Конспект проведения НОД по ознакомлению со свойствами и качествами материалов в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предназначен для занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению со свойствами и качествами материалов в старшей группе.
Тема: «Знакомство со свойствами стекла»
Цель: Ознакомление детей со свойствами стекла.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей со свойствами стекла. Формировать умение выявлять свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, толстое, тонкое, холодное, хрупкое, светлое, цветное, мелодичное), правильно подбирать слова характеризующие его свойства используя в речи прилагательные. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.
Развивающая: Совершенствовать аналитическое восприятие. Способствовать освоению различных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством стекла.
Воспитательная: Воспитывать культуру речевого общения в условиях коллективного взаимодействия; Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.
Оборудование: Изделия из стекла: вазочки, салатницы, стаканы, бутылочки, флакончики, лупа, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, фигурка стеклянная, конфеты, конверт, стакан, графин с водой, мяч.
Словарная работа:
Обогащение словаря: обогатить словарный запас детей словами - свойство, водонепроницаемое, хрупкое, ребристое, шероховатое, с бугорками, солнцезащитное, увеличительное, мелодичное.
Активизация: тяжелое, толстое, легкое, прозрачное, цветное, салатница, флаконы, фужер.
Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, чтение стихотворений о стекле, отгадывание загадок.
Этапы проведения и время | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методические указания и приемы |
1.Организационно-мотивационный этап Этап постановки проблемы | Предлагаю детям встать в круг. Здравствуйте ребята. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки и хорошее настроение. Сегодня такой замечательный день! Внимательно посмотрите вокруг себя, что вы видите? Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала. Раздаётся стук в дверь. (подхожу к двери, в руках красивый конверт). -Ребята, нам принесли письмо! Давайте его откроем и я прочитаю что там. (читаю детям загадку) Холод терпит, а палку нет. Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет. Его не видишь, а потрогать можно. На окошечках простое, А в бутылочках цветное, Не бежит, не льётся, А ударишь - разобьётся. Очень хрупко и прозрачно В пользу людям предназначено. В группу заходит Бабушка Яга со словами: -Ох стекло, стекло, стекло… какие свойства у него? Стара я стала и не зрима, забыла все что раньше было. (садится рядом с детьми) Помогите мне детишки узнать, о свойствах стекла, в моем глухом лесу нет школы, детского сада и я о нем совсем ничего не знаю! - Так вот значит кто нам письмо прислал, давайте поможем Бабушке- Яге узнать сегодня о том какое оно- стекло! Сегодня я вас и нашу гостью, дорогие ребята, познакомлю со свойствами стекла. | Все дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. - Разные предметы, их много. Наблюдают за происходящим, внимательно слушают воспитателя - Давайте! - Стекло! Наблюдают, слушают диалог воспитателя с Бабой ягой. - Да! Давайте! | Приветствие Сюрпризный момент Художественное слово- загадка Проблемная ситуация |
Основная часть | |||
2. Этап ознакомления с материалом | Дети, подходим к столу, а ты Бабушка- Яга присядь, внимательно слушай нас и наблюдай за нами. Ребята посмотрите у нас на столе, что-то лежит. Давайте рассмотрим и назовем. А из чего сделаны все эти предметы? Правильно эти предметы сделаны из стекла, очень много изделий делают из стекла. Давайте познакомимся с ними поближе и узнаем свойства стекла. ( показываю детям декоративную вазочку с ягодами), скажите, что находится в вазочке? - А как вы это поняли? Абсолютно, верно, Даниил, вазочка прозрачная – запомните это свойство. Вывод: стекло прозрачное. А где еще используется прозрачность стекла, что делают из стекла? Верно, но это не просто очки, они называются солнцезащитные, защищают наши глаза от солнца. Сейчас, я вас попрошу взять в руки стеклянные изделия и определить, назвать, на ощупь какие они? А еще, ребята, эти предметы из стекла шероховатые, ребристые, с бугорками. Давайте все вместе еще раз проговорим эти слова. Молодцы, ребята. Обратите внимание, что изделия могут быть из толстого и тонкого стекла. Из тонкого стекла делают окна, лампочки. А из толстого, делают увеличительное стекло, лупу (показ лупы). Давайте мы с вами посмотрим через лупу на игрушку. Что произойдет, если лупу направить на игрушки? Вывод: Стекло имеет свойство увеличивать предметы. Давайте вместе еше раз повторим –Увеличительное. Правильно, а что будет если уронить или бросить изделие из стекла? Вывод: Свойство стекла-хрупкое. Верно, а можно ли в стеклянные изделия наливать воду? Вот например стакан, Ярослава, он пропускает воду? И так , какое стекло? Водонепроницаемое. Повторите все вместе это слово. Вывод: Стекло –водонепроницаемое. (наливаю в стакан воду, говорю детям) Для того чтобы узнать еще одно из свойств стекла, нам нужно провести небольшой эксперимент. Смотрите внимательно. (аккуратно опускаю стеклянную фигурку в стакан с водой) Ребята, что произошло со стеклянной фигуркой? Что это значит? Правильно, Егор стеклянная фигурка утонула, и еще одно из свойств стекла- оно тяжелое. Вывод: Стекло – тяжелое. И снова предлагаю нам немного поэкспериментировать вместе с нашей гостьей. Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте. (аккуратно ударяю карандашом по стенкам сосудов, прикасаюсь одним стаканом к другому), предлагаю детям повторить опыт. Давайте вместе еще раз назовем одно из свойств секла- мелодичное. Так , напомним Баба-Яге какие свойства у стекла и какое оно на ощупь? Как нужно обращаться со стеклянными изделиями? Как их можно использовать? Баба- Яга: Ой, спасибо вам ребята за эту полезную информацию, полетела я в лес, мне в жизни очень пригодится то что я сегодня узнала с вами, спасибо большое, До свидания! ( уходит) | - Стаканы, вазы, бутылочки, салатницы, различные флаконы и т. д. - Эти предметы сделаны из стекла. - В вазочке находятся конфеты - Вазочка прозрачная, и нам видно что в ней лежит Из стекла делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки, аквариум, градусник - На столе очки -Гладкие, холодные, скользкие Слушают воспитателя - Игрушка становится больше в несколько раз. Разобьётся, потому что стекло хрупкое и нужно пользоваться аккуратно стеклянными предметами - В изделия из стекла можно наливать воду, стакан воду не пропускает Дети внимательно наблюдают за действиями воспитателя. - Фигурка утонула , потому что она тяжелая. Внимательно смотрят за происходящим и слушают воспитателя. Дети повторяют эксперимент. - Солнцезащитное, увеличительное, прозрачное, тяжелое, хрупкое, ребристое, шероховатое мелодичное. - Аккуратно не бросать и не кидать, потому что стекло хрупкое, изделие разобьется. Можно наливать в стеклянные изделия различные жидкости, защищать глаза от солнца, изготавливать посуду и окна. | Вопросы Обследование предметов Добиваться от детей полных ответов Вопрос Уточнение воспитателя Вопрос Обследование предметов Обобщение воспитателя Хоровое и индивидуальное проговаривание Установка на рассматривание Уточняющие вопросы Хоровое и индивидуальное проговаривание Обобщения воспитателя Хоровое и индивидуальное проговаривание Воспитатель проводит эксперимент Обобщение воспитателя Опытно- экспериментальная деятельность Хоровое и индивидуальное проговаривание |
Этап практического решения проблемы | А сейчас ребята мы с вами немного поиграем. Становимся в круг. Игра «расскажи о свойстве стеклянного предмета» Я буду бросать мяч, называя стеклянное изделие, вы кидаете мне мяч обратно и называете свойство текла того изделия, ( предмета). Понятно? Начинаем! Очки для зрения… Лупа… Хрустальная ваза Столовый стакан Тарелка Очки от солнца Ваза для варенья Если дети затрудняются с ответом, задаю наводящие вопросы, уточняю, какие свойства могут быть у стекла. | Дети с воспитателем играют в игру. - Увеличительное - Увеличительное - Хрупкое - Прозрачное - Толстое - Солнцезащитное - Прозрачное | Игра малой подвижности Объяснение правил Наводящие вопросы |
3.Заключительная часть | Ребята, нам удалось показать и рассказать Баба-Яге какие свойства есть у стекла, какое оно на ощупь и как эти свойства можно использовать? Что нам помогло в этом? Что нового вы сегодня узнали? Что было сложно? Мы с вами определили какими свойствами и какое на ощупь бывает стекло. Вы все молодцы, нам удалось объяснить Баба-Яге как можно использовать эти свойства стекла, на что обратить внимание. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин стеклянных изделий» | Ответы детей | Вопросы Похвала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Ознакомление со свойствами и качествами ткани в средней группе"
Цель: помочь детям с помощью разнообразных действий определить качества ткани: тонкая и толстая; гладкая и не гладкая; ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; свой...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению со свойствами и качествами бумаги в старшем дошкольном возрасте
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению со свойствами и качествами бумаги в старшем дошкольном возрасте I. Воспитательно-образовательные задачи.1. Образовательные задачи.- Продолжать уч...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области Познавательное развитие ФЭМП в старшей группе
Развитие математических представлений ребёнка средствами математических игр....
Конспект проведения дидактической игры «Помоги божьей коровке»» в режимных моментах в старшей группе.
Игра организуется за столом, в ней принимают участие от одного до дести человек. Необходимо правильно сосчитать точки на спинке божьей коровки и «посадить» ее на ромашку с соответств...
Конспект проведения детско-родительского образовательной деятельности «Каждой пичужке по кормушке» в старшей группе
Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс; развитие у детей познавательного интереса через формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним...
Конспект проведения Индивидуального занятия Техника рисования детьми разыми изобразительными материалами в средней группе
Тема: «Рыбка в аквариуме»Образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: познакомиться со смешанной техникой рисования различными материаламиЗадачи:Образовательные:...
Ознакомление со свойствами и качествами материалов: дерево и металл
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31533265","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 163px; height: 30px;"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...