"Дыхание растений" проект
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Соболева Надежда Александровна

«Дыхание растений»

 

Цель проекта:

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

 

Задачи проекта:

  • Развивать познавательный интерес;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности;
  • Расширить знания детей о комнатных растениях, их строении, особенностях       жизнедеятельности;
  • Формировать представления о дыхательной системе растений;
  • Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями;
  • Обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать речь детей.

 

Тип проекта: краткосрочный, творческий, экспериментальный информационно – исследовательский.

 

Сроки реализациис 17 октября по 21 октября

 

Участники проекта: воспитатель, дети старшей оздоровительной группы    № 8 «Пчёлки», родители воспитанников.

 

Актуальность: по запросу воспитанника Коровиной Ангелины. Важное значение, для развития личности ребёнка, является усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

 

Необходимое оборудование:

- Для опыта «Может ли растение дышать»: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа;

- Для опыта "Воздух вокруг нас": ленточки, воздушные шарики, целлофановые пакеты;

- Для опыта "Дыхание растения": комнатное растение, прозрачная емкость банка, спички;

- Для опыта «Сквозь лист»: прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке, трубочка для коктейля, лупа;

- Для творчества: восковые мелки, краски, пластилин, цветной картон, цветные салфетки, клей, ножницы.

Демонстрационные материалы по темам:

- "Что такое дыхание? ";

- "Дыхательная система человека";

- "Комнатные растения";

- "Дыхательная система растений".

Обучающие и мультипликационные фильмы по данной теме.

 

Планируемый результат:

Дети узнают:

1. Что такое дыхание:

- О роли дыхания в жизни живых существ;

- О свойствах воздуха.

2. Как дышит растение:

- О дыхательной системе растений;

- О жизни растений и правилах ухода за ними.

3. Дети будут бережнее относится к природе, растениям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дыхание растений427.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32»

Тел. 64-51-46                                                                                                       м-р Рекинцо

                                                                                                                        г. Солнечногорск

                                                                                                                     Московская   область

Краткосрочный проект

«Дыхание растений»

Подготовила воспитатель:

 Соболева Н.А.

2017г

«Дыхание растений»

Цель проекта:

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Задачи проекта:

  • Развивать познавательный интерес;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности;
  • Расширить знания детей о комнатных растениях, их строении, особенностях       жизнедеятельности;
  • Формировать представления о дыхательной системе растений;
  • Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями;
  • Обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать речь детей.

Тип проекта: краткосрочный, творческий, экспериментальный информационно – исследовательский.

Сроки реализациис 17 октября по 21 октября

Участники проекта: воспитатель, дети старшей оздоровительной группы    № 8 «Пчёлки», родители воспитанников.

Актуальность: по запросу воспитанника Коровиной Ангелины. Важное значение, для развития личности ребёнка, является усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Необходимое оборудование:

- Для опыта «Может ли растение дышать»: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа;

- Для опыта "Воздух вокруг нас": ленточки, воздушные шарики, целлофановые пакеты;

- Для опыта "Дыхание растения": комнатное растение, прозрачная емкость банка, спички;

- Для опыта «Сквозь лист»: прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке, трубочка для коктейля, лупа;

- Для творчества: восковые мелки, краски, пластилин, цветной картон, цветные салфетки, клей, ножницы.

Демонстрационные материалы по темам:

- "Что такое дыхание? ";

- "Дыхательная система человека";

- "Комнатные растения";

- "Дыхательная система растений".

Обучающие и мультипликационные фильмы по данной теме.

Планируемый результат:

Дети узнают:

1. Что такое дыхание:

- О роли дыхания в жизни живых существ;

- О свойствах воздуха.

2. Как дышит растение:

- О дыхательной системе растений;

- О жизни растений и правилах ухода за ними.

3. Дети будут бережнее относится к природе, растениям.

 Список используемой литература:

  1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением Старшая группа. – М.: Мозайка- Синтез,2014
  2. Дыбина О.В.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. О.В. Дыбиной.-2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192с (Ребёнок в мире поиска).
  3. Интернет – ресурс.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Выбор темы проекта, постановка цели, определение актуальности;
  • Подбор наглядно – дидактического материала;
  • Использование ИКТ
  • Разработка конспекта занятия;
  • Подбор картотеки;
  • Подбор методической литературы.

II ОСНОВНОЙ ЭТАП

  • Экспериментальная деятельность
  • Чтение художественных произведений.
  •  Продуктивная деятельность детей и родителей по теме проекта

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Видеозапись «Может ли растение дышать?»

Конспект занятия - экспериментирования

в старшей группе

на тему "Жизнь растений"

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о растениях.

Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных,

продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать

растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и

сопоставлять, делать выводы.

Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при

доказательстве.

Дать детям представление о функциях корня растений.

При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают

влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать

словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-

доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы.

Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны

друг другу на земле”.

Оборудование: горшок с комнатным растением; искусственный

цветок; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”,

“Строение растения”, “Функции корня”; компьютер, модель ствола дерева

без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска,

емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из

марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”,

“Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав,

кустарников по количеству детей.

Предшествующая работа:

Знакомство с растениями леса, поля, луга, длительные наблюдения за

посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-

моделей “Признаки живого”, “Строение растений”, проведение игр-

превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной

литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.

Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей.

Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

– Значит и ваше растение не живое?

(Дети говорят, что это растение живое, это фиалка)

(Дети перечисляют признаки живого по слайду схемы-модели №1,

показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается,

размножается)

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у

каждого растения?

Незнайка: – Конечно, хочу.

(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель

№2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)

Незнайка: – А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над

землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз,

под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках

вырастет.

(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной

последовательности)

Воспитатель: – Ребята, правильно Незнайка сделал? (нет,

неправильно)

Незнайка: – А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы

его солнышко не жгло?

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет

растение.

(Дети раскладывают части растения и рассказывают

последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей –

стебель, на стебле – листья и цветы)

Незнайка: – Как же мне все запомнить?

Воспитатель: – Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:

Раз, два, три, повернись

В семена превратись!

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного

пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей).

Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас

погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они

растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки,

растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и

выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете?

Чему радуетесь? (Ответы детей).

Незнайка: – Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые!

Вот послушай ребят: (дети читают стихи):

1. Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты.

И деревья, и кусты.

И не будет красоты!

Должны мы над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать!

Незнайка: – Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению

корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)

Воспитатель: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем

опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней.

Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой.

Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой?

Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы

детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из

марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все

выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про

воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже

в земле, и корни, что делают? (Дышат).

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит,

удерживает растение в земле, всасывает влагу).

(Смотрим на экране модель-схему №3)

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх,

подтянуться)

Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)

Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)

Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)

Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться,

покачивание)

И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)

Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над

головой)

В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой)

Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить пальцами, одна

ладонь над другой)

Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)

Незнайка: – А это, что за значки? (показывает на схемы)

Воспитатель: – Давайте объясним Незнайке, что они означают.

(Показываю схему “Деревья”)

(Ответы детей)

(Показываю схему “Кусты”)

(Ответы детей)

– Чем деревья и кусты отличаются друг от друга?

(Показываю схему “Травянистые растения”)

(Ответы детей)

– Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

(Ответы детей) (Рассматриваем схему – модель №4)

– А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно

посмотрите, вспомните, какое растение нарисовано на картинке и подойдите

к той схеме, которая подходит к вашему растению.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: – Почему ты подошел именно к этой карточке?

(Ответы детей)

Незнайка: – Молодцы, ребята! Здорово вы в растениях разбираетесь!

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, дети покажут тебе, как они знают

растения области?

Незнайка: – Конечно, хочу!

Воспитатель: – Сейчас я буду перечислять разные растения, а вы если

услышите название растения, которое растет в нашей области, то хлопайте в

ладоши. Если же растение у нас не растет – опустите руки вниз.

Игра:

Груша. Яблоня. Малина. Береза.

Ель. Саксаул. Облепиха. Мимоза.

Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.

Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.

Слива. Осина. Каштан.

Кофе. Рябина. Платан.

Дуб. Кипарис. Алыча.

Тополь. Сосна. Каланча.

Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все

растения?

(Если не будет растений, не будет жизни на земле)

Незнайка: – А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый

воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень

красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.

Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас,

помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

(Беречь, охранять, ухаживать и т.д.)

Незнайка: – А как это ухаживать?

Воспитатель: – Незнайка, ты и этого не знаешь? Ребята, давайте

расскажем ему, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей

группе.

(Ответы детей – рассаживаем, поливаем, протираем листья,

опрыскиваем, удобряем и т.д.)

Незнайка: – Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам,

ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном

городе об этом расскажу!

Воспитатель: – Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения

еще много интересного знаем и тебе расскажем.

Незнайка: – Спасибо! До свидания! (дети прощаются с Незнайкой)

Воспитатель: – Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были

молодцы.

А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.

Картотека опытов

    Может ли растение дышать?

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материал: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Содержание: Взрослый спрашивает, дышат ли растения как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.                  

Что выделяет растение?

Цель: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материал: Большая стеклянная ёмкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Содержание: Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположения доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной ёмкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в тёплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1- 2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в ёмкость сразу после снятия крышки. Сделать вывод с использованием модели зависимости животных и человека от растений (растения нужны животным и человеку для дыхания).

Есть ли у растений органы дыхания?

Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материал: Прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Содержание: Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив её незаполненной на 2 – 3 см; б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверст. для соломинки и вставляют её так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, высасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, т.к. видно выделение пузырьков воздуха в воду.                                                      

Нужен ли корешкам воздух?

Цель: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материал: Ёмкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, 2 прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, 2 одинаковых растения в горшочках.

Содержание: Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая.  Почему плотная – хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, т.к. из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого 3 одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные ёмкости с водой. В одну ёмкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой, хуже во второй, в третьей – растение гибнет), делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....