Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментальной деятельности.
статья по окружающему миру
Экологическое образование и воспитание заключается в понимании каждым человеком чувства природы, её незаменимой ценности и красоты, в понимании того, что природа – основа всего живого на Земле. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_statya.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментальной деятельности.
Экологическое образование и воспитание заключается в понимании каждым человеком чувства природы, её незаменимой ценности и красоты, в понимании того, что природа – основа всего живого на Земле. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду. Знания и убеждения, полученные в детстве под влиянием взрослых, вырабатывают у детей предпочтения, которые складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно. Решение проблемы экологического воспитания дошкольников возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности воспитателей осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию.
Я, как руководитель экологического кружка «Юный Эколог» в старшей группе « Конбагыш» разработала Программу кружка на основе парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный Эколог», Н. А. Рыжова «Наш дом природа», региональной программы « Я - башкортостанец» Р. Л. Агишевой, что позволяет дать детям более глубокие знания. Основные цели программ — воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.
Свою работу по экологии я начала с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи. На втором этапе занялась выбором теоретического материала, подбором практических методов, составила план, куда вошли также занятия по экологическому воспитанию.
На организованных образовательных деятельностях я использую художественную литературу о природе, так как она глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова, а так же башкирских писателей А. Игебаева, С. Алибаева, Ф. Рахимгуловой, Г. Юнысовой, А. Ягафаровой, К. Даяна и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы.
Кружковые ООД проводятся в группе, на территории детского сада в соответствии с перспективным планом 2 раза в неделю. Использую такие методы как наблюдение, экспериментирование, опыты, организация поисковой и исследовательской деятельности, решение проблемных ситуаций. Наблюдения, которые организуются в ходе ООД, являются основой и составляющей частью всей работы, т. к. целенаправленные наблюдения за живой и неживой природой в разное время года дают возможность сравнивать наблюдаемые объекты, определить влияние природы на изменение этих объектов.Ведется работа с календарями природы, дневниками наблюдений.
С большим интересом проходят ООД, где проводим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования при ознакомлении со свойствами воды, воздуха, песка и т. д. Исследовательская деятельность вызывает у детейинтерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры.
Дети очень любят экспериментировать с водой, воздухом, снегом, металлом. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В процессе экспериментирования дети чувствуют себя учеными, исследователями, учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно), но и для живых объектов, т.е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
В группе оформлен живой уголок, который содержит растения, имеются орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки. Живой уголок в группе помогает привить нашим детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширяет кругозор и помогает получать новые знания.
Имеется картотека экологических игр: " Приготовь лекарство", дидактические игры: « Экологическая пирамида», «Что где растет? », «Пищевые цепочки на лугу» «Пищевые цепочки водоёма», «Пищевые цепочки в лесу», «С какой ветки детки?», «Что из чего сделано?»по ознакомлению с природой, иллюстрации о природе родного края.Так же в работе широко использую загадки о природе и природных явлениях. Наглядный материал: стенды, фотографии, комнатные цветы, деревца на участке детского сада, фонотеку дисков с познавательным материалом о природе.В кружковой деятельности используются различные подвижные игры природоведческого содержания«Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса»,в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память.
Настольно-печатные игры «Времена года», «Чьи детки»,«Кто где живёт?»,"Такие разные животные", «Чей это хвост»,« У кого какой малыш?», «Необычные цветы»,«Кто, чем питается?»,«Узнай дерево», направленные на уточнение, систематизацию и классификацию представлений дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы.
Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» - закрепляющие представления о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.
На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов; активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Совместно с детьми и родителями собрали коллекцию семян, камней, листьев. Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала.
Также совместно с родителями организована акция « Поможем птицам перезимовать!», где дети вместе с родителями принимают участие в изготовлении кормушек для подкормки птиц. Разнообразные красочные кормушки помогают закреплять представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, воспитание у детей бережного и заботливого отношения к птицам, любви к природе, чувства сострадания к братьям нашим меньшим. В ходе которого был проведен смотр-конкурс на лучшую кормушку.
Кроме того, в план введены эколого-оздоровительные прогулки и экскурсии: «Экскурсия в огород», «Экскурсия на клумбу с цветами», «Экскурсия в парк», «Экскурсия в лес».
В группе имеется уголок экспериментирования. Он представлен в виде опытного уголка и мини-огорода. На своем «огороде» мы выращиваем репчатый лук, укроп, петрушку, огурцы, горох, рассаду томата и цветов. Детям очень нравится исполнять роль дежурного на «огороде».
У детей сформированы представления о природе, они понимают, что в окружающем мире всё взаимосвязано: неживая природа, растения, животные, человек.
Выполнение различных заданий показало, что отношение детей к природе (в суждениях) положительные. Они стараются бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа.
Я считаю, что очень важно использовать личностно-ориентированный подход, стараюсь, чтобы каждый ребёнок сформулировал своё предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает. Поэтому дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. У детей заметно развилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, легче устанавливать причинно-следственные связи.
В поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Литература
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995
2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. М., 1991
3. « Учитель Башкортостана» (журнал) Уфа – 2006, № 8.стр 12-14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность
Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...
Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность
Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...
Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников
Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников...
Педагогический проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментирования в неживой природе»
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...
Воспитание экологической культуры дошкольников посредством фольклора
В консультации представлен материал по формированию основ экологической культуры у дошкольников через использование фольклора (устного народного творчества)...
«Формирование экологической культуры дошкольников посредством ИЗО деятельности детей»
выступление на педсовете...
Опыт работы по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектного метода"
В работе рассмотрена проблема формирования экологической культуры дошкольников. В статье четко выделены цель и задачи экологического воспитания....