Воспитание экологической культуры дошкольников посредством фольклора
консультация по окружающему миру по теме
В консультации представлен материал по формированию основ экологической культуры у дошкольников через использование фольклора (устного народного творчества)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_ekologicheskoy_kultury.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, основ экологической культуры.
Чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.
Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема новая, мало изученная, и, бесспорно, интересная.
Народное искусство в детском возрасте имеет великую эмоциональную силу, а выразительность его образов определяет место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает» ...
Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Фольклор обладает мощной побудительной силой. Влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
Отсюда, дети недостаточно знакомы с экологией родного края, с русским календарным фольклором, народными традициями, приметами и явлениями природы.
Главной целью моей работы является: максимально заинтересовать ребенка жизнью своих предков, показать взаимосвязь явлений природы с трудовой и обрядовой деятельностью через знакомство с произведениями детского фольклора.
Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, разнообразные трудовые процессы), и по задачам.
Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. Фольклор эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т.д.).
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.
Реализуя на практике поставленную перед собой цель, мною была создана система кружковой работы в этом направлении, которая включила в себя раздел детского календарного фольклора. А также был подобран музыкальный репертуар, соответствующий народной традиции нашего региона, приметам и явлениям природы экологической направленности. В специально разработанный комплекс тематических занятий познавательного цикла, вошли произведения, имеющие сезонный характер: это календарные народные пени и игры, танцы и хороводы, обрядовые действия, которые обогащают знания воспитанников народными приметами календарно-земледельческого круга.
На таких тематических занятиях как «Экскурсия в огород», «На деревенском дворе», «В гостях у Мухи-Цокотухи», «Война грибов с ягодами», «Русская берёзонька» дети узнают много интересного из окружающего их мира насекомых, зверей, птиц и растений, впитывая свойственные только им особенности, сопереживая всем тем трудностям, с которыми сталкивается окружающая нас природа и её жители.
Опираясь на сведения народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять такие темы, как «Домашние и дикие животные», «Перелётные и зимующие птицы», «Времена года», «Овощи», «Злаки», «Цветы», «Ягоды», «Грибы». Многие песни полюбились и хранятся в памяти детей - про комара, солнышко, дождик, берёзку. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряженья, подражания тому или иному персонажу, образу.
Собственно, детский календарный фольклор – это заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным, они не носят магического характера, являясь для детей скорее элементами игры, в той или иной степени они связаны только с природой.
Наиболее распространенным и активно бытующим жанром на моих занятиях с детьми являются заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции. А так же близкий к закличкам, жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к зверям, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рожки; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, а так же интонировать говорком.
Результатом моей практической деятельности в экологическом направлении является проведение фольклорных праздников, связанных с явлениями природы («Осенины на Руси», «Масленица», «Светит солнышко для всех», «Праздник зонтика», «В гости к рябинке», «У природы нет плохой погоды…»), на которых дети обобщают свои знания о сезонных явлениях природы. Благодаря таким фольклорным праздникам и развлечениям дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы.
Детям очень импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление её могуществом и красотой в любое время года. Фольклор также воспитывает у детей и эстетическое отношение к природе, обусловленность сельскохозяйственного труда природными явлениями, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев ... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.
Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».
Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно.
Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.
Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.
Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
Создание технологии фольклорно – экологического воспитания
В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.
При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы.
• Доступность содержания детям дошкольного возраста.
• Познавательная и нравственная значимость.
• Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.
Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой ... Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.
Например.
Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.
Кошка скребет пол - жди метели.
Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.
Утром нет росы на траве - жди дождя.
Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.
Воробьи купаются в пыли – к дождю.
Ласточки и стрижи летают низко скоро начнется дождь.
Наблюдения, связанные с приметами, мы зарисовывали: что ожидалось и что было на самом деле. Некоторые дети сами «открывали» приметы погоды?
Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т.п.
Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.
Заклички и приговорки использую прежде всего как игровой прием.
Наблюдая за радугой, дети просили ее напоить землю.
Радуга - дуга,
Пришли нам дождя.
Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»
Уж дождь-дождем,
Поливай ковшом,
Поливай весь день
На наш ячмень.
На бабью рожь,
На мужиков овес,
На девичью гречу,
На маличье просо
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай
Сколько хочешь поливай
Когда дождь идет долго и дети не могут выйти на улицу, мы призываем солнышко.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни, высвети.
Твои детки плачут,
Пить, есть хотят.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.
С просьбой «подарить» хорошую погоду обращались к радуге.
Радуга-дуга,
Перебей дождя!
Радуга - дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко Колоколнышко!
Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит - к вёдру, если будет ползать по ладошке - жди дождя.
Коровушка, буренушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Божья коровка,
Вёдро иль ненастье?
Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.
Синички - сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята - молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам скорей весну ведите!
Сейчас птиц на волю не выпускают: если они долго прожили в клетке, им трудно адаптироваться в природе. Поэтому эту закличку можно использовать в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображали разных птиц.
К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.
Весна-красна, появись,
Солнышком ярким обернись!
Растопи нам снежок,
Зазелени наш лужок
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Потешки. Они, как правило, сопровождали игры с малышами (с их пальцами, руками, ногами).
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошка
Полное лукошко!
Домой принесите,
Всех угостите!
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
В лесок, во борок
Грибы, ягоды собирать,
К зиме припасать!
В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром.
Например. Я показываю детям иллюстрации лошадей различной масти и читаю потешку:
У нашего дядюшки
Четыре лошадушки:
Первая лошадь, пегая,
Мимо двора бегала.
Другая - гнедуха
Ушла с голодухи.
Третью - савраску
Свел со двора Тараска,
А четвертый - соловой.
Его давит домовой.
Сиди, Ерема, дома.
Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красноваторыжая, с черным хвостом и черной гривой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.
Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые «приближают» окружающий мир, делают его реальным и понятным.
Дошкольники наблюдают, как убирают сено на участке дворники Алексей Иванович и Петр Николаевич; я объясняю, для чего это делают, и читаю прибаутку.
Стучит, бренчит на улице
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке -
Туда же по дорожке.
«Куда, Фома, едешь?»
«Сено косить»
«На что тебе сено?»
«Коровок кормить»
«На что тебе корова?»
«Молоко доить»
«На что тебе молоко?»
«Ребенка поить»
Среди прибауток много небылиц. Их используем для игр типа «Бывает - не бывает».
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Кочерыжка чтоб яичко снесла,
Чтобы веник раскудахтался,
Поварешка бы утят высидела?
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Журавелюшка всю ночь проходил,
Он насилу жеребеночка родил!
Ну, а уточка - телушечку,
Ну, а курочка - бычка, бычка!
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Чтоб зимою в поле травушка росла,
Чтоб зимою в саду роза зацвела.
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток
Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.
Чтобы дети могли отгадать эти загадки, я организовала цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложила изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: В ясный день (перистые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (темные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землей или во время летних затяжных дождей).
Разбирая загадки, обращала внимание на сравнения, образные выражения (небо - ковер, ночь - черный лебедь, день - белый лебедь). Это помогало детям составить свои интересные и образные загадки.
Чтобы сформировать у детей доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому, стоя у березки, вместе с детьми хлопаем в ладоши. Я читаю стихи:
У красы-березки
Платье серебрится,
У красы-березки
Зелены косицы.
Пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я пользуюсь следующими приемами,
• Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.
• Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
• Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».
• Ввожу в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
• Отождествляю природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т.п.
• Ввожу элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.).
• В присутствии детей не допускаю неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.
Работу по ознакомлению с фольклором проводила одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).
В своей работе я часто использую «экологическую сказку», рассчитанную в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово - «из уст в уста» - передавать ее содержание детям, создавая приоритетную установку на целенаправленное восприятие. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное - умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости. Иными словами, знакомя ребенка с экологической сказкой, я задумываюсь: что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить)? Стараюсь понять, благодаря каким ценностным ориентациям эта сказка представляет интерес и для современного ребенка. Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.
Фольклорные произведения для дошкольников несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок - вершина человеческой любви.
Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для детей - народная дидактика, школа материнства.
Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников
Методическая разработка...
«Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации тематической недели «Экология в ДОУ»
«Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации тематической недели«Экология в ДОУ»...
Методическая разработка «Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников»
Составитель: Гончарова Ирина Сергеевна музыкальный руководительСодержание Введение I. Фольклор и экология как важные факторы развития личности 1.1 Экологическая культура...
Педагогический проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментирования в неживой природе»
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...
Презентация из опыта работы: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством изодеятельности"
Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для познавательного, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в...
Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментальной деятельности.
Экологическое образование и воспитание заключается в понимании каждым человеком чувства природы, её незаменимой ценности и красоты, в понимании того, что природа – основа всего живого на Земле. ...
Опыт работы по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектного метода"
В работе рассмотрена проблема формирования экологической культуры дошкольников. В статье четко выделены цель и задачи экологического воспитания....