тексту)
Я иголочку возьму, в ушко нитку протяну,
Завяжу узелок и начну шить платок.
Буду я стараться, чтоб не отвлекаться.
Я платок сошью да маме подарю.
Мама поглядит, за платок похвалит.
- А как вы думаете, где можно купить ткань? (ответы детей?)
- Правильно, в магазине. Сейчас в магазине большой выбор, ткани есть на любой вкус. У каждой ткани свое назначение. Подходите пожалуйста к столу.(Дети подходят, и воспитатель знакомит их с названиями тканей, показывает коллекцию тканей. Посмотрите какие разные ткани: шерсть, драп, сукно, ситец, шелк, сатин, кружевница, трикотаж, букле, капрон, парча и т.д.)
- Давайте подумаем и отберем те ткани, которые пригодятся для пошива одежды к осеннему и зимнему сезону. (Дети выполняют задание.)
- А теперь отберите те ткани, которые вы носили летом и из этих тканей удобно шить летнюю одежду. (Дети выполняют задание.)
- Много людей трудится, чтобы волокно превратилось в пряжу, пряжа в ткань, ткань в одежду.
Человек для удобства в жизни придумал много видов разной одежды, трудно перечислить все, но давайте попробуем. (Дети перечисляют одежду которую знают: пальто, шуба, куртка, ветровка, комбинезон, платье, сарафан, юбка, блузка, майка, кофта, свитер, пиджак, брюки, бриджи, лосины, спортивный костюм, шорты, плащ, жилетка, бальное платье шарф, косынка, платок, панамка, шляпа, шапка, кепка, носки, колготки, чулки, майка, трусы и т.д. Молодцы ребята, назвали очень много одежды.
Ребята, а теперь подумайте, а ткани нужны только для того, чтобы шить одежду? Где еще используются ткани? ( На окнах – шторы, на кровати – постельное белье, вытирать руки – полотенца, на столах – скатерти, салфетки, в машине – чехлы для кресел, для мебели – обивка из ткани, парашют – шьют из шелковой ткани, палатки для туристов – шьют из синтетических и водоотталкивающих тканей и т.д.)
Вот сколько, много мы сегодня узнали, вам понравилось? А теперь ребята посмотрите, какие швы вы можете сделать уже в пять лет, конечно, если захотите научиться. Воспитатель показывает образцы простых швов. (Дети рассматривают изделия.) Воспитатель подводит итог и благодарит детей за работу и хорошее поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Труд человека кормит. а лень портит"
Данное занятие поможет ещё раз обогатить знания детей о представителях разных профессий, об их нравственных качествах. а также заложить основы их ценностного отношения к труду....
Конспект занятия в старшей группе "Все профессии нужны, все профессии нужны"
Конспект итогового занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Обобщить и конкретизировать представления детей о труде людей разных профессий....
Конспект занятия в старшей группе: «Имя человека»
Конспект занятия в старшей группе: "Имя человека"...
Конспект занятия исследовательской деятельности «Для чего птицам нужны перья».
Цель: расширение знаний детей о птицах, как об объектах живой природы умеющих летатьРазвитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью, умения высказать предположения.Задачи:Образоват...
Конспект занятия в старшей группе «Имя человека»
Комплексное занимательное занятие на тему «Человек». Старшая группа...
Конспект занятия «Как и для чего человек дышит»
Цель: познакомить детей с дыхательной системой человека....
- Мне нравится (1)