Краткосрочный проект "Водичка,водичка..." с детьми младшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (младшая группа)
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения. От воды зависит климат планеты. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Воду использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков
Цель проекта: Формирование представлений о воде, её значимости в жизни живых существ и для здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vodichka.docx | 63.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«ВОДИЧКА, ВОДИЧКА»
для детей младшего
дошкольного возраста.
Воспитатель: Мурашова Оксана Геннадьевна
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ВОДИЧКА, ВОДИЧКА»
для детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность
Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. Иван Аксаков
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения. От воды зависит климат планеты. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Воду использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков
Цель: Формирование представлений о воде, её значимости в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с ролью воды в жизни человека, а так же с ее свойствами;
Формировать умение действовать и аккуратно пользоваться водой.
Совершенствовать культурно- гигиенические навыки детей.
Развивающие:
Речевое развитие, обогащение словарного запаса;
Развивать наблюдательность детей с помощью игр с водой;
Воспитательные:
Приобретение навыков здорового образа жизни.
Данный проект:
По составу участников – групповой (15 ч.)
По содержанию - познавательно - поисковый – (речевое, познавательное, физическое развитие)
По продолжительности – краткосрочный (1 неделя)
По доминирующему виду проектной деятельности – познавательно – обучающий
Методы и формы:
словесные – беседы, рассказы воспитателя и детей, чтение художественной литературы;
игровые – дидактические игры, подвижные игры, развлечение
Материально- технические ресурсы: магнитофон, ноутбук, фотоаппарат, интернет, презентации.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются начальные представления о воде, о ее свойствах и назначениях (для поддерживания чистоты).
Сформируются начальные навыки к совместным играм, появится интерес к играм с водой.
Проявится интерес к экспериментированию с водой, овладевают знаниями о свойствах, о воде.
Проявится доброта, забота, бережное отношение к природе, возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности .
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Диагностика навыка мытья рук и умывания | ||||||||||||||
Фамилия имя ребёнка | умеет закатать рукава | умеет смочить руки | взять мыло, намылить до появления пены | мыть руки | смыть мыло | мыть лицо | Вытереть насухо руки и лицо, повесить полотенце на место | |||||||
Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | |
Критерии результативности проекта
Сформирован: все компоненты сформированы соответственно возрасту.
Частично сформирован: отдельные компоненты не развиты;
Не сформирован: большинство компонентов недостаточно развито;
Сформирован | красный |
Частично сформирован | зелёный |
Не сформирован | синий |
Список используемой литературы:
Программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Москва-Синтез, 2010.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айри-пресс, 2007.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение.1986.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.«Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?».
-------------------------------------------------------------------------
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?".
--------------------------------------------------------------------------
3"Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?"
--------------------------------------------------------------------------
4"Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?"
--------------------------------------------------------------------------
5Насколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанную с экспериментированием?"
--------------------------------------------------------------------------
6."Часто ли ребёнок задаёт вопросы? Какие именно?"
-------------------------------------------------------------------------
7. "Создаёте ли вы условия для проведения опытов?"
--------------------------------------------------------------------------
8. "Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе?"
------------------------------------------------------------------------------
ОСНОВНОЙ ЭТАП
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
Познавательный досуг: «Да здравствует мыло душистое»
Цель: ознакомление детей со свойствами мыла и его разновидностями;
Задачи:
Образовательные:
закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
Развивающие:
подвести детей к понятию «Чистота – залог здоровья»;
Воспитательные:
воспитывать культурно- гигиенические навыки.
Материал к занятию: кусочки туалетного мыла, коробочка, мыло туалетное, банное, хозяйственное, жидкое. Для опытов: колбочка с водой, стружки мыла, трубочки для коктейля. Сказка К. Чуковского «Мойдодыр».
Ход:
Воспитатель: сегодня нам принесли посылку, и пока мы не знаем, что в ней. Чтобы узнать, надо отгадать загадку.
Это наш хороший друг, Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится, В руках оно вертится,
Запенится вода. От страха грязь бледнеть начнет,
И побежит, и потечет, Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми, Душистыми, душистыми. Узнали без труда!
Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно сказать о нем?
Ответы: (дети обследуют кусочки мыла) гладкое , душистое, розовое, скользкое, желтое, белое…
Воспитатель: (обобщает ответы детей) Мыло имеет запах, цвет и форму.
Какое мыло нравится вам? А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?
Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называется туалетным.
А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в киоск, где продается мыло. Оказывается, мыло бывает не только туалетным.
Дети проходят к полочке, где лежит разное мыло: туалетное, хозяйственное, банное, жидкое.
Воспитатель в роли продавца рассказывает о разных видах мыла, где и как оно применяется, при этом привлекает к высказываниям детей.
- Теперь, дети, придя в магазин, вы без труда себе выберете необходимое мыло. После экскурсии воспитатель вместе с детьми проводит опыты. В баночку с чистой водой насыпаются стружки мыла, наблюдаем, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится. С помощью трубочки для коктейля выдуваем воздух в воду с растворенным мылом для образования пены. Игра «У кого пена выше и пышнее».Дети делятся впечатлениями , высказывают свое мнение.
Вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель предлагает прослушать сказку К. Чуковского «Мойдодыр», обращает внимание на окончание произведения.
- Для чего люди моются, стирают белье, убирают в доме?
( Чтобы в доме было чисто, уютно, не было микробов, все были чистыми, опрятными, аккуратными, а главное, здоровыми.)
Ведь чистота- залог здоровья.
ИТОГ:
В ходе реализации проекта дети приобрели знания: о воде и её свойствах; о значении воды для поддержания чистоты; о выпадение осадков. У детей сформировались знания о значимости воды в окружающем нас мире, пробудился интерес к опытно - исследовательской деятельности, созданы комфортные условия для творческого настроя среди участников проекта и родителей. Можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Ознакомление с художественной литературой:
Поэзия: К.И.Чуковскго «Мойдодыр», « Федорено горе»
А. Барто «Девочка чумазая» Чтение песенок и потешек: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опыт №1: «Холодная, теплая, горячая вода». Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками). | Опыт №4: «Что растворяется в воде». Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка. | |
Опыт №2: «Прозрачная вода». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная. Сказка «Путешествие маленькой капли | Опыт №5: «Что плавает в воде». Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов: легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут. Игры с бумажными корабликами. | |
Опыт №3: «У воды нет запаха и вкуса». Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха. | Правила при работе с водой. Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду — не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук — друг: он нам помог, И никто здесь не промок. | Правила при окончании работы: Ты работу завершил? Все на место положил? |
Опыт №6 : “Вода жидкая, может течь” | Опыт №7 : “Лед – твердая вода” | |
Игра «Найди капельки» Воспитатель сообщает детям, что сегодня прибегала тучка утром в группу, но улетела до их прихода. Но она так торопилась, что растеряла все свои капельки, поэтому их нужно будет найти и принести быстро в ведерко. Цель: способствовать быстрому выполнению задания. | Игра- опыт "Теплая и холодная" Цель: развивать тактильные ощущения, внимание и память. Материал : два тазика с водой. Ход игры. Перед детьми два тазика с холодной и теплой водой. Вместе с детьми опускаем кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения: "Посмотри, что это в тазиках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Достанем скорей ручки, а то они совсем замерзнут. А здесь, какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше, в теплой или холодной водичке? Покажи, где теплая вода, а где холодная". |
Стихи о воде. | |
1.Берегите воду Вода – это то. Что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют. Для нас же вода должна чистою быть, Что б мы не боялись и мыться и пить. Не менее, впрочем, полезна вода Которая в виде замершего льда. Она охлаждает, морозит, бодрит. И в зной нам прохладу и радость дарит. Давайте же воду будем беречь. От трат неразумных ее все стеречь. Иначе, закончится, может вода, И жизнь на планете затихнет тогда. | 2.«Кто, знает откуда берётся вода?» Кто знает, откуда берется вода? Чтоб нам о воде все - при все разузнать, |
3.Что такое вода? Это струйка из крана, | 4.Баллада о воде. |
5. Мы говорим: она течёт; На землю падает опять. | 7. Кто горячей водой умывается, |
ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ | ||
Ай, лады-лады-лады, | Водичка серебриста. Чистая водичка. | Кран, откройся, |
«Водичка серебристая, | Закатаем рукава, | Лейся, чистая водичка, |
В ручейке вода струится | Каждый день я мою мыло | Нам водичка - добрый друг, |
Не умыться, не напиться без воды, | Знаем, знаем, да-да-да, |
ОСНОВНЫЕ ИГРЫ С ВОДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В ДЕТСКОМ САДУ.
Для организации игровой деятельности с водой подготовьте поролоновые губки, лейки, пластиковые чашечки, крышки, стаканчики, два тазика, фартуки, полотенца.
Игра «Вылови шарик». В таз с водой помещают маленькие пластмассовые шарики. Ребенку дают ситечко с ручкой и предлагают выловить шарики из воды. Приготовьте второй пустой таз, в который дети будут складывать выловленные шарики. Эта игра развивает мелкую моторику, аккуратность, ловкость;
Игра «Лужа». Для этого занятия потребуется губка, два тазика, один с водой, другой пустой. Воспитатель предлагает детям опустить в тазик с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в тазу не закончится вода. Можно преподнести эту игру, как будто дети убрали самостоятельно лужу.
Подберите стихотворения про лужу, можно читать его малышам в процессе деятельности;
Игру с водой можно совместить с театрализованной сказкой про курочку. К малышам приходит курочка. Расскажите им, что она умеет делать, как говорит, что кушает. Покормите с ребятишками птицу зернышками. Курочка в ответ на заботу принесла много яиц. Вынесите корзинку с вареными яйцами. Предложите детям потрогать их. Скажите, что они гладкие и белые по цвету. Затем налейте в таз воду и положите туда яйца. Игра заключается в том, что дети будут вылавливать их из воды руками и класть в корзинку;
«Водопадики». В большой таз налейте воду, дайте детям лейки, чашечки, любые пластиковые емкости, с помощью которых дети смогут набирать воду и переливать ее. Покажите ребятам, как можно выливать воду из одной чашки в другую, меняйте высоту, чтобы получился веселый и шумный водопад;
«Дождик». Очень просто организовать для детей игру с лейкой, устраивать дождик. Покажите, как капли падают на воду, как в пустом тазу постепенно образуется большая лужа. Расскажите детям стихотворение о дождике, спойте песенку. После такой игры можно организовать урок творчества. Нарисовать с малышами тучки и дождик;
«Тонет, не тонет». Соберите различные предметы. Это могут быть пластиковые крышки, кусочки поролона, камешки, пуговицы, бусинки. Предложите детям по очереди кидать предметы в воду и наблюдать: тонут они или нет.
Игры с водой для детей 2-3 лет в детском саду, очень полезное занятие. Оно не только развивает и укрепляет здоровье детей, но и прививает им чувство аккуратности.
ИГРЫ ( подвижные, дидактические, пальчиковые, упражнения ) | ||
«Рыбалка» Цель: развивать зрительно - двигательную координацию движений. Дети вылавливают рыбок и складывают их в ведёрко. Рыбки могут быть разного цвета, так можно развивать цветовое восприятие детей; могут быть с разными эмоциями – это будет способствовать развитию эмоциональной сферы | Упражнение «Дождик капает» Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность. -Дети выньте руки из воды, опустите пальчики вниз, что это капает с пальчиков? (Вода). - Как она капает? Кап-кап-кап - это друзья «Капельки» – капли. - А давайте сделаем дождик на воде пальчиками. Ударяют пальчиками о поверхность воды. -Кап–кап-кап, кап-кап-кап, -Тучки собираются -Кап–кап-кап, кап-кап-кап, -Дождик начинается -Дождик, дождик перестань, -Отдохнуть немного дай! Вытирают руки полотенцем. | Игра –забава с водой «Здравствуй водичка» Цель: создание позитивного настроения. -Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся. -Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. Правой ладошкой, левой ладошкой. Приговаривают: «Здравствуй водичка! Погладьте водичку. -А теперь давайте поздороваемся пальчиками. Приговаривают: «Здравствуй водичка! Сжимание кулачков в воде с напряжением и поочерёдно. Потереть в воде пальчики поочерёдно словно перетирать (указательными, средними, безымянными, мизинчиками). Пальцы бегут по воде, шагают. -Вот бегут босые ножки, -Прямо по дорожке. |
Игра «Дождик» Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела. Дождик капает немножко И на ручки, и на ножки. На головку - кап-кап! И на ушки - кап-кап! Нам на щёчки - кап-кап! И на носик - кап-кап! Нам на плечи - кап-кап! И на грудь нам - кап-кап! На животик - кап-кап! На коленки - кап-кап! Намочил он нас водой. Что за дождик озорной! | Пальчиковые игры: «Рыбки» Рыбка плавает в водице. | Две ладошки вместе изображают плавательные движения. |
Игра «Речка» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Чайки кружатся у речки. (Машем руками и кружимся.) Травку щиплют там овечки. Волны на берег бегут. (Делаем руками перед собой волнообразные движения.) Были там, а стали тут. Рыбки плавают в воде, Машут плавниками. (Трясём кистями рук перед собой.) Рыбки плавают везде И ныряют с нами. (Изображаем.) На песочке мы лежим, (Разводим руки в стороны ладошками вверх.) Облака считаем. Мы на солнышко глядим. (Приставляем руки ко лбу.) Вместе загораем. | «Над водой летят стрижи « Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.) Под водой плывут ерши,(Присели.) Плывет лодочка-краса —Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.) | Подвижная игра « Солнышко, дождик». Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя. Описание: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется. 2 – вариант: по сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик. |
Игровое упражнение: « Побродим по лужам» Цель: расширение словарного запаса, развитие игровых навыков. Форма проведения: индивидуальная. Материал: картинка с изображением дождика, большие кубики. Ход игры: Ребенку показывают картинку с дождем и задают вопросы: Почему девочка в сапожках? Идет дождь. Холодно? Как девочка одета? Девочка тепло одета, с зонтиком. Дует ветер? Как он дует? Ребенок по предложению взрослого показывает, как дует ветер: глубоко вдыхает и постепенно выдыхает воздух, раздувая щеки. Потом звучит стихотворение П. Синявского «Дождик»: Кругом цветные зонтики Теперь взрослый предлагает изобразить дождик: после слов «льет дождик» малыш должен присесть на корточки и постучать пальчиками о пол, приговаривая «кап-кап-кап». После слов «солнце светит» малыш встает, поднимается на носочки, вытягивает руки вверх и несколько раз поворачивает кисти в разные стороны. Упражнение повторяется 3-4 раза, затем ребенку предлагают побегать «по лужам». На пол кладут кубики, а ребенок должен перешагивать их, стараясь не задеть. | Ай гу-гу! Задачи; учить выполнять движения в соответствии с текстом. Описание игры: взрослый рассаживает детей на стульчики. Переходя от одного ребёнка к другому, он говорит: «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» Затем останавливается перед одним из малышей. «Хочешь играть со мной? - спрашивает воспитатель. - Тогда пойдём вместе». Воспитатель берёт ребёнка за руку, ионии вместе идут дальше со словами: «Идём, идём, идём, дружка себе найдём!» Постепенно собирается цепочка. Дети вместе с воспитателем образуют круг. Взрослый читает текст и просит повторять за ним движения: Ай гу-гу, гу-гу, гу-гу, Не кружится на лугу. На лугу-то лужица, Голова закружится. Ой, вода! Ой, вода! Вот беда так беда! Прыг-скок, прыг-скок. Прыгал, прыгал и скакал, Прямо в лужицу попал! Движения: дети ведут хоровод в одну сторону, с последним словом первого четверостишия слегка приседают. Затем идут в другую сторону. Делают несколько прыжков и с последним словом приседают и останавливаются: «попадают в лужу». Опускают руки, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. Воспитатель подходит к любому ребёнку, берёт его за руки и помогает ему выскочить из лужи. Спасённый ребёнок может по собственному желанию помочь любому из играющих выскочить из лужи. Так, дети вместе с воспитателем спасают всех, и игра начинается сначала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Птицы зимой". Совместная деятельность педагога с детьми младшего дошкольного возраста
Уточнение и расширение представлений о зимующих птицах (воробей, снегирь, голубь). Формирование знаний о внешних признаках птиц и особенностях поведения. Обогащение и активизирование словаря дете...
Краткосрочный педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста «День Победы»
Актуальность проекта: в настоящее время всё меньше времени со стороны родителей уделяется воспитанию духовности и патриотизма, уважению к героям ВОВ, укреплению связей поколений....
Краткосрочные музыкальные проекты с детьми младшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов, в которой раскрываются этапы подготовки проектов, указываются примерные темы....
Летний краткосрочный проект "Цветное лето" для младшего дошкольного возраста
Цель данного проекта: оформление развивающего пространства и создание эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении...
«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста
Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»
Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....
Краткосрочный проект с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет по творчеству А. Л Барто «Магазин игрушек»
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки учат общаться и познавать себя. Иногда взрослые замечают, что игрушки ребёнком не используются, не подозревая, ч...