Конспект проведения НОД по ознакомлению со свойствами и качествами материалов в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Беляева Ольга Владимировна

Предназначен для занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению со свойствами и качествами материалов в старшей группе. 

Тема: «Знакомство со свойствами стекла»

Цель: Ознакомление детей со свойствами стекла.

Задачи:

Образовательная: Познакомить детей со свойствами стекла.  Формировать умение выявлять свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, толстое, тонкое, холодное, хрупкое, светлое, цветное, мелодичное), правильно подбирать слова характеризующие его свойства используя в речи прилагательные. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Развивающая: Совершенствовать аналитическое восприятие. Способствовать освоению различных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством стекла.

Воспитательная: Воспитывать культуру речевого общения в условиях коллективного взаимодействия; Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.

Оборудование: Изделия из стекла: вазочки, салатницы, стаканы, бутылочки, флакончики, лупа, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, фигурка стеклянная, конфеты, конверт, стакан, графин с водой, мяч.

Словарная работа:

Обогащение словаря: обогатить словарный запас детей словами - свойство, водонепроницаемое, хрупкое, ребристое, шероховатое, с бугорками, солнцезащитное, увеличительное, мелодичное.

Активизация: тяжелое, толстое, легкое, прозрачное, цветное, салатница, флаконы, фужер.

 Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, чтение стихотворений о стекле, отгадывание загадок.

Этапы проведения и время

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические указания и приемы

1.Организационно-мотивационный этап

Этап постановки проблемы

Предлагаю детям встать в круг. Здравствуйте ребята. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.

Сегодня такой замечательный день! Внимательно посмотрите вокруг себя, что вы видите?

Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала. Раздаётся стук в дверь. (подхожу к двери, в руках красивый конверт).

 -Ребята, нам принесли письмо! Давайте его откроем и я прочитаю что там. (читаю детям загадку)

Холод терпит, а палку нет.

Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.

Его не видишь, а потрогать можно.

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся.

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено.

В группу заходит Бабушка Яга со словами:

-Ох стекло, стекло, стекло… какие свойства у него? Стара я стала и не зрима, забыла все что раньше было. (садится рядом с детьми) Помогите мне детишки узнать, о свойствах стекла, в моем глухом лесу нет школы, детского сада и я о нем совсем ничего не знаю!

- Так вот значит кто нам письмо прислал, давайте поможем Бабушке- Яге  узнать сегодня о том какое оно- стекло! Сегодня я вас и нашу гостью, дорогие ребята, познакомлю со свойствами стекла.

Все дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

- Разные предметы, их много.

Наблюдают за происходящим, внимательно слушают воспитателя

- Давайте!

- Стекло!

Наблюдают, слушают диалог воспитателя с Бабой ягой.

- Да! Давайте!

Приветствие

Сюрпризный момент

Художественное слово- загадка

Проблемная ситуация

Основная часть

2. Этап ознакомления с материалом

Дети, подходим к столу, а ты Бабушка- Яга присядь, внимательно слушай нас и наблюдай за нами.

 Ребята посмотрите у нас на столе, что-то лежит. Давайте рассмотрим и назовем.

А из чего сделаны все эти предметы?

Правильно эти предметы сделаны из стекла, очень много изделий делают из стекла. Давайте познакомимся с ними поближе и узнаем свойства стекла. ( показываю детям декоративную вазочку с ягодами), скажите, что находится в вазочке?

- А как вы это поняли?

Абсолютно, верно, Даниил, вазочка прозрачная – запомните это свойство. Вывод: стекло прозрачное.

А где еще используется прозрачность стекла, что делают из стекла?

Верно, но это не просто очки, они называются солнцезащитные, защищают наши глаза от солнца.

Сейчас, я вас попрошу взять в руки стеклянные изделия и определить, назвать, на ощупь какие они?

А еще, ребята, эти предметы из стекла шероховатые, ребристые, с бугорками.

Давайте все вместе еще раз проговорим эти слова.

Молодцы, ребята. Обратите внимание, что изделия могут быть из толстого и тонкого стекла. Из тонкого стекла делают окна, лампочки. А из толстого, делают увеличительное стекло, лупу (показ лупы). Давайте мы с вами посмотрим через лупу на игрушку. Что произойдет, если лупу направить на игрушки?

Вывод: Стекло имеет свойство увеличивать предметы.

Давайте вместе еше раз повторим –Увеличительное.

Правильно, а что будет если уронить или бросить изделие из стекла? Вывод: Свойство стекла-хрупкое.

Верно, а можно ли в стеклянные изделия наливать воду? Вот например стакан, Ярослава, он пропускает воду?

И так , какое стекло?

Водонепроницаемое. Повторите все вместе это слово.                 Вывод: Стекло –водонепроницаемое. (наливаю в стакан воду, говорю детям) Для того чтобы узнать еще одно из свойств стекла, нам нужно провести небольшой эксперимент. Смотрите внимательно. (аккуратно опускаю стеклянную фигурку в стакан с водой) Ребята, что произошло со стеклянной фигуркой? Что это значит?

Правильно, Егор стеклянная фигурка утонула, и еще одно из свойств стекла- оно тяжелое. Вывод: Стекло – тяжелое.

И снова предлагаю нам немного поэкспериментировать вместе с нашей гостьей. Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте. (аккуратно ударяю карандашом по стенкам сосудов, прикасаюсь одним стаканом к другому), предлагаю детям повторить опыт.

Давайте вместе еще раз назовем одно из свойств секла- мелодичное.

Так , напомним Баба-Яге какие свойства у стекла и какое оно на ощупь?

Как нужно обращаться со стеклянными изделиями? Как их можно использовать?

Баба- Яга: Ой, спасибо вам ребята за эту полезную информацию, полетела я в лес, мне в жизни очень пригодится то что я сегодня узнала с вами, спасибо большое, До свидания! ( уходит)

- Стаканы, вазы, бутылочки, салатницы, различные флаконы и т. д.

- Эти предметы сделаны из стекла.

- В вазочке находятся конфеты

- Вазочка прозрачная, и нам видно что в ней лежит

Из стекла делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки, аквариум, градусник               - На столе очки    

-Гладкие, холодные, скользкие   

Слушают воспитателя

- Игрушка становится больше в несколько раз.

Разобьётся, потому что стекло хрупкое и нужно пользоваться аккуратно стеклянными предметами

- В изделия из стекла можно наливать воду, стакан воду не пропускает

Дети внимательно наблюдают за действиями воспитателя.

- Фигурка утонула , потому что она тяжелая.

Внимательно смотрят за происходящим и слушают воспитателя.

Дети повторяют эксперимент.

- Солнцезащитное, увеличительное, прозрачное, тяжелое, хрупкое, ребристое, шероховатое мелодичное.

- Аккуратно не бросать и не кидать, потому что стекло хрупкое, изделие разобьется.

Можно наливать в стеклянные изделия различные жидкости, защищать глаза от солнца, изготавливать посуду и окна.

Вопросы

Обследование предметов

Добиваться от детей полных ответов

Вопрос

Уточнение воспитателя

Вопрос

Обследование предметов

Обобщение воспитателя

Хоровое и индивидуальное проговаривание

Установка на рассматривание

Уточняющие вопросы

Хоровое и индивидуальное проговаривание

Обобщения воспитателя

Хоровое и индивидуальное проговаривание

Воспитатель проводит эксперимент

Обобщение воспитателя

Опытно- экспериментальная деятельность

Хоровое и индивидуальное проговаривание

Этап практического решения проблемы

А сейчас ребята мы с вами немного поиграем. Становимся в круг.

Игра «расскажи о свойстве стеклянного предмета» Я буду бросать мяч, называя стеклянное изделие, вы кидаете мне мяч обратно и называете свойство текла того изделия, ( предмета). Понятно? Начинаем!

Очки для зрения…

Лупа…

Хрустальная ваза

Столовый стакан

Тарелка

Очки от солнца

Ваза для варенья

Если дети затрудняются с ответом, задаю наводящие вопросы, уточняю, какие свойства могут быть у стекла.

Дети с воспитателем играют в игру.

- Увеличительное

- Увеличительное

- Хрупкое

- Прозрачное

- Толстое

- Солнцезащитное

- Прозрачное

Игра малой подвижности

Объяснение правил

Наводящие вопросы

3.Заключительная часть

Ребята, нам удалось показать и рассказать Баба-Яге какие свойства есть у стекла, какое оно на ощупь и как эти свойства можно использовать? Что нам помогло в этом? Что нового вы сегодня узнали? Что было сложно?

Мы с вами определили какими свойствами и какое на ощупь бывает стекло. Вы все молодцы, нам удалось объяснить Баба-Яге как можно использовать эти свойства стекла, на что обратить внимание.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин стеклянных изделий»

Ответы детей

Вопросы

Похвала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Ознакомление со свойствами и качествами ткани в средней группе"

Цель: помочь детям с помощью разнообразных действий определить качества  ткани: тонкая и толстая; гладкая и не гладкая; ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; свой...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению со свойствами и качествами бумаги в старшем дошкольном возрасте

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению со свойствами и качествами бумаги в старшем дошкольном возрасте I. Воспитательно-образовательные задачи.1. Образовательные задачи.- Продолжать уч...

Конспект проведения дидактической игры «Помоги божьей коровке»» в режимных моментах в старшей группе.

Игра организуется за столом, в ней принимают участие от одного до дести человек. Необходимо правильно сосчитать точки на спинке божьей коровки и «посадить» ее  на ромашку с соответств...

Конспект проведения детско-родительского образовательной деятельности «Каждой пичужке по кормушке» в старшей группе

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс; развитие у детей познавательного интереса через формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним...

Конспект проведения Индивидуального занятия Техника рисования детьми разыми изобразительными материалами в средней группе

Тема: «Рыбка в аквариуме»Образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: познакомиться со смешанной техникой рисования различными материаламиЗадачи:Образовательные:...

Ознакомление со свойствами и качествами материалов: дерево и металл

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31533265","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 163px; height: 30px;"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...